I
Когда человеческие массы организуются в общество, среди людей появляются те, кто начинает обладать властью, т.е. руководить процессами, происходящими в обществе и им самим. Так образуется власть. Власть и общество созависимы. Совокупность их взаимоотношений спустя некоторое время систематизируясь, проходя процесс превращения в традицию и образуют систему, одним из главных элементов которой является легитимность.
В современной юриспруденции легитимность государственной власти, определяется, как степень доверия и поддержки государственной власти широкими массами населения, признание ее способности управлять страной и готовность ей подчиняться. (Перевалов, 2020, 464)
По-настоящему легитимная власть соответствует представлениям и ожиданиям общества, которым эта власть управляет. Легитимность повышает авторитет и эффективность государственной власти.
Легитимная государственная власть пользуется поддержкой со стороны народа. Такого рода поддержка выражается в согласии между государством и обществом, когда общество подчиняется такому государству и считает, что последнее действует в его интересах.
Со временем общественные отношения становятся более сложными. И в тот момент, когда власть от обычайного и традиционного регулирования переходит к правовому, у легитимной или нелегитимной власти появляется такой признак, как легальность.
Легальность государственной власти – юридическая характеристика государственной власти, означающая ее официальное провозглашение, правомерное установление и функционирование в режиме законности.
Иными словами, легальная власть, это та власть, которая получила свои полномочия по управлению обществом в соответствии с действующим законодательством, и осуществляет этот процесс на основании закона.
Иногда понятия легальность и легитимность могут дополнять друг другу, как в случаях, когда власть находится в руках тех, кто получил ее по определенной правовой процедуре, такой как наследование (в монархиях) или на основании мандата (демократические республики) и т.д. Однако бывают и ситуации, чаще всего экстремальные для государственной системы и самого государства, когда власть не может быть одновременно легитимной и легальной. Такая ситуация, например, может сложиться в результате революции, когда легальная власть уже не легитимна, а новая легитимная ещё не успела стать легальной.
Также, нужно сказать, что «новая легитимная власть», не всегда имела такой признак. Для того, чтобы его получить, необходимо было пройти процесс легитимации.
Легитимация государственной власти – это процессы и явления, основания и формы посредством которых власть приобретает свойство легитимности перед лицом общества.
II
Важность данного исследования заключается в значении работ Макса Вебера в отношении многих вопросов политологии, а также социологии и философии, которые остаются актуальными и в наше время. Вопрос взаимодействия политических лидеров, бюрократии и народа все еще остается актуальным в настоящее время. Вот почему интерес к веберовским идеям сохраняется и они находятся в центре внимания политологической мысли, так как они раскрывают сущностные связи между основными участниками политического процесса.
III
Тему легитимности неоднократно в своих работах затрагивает немецкий исследователь Макс Вебер.
По его мнению несмотря на то, что право является важным элементом общественного порядка, оно только условно защищает выстроенную общественную систему. Фактически же выстраивание взаимоотношений между властью и народом в большей степени зависит от признания власти подчиненными, их добровольное согласие и готовность ей подчиняться. Так Вебер подходит к понятию легитимности.
Ученый отмечает, что легитимность, в отличие от норм права обладает гибкостью и нестабильностью. Согласно его трактовке, легитимность делает упор на движение «от лидера к массе». Как писал сам Вебер: «признание народом законности и правомерности официальной власти является фундаментальной ее характеристикой».
В центре внимания автор располагает понимание обществом и народом власти, а не просто ее официальное закрепление в документах. Те, кто получил власть, могут относительно легко обеспечить себе легальность с точки зрения закона. Однако стоимость этого формального признания не столь важна, как признание политической власти народом, то есть ее легитимность.
Согласно работам Вебера, легитимация, не является однотипным процессом, а всегда происходит неодинаково и по разным причинам. На основании этого им выделяются три основных принципа легитимности: традиция, харизма и легальность.
Традиционное господство, согласно Веберу, определяется нравами и поведением, и является "авторитетом прошлого". Его легитимность основывается на общепринятой вере в священность обычаев. Вебер считал, что это самый простой и универсальный вид власти. Традиционное господство основывается на вере в справедливость и священность существующих порядков и власти. Вебер рассматривал патриархальное государство как самый чистый пример такого типа господства, которое предшествовало современному буржуазному государству.
Харизматическое господство по Веберу отличается от классического типа господства прямо противоположными характеристиками. Оно опирается на особые не приобретаемые способности и качества личности, которые выделяют ее из остальных. В понятие харизмы (происходит от греческого термина "священный дар") ученый включает магические способности, исключительную силу духа и выразительность в словах.
Основой легального господства является добровольное признание установленных юридических норм, с целью установления общественного порядка. Вебер относил к этому типу господства современные ему европейские страны - Великобританию, Францию и США. В таких странах как контролирующие, так и управляющие подчиняются не личностям, а четко определенным законам. Таким образом, основной принцип легального господства — это принцип правового начала.
Здесь говорится об идеальных типах, которые не существуют реально. Сам Вебер отмечает, что в различных политических системах данные типы переплетаются при преимущественном положении какого-либо из них.
IV
Согласно французскому ученому М. Догану, значимость концепции легитимности, которую представил М. Вебер, в его теории такова, что она заслуживает проведения эмпирического исследования. Основываясь на этой концепции Вебера, Доган провел исследование и выделил четыре категории государств в зависимости от того, насколько признается власть в них.
В первой группе находятся демократические страны, где власть получает признание от большинства населения. Во вторую группу включены авторитарные и смежные режимы, где существует проблема соблюдения прав и свобод человека. Третью категорию составляют тоталитарные и диктаторские режимы, где граждане имеют негативное отношение к власти, но не могут выразить свое мнение из-за определенных причин. В этих странах присутствует «скрытая нелегитимность». В последней категории находятся страны, где нет смысла обсуждать легитимность политического режима, так как граждане неспособны осознать ее. Эти беднейшие государства Африки и Азии обычно приписывают все проблемы стихии или воле богов. В результате, понятие "легитимность" не применяется к многим странам "Третьего мира".
М. Доган считает, исходя из полученных результатов, что концепция легитимности по Веберу является устаревшей. Он считает, что современные политические режимы трудно подходят под определение легитимности Вебера.
Совершенно иную точку зрения представляет А. Дибиров. Он считает, что в целом концепция легитимности Макса Вебера применима и в настоящее время. Но ее недостатком является нечеткое разграничение видов власти. Поэтому, по мнению А. Дибирова, веберовская концепция нуждается лишь в тщательном разделении в текстах, где о какой форме (политической, государственной, или «власти вообще») власти идет речь. Но этот недостаток свойственен и многим современным ученым.
V
Таким образом, можно отметить, что работы Макса Вебера до сих пор не утратили своей актуальности, в частности используются при составлении научной литературы. Они в полной мере позволяют отразить модель основы установившихся взаимоотношений власти и общества в вопросах подчинения государственной власти.
Вот такая статья у меня получилась, буду рад ваши комментариям и замечаниям!
Спасибо за прочтение!