Найти тему

Из истории ООО "Севертранс""

Как я уже писал в статье про первый автобус, автобусное движение в Воркуте началось в 1943 году. Однако специализированное предприятие, занимающееся городскими автобусными перевозками, было создано несколько позже - в 1954 году. Тогда оно называлось коротко и ясно - АТК (полное название - Автотранспортная контора). Однако с течением времени оно превратилось в Воркутинское МППАТ (муниципальное предприятие пассажирского автомобильного транспорта). Предприятие было крупным, обслуживало не только город, но и окрестные посёлки и шахты. На более чем четыре десятка маршрутов выпускалось несколько сотен автобусов не просто ежедневно, а в круглосуточном режиме.

Откуда в заполярном городе столько маршрутов? Наверняка вы сейчас задаётесь именно этим вопросом. Отвечу: у меня на данный момент есть сведения о работе в советское время маршрутов №1, 2, 3, 4, 5, 5А, 5Б, 6, 7, 7А, 7К, 8, 9, 10, 10А, 10Б, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 101, 101Э, 102, 102Э, 103, 103С, 104, 104С, 105, 106, 107, 108, 108Э, 109, 110, 111, 111С, 112, 113, 114, 115, 115С, 116Э, 117, 117К, 118, 119, 120, 121, 122С, 123, 124, 125С. Да, я понимаю, что не все из перечисленных маршрутов работали одновременно. Однако эти маршруты были. Почти на каждую шахту (а их было 13) было минимум по два маршрута - из города и из ближайших посёлков. Были и маршруты между посёлками.

А теперь представьте, каким должно быть автобусное хозяйство, чтобы обслуживать всё это маршрутное многообразие. Воркута награждена орденом трудового красного знамени. И пассажирское АТП однозначно должно было соответствовать этому статусу. Оно и соответствовало, было лучшим на просторах РСФСР. Но...

К сожалению, времена меняются. И в самом начале 2000-х гг. воркутинской мэрией было принято очень смелое решение о ликвидации МППАТ. Территория автобусного парка и автобусы были отданы на откуп в частные руки. Новым перевозчиком стало ООО "Севертранс". Всё это произошло в 2001 году при легендарном воркутинском градоначальнике И. Л. Шпекторе. Не мне судить о том, имел ли право Игорь Леонидович лишать крупный город муниципального транспортного предприятия. И я не собираюсь гадать о причинах столь странного поступка. Что сделано - то сделано.

ООО "Севертранс" работало на протяжении многих лет. Как оно работало - хорошо или плохо? Не мне давать оценку работе транспортного предприятия, работу которого я не застал. Но "Севертранс" работал без малого два десятилетия, и это факт. Это предприятие обслуживало все автобусные маршруты, число которых постоянно сокращалось. Шахты продолжали закрываться.

На 2014 год ООО "Севертранс" обслуживало следующие маршруты:

1. Площадь Победы - Квартал Заводской;

2. Шахтёрский район - Вокзал;

5. Площадь Комсомольская - Охотсоюз;

6. Бульвар Шерстнёва - Вокзал;

7к. Площадь Победы - Площадь Кирова;

8. Шахтёрский район - Площадь Кирова;

9. Площадь Победы - Квартал Совхозный;

10. Охотсоюз - Вокзал;

10а. Площадь Победы - Аэропорт;

11. Площадь Победы - Вокзал;

12. Шахтёрский район - Площадь Комсомольская;

17. Шахтёрский район - Площадь Кирова;

103. Площадь Металлистов - Северное кольцо;

104. Площадь Металлистов - Западное кольцо;

Скорый. Площадь Металлистов - пос. Северный (Шахтёрская конечная);

Скорый. Площадь Металлистов - пос. Воргашор.

Ещё были и другие маршруты. Как минимум, в 2006 году появился не только маршрут №17, но и другие. На табличке на остановке "Рынок" указан некий маршрут №16, сведений откуда и куда он ходил у меня пока нет. Но знаю, что открыт он был одновременно с маршрутами №17 и 15.

