Наверное, на этот счет существуют разные мнения и все они в какой-то степени верны.
Чтобы понять, о чем идет речь, следует подробно и точно указать точку зрения при обсуждении данного вопроса.
Для начала определим, что представляет для человека программа автоматизации чего-либо, а в данном случае - учета.
Во-первых, это инструмент.
Любая программа для ведения учета не ведет учет сама по себе, а лишь помогает его вести человеку.
Казалось бы, очевидно.
Но человек имеет способность ошибаться или даже неверно совершать какие-либо действия сознательно.
Должна ли программа его поправлять, показывать ему совершенные ошибки?
В случае арифметических или логических ошибок ни у кого сомнения не возникнет – конечно, должна.
А вот если бухгалтер сделал неправильную проводку или вовсе не отразил в проводках какой-либо приходный или расходный документ?
Адепты ISO9000 и т.п. потребуют от программы жесткости и непреклонности.
Программа должна не только поправить бухгалтера, но и примерно «наказать» его.
Это, конечно, шутка.
Но иначе разработчикам не дадут сертификат ISO.
На наш взгляд, этот подход весьма спорный.
Кто из разработчиков желает ему следовать – их воля! У них свои цели.
Однако, нелишне напомнить, что любая сертификация предполагает однозначное соответствие поведения какой-либо системы установленным наборам правил (инструкциям, предписаниям и, в конечном счете, законодательству).
В условиях перманентного изменения этого набора правил, а к тому же внутренней несогласованности и противоречивости их, процедуру сертификации надо повторять при каждом изменении.
А уж в условиях внутренней противоречивости самих правил о сертификации не может быть и речи.
Мы придерживаемся другого мнения.
Программа автоматизации должна помогать человеку совершать его работу.
В данном случае не стоит опираться на опыт Запада.
Там, где многолетняя законодательная и правоприменительная практика в условиях сбалансированного стационарного рынка создала непротиворечивый и уравновешенный набор правил ведения бизнеса, естественным