Это при ООО "Севертранс" появились на всех автобусных остановках те самые бело-синие таблички с указанием маршрутов и их расписанием. И те самые бело-синие маршрутные трафареты тоже наследие "Севертранса". Так что много было хорошего во времена предприятия, созданного, как многие полагают, для отмыва денег.

Но и этому предприятию, полноправному наследнику Воркутинского МППАТ, было суждено обрести конец. На конец 2017 года на маршрутах №2, 9, 10, 103 и 104 работали другие перевозчики - различные ИП. 1 января 2018 года на улицы Воркуты вышли новенькие оранжевые автобусы ПАЗ-3204. Сколько их было всего - мне доподлинно не известно. Однако из 40 водителей, работавших у нового перевозчика, 30 перешли на работу из ООО "Севертранс".

Из релиза администрации Воркуты, опубликованного в преддверии 2019 года, становится понятно, что ООО "Севертранс" ушло с рынка пассажирских перевозок в 2018 году, возвратив в казну города муниципальные автобусы. Уход с рынка ООО "Севертранс" связан с применением воркутинской мэрией новых правил пассажирских перевозок как раз в 2018 году. А мэрия успешно отчиталась о сэкономленных в результате проведения этих мероприятий более чем 20 миллионов рублей в год на возмещение выпадающих доходов на убыточных маршрутах.

В 2019 году из бывших маршрутов ООО "Севертранс" действовали маршруты №1, 2, 7к, 9, 10, 10а, 103, 104. Следовательно, с 1 января 2019 года были отменены маршруты №5, 6, 8, 11, 12, 17 и оба "скорых". Если разобраться, то отмена этих маршрутов - не слишком большая потеря. Маршрут №5 почти полностью (за исключением одной остановки) повторяется маршрутом №27. Маршрут №6 имел брата-близнеца №22. Маршрут №8 на всём протяжении дублировался маршрутом №30. Маршруты №11 и 17 имели альтернативу в виде маршрутов №23 и 38. Оба "скорых" покрывались соответственно маршрутами №101 и 45. И лишь маршрут №12 имел свою "изюминку", проходя по дамбе. Вот так и закончилась история ООО "Севертранс" длиной 17 лет.

Когда я приехал в Воркуту, я практически сразу же наведался в края, где некогда располагалось ООО "Севертранс". Моё внимание привлекал памятник автобусу ЛиАЗ-158В на постаменте у ворот предприятия.

ЛиАЗ-158 в Воркуте
ЛиАЗ-158 в Воркуте

-2

Тогда я ещё не знал, что доступ на территорию свободный, поэтому сделал единственное "шпионское" фото прямо стоя во въездных воротах. Тогда на территории мной было замечено несколько автобусов МАЗ-206 разных цветов (жёлтые и белые), большинство из которых были с воронежскими номерами. Стояли они с табличками "Заказной" под лобовым стеклом. Один из этих автобусов я впоследствии неоднократно замечал в городе. Рядом с МАЗами-206 стоял боком белый ПАЗ-3203 в непонятном для меня состоянии. Это было 6 сентября 2022 года.

Территория ООО Севертранс в 2022 году
Территория ООО Севертранс в 2022 году

В следующий раз я отправился в эти края только 22 января 2024 года. Сделав очередное "шпионское" фото я заметил, что автобусов на территории заметно поубавилось. Куда-то исчез ПАЗик. Да и автобусов МАЗ-206 заметно поубавилось.

По состоянию на 24 января 2022 года на территории ООО "Севертранс" стоит всего один жёлтый МАЗ-206, а также несколько списанных автобусов ПАЗ-4230 "Аврора". Других автобусов вблизи территории нет. Сама же территория используется различными фирмами под разные нужды. Очень жаль, что автобусный парк больше не используется по своему назначению.

Фотоотчёт с территории от 24 января 2024 г :

-4

-5

-6

-7

-8

-9

-10

-11

-12

-13

Вот и я с вами прощаюсь. До новых встреч!
Вот и я с вами прощаюсь. До новых встреч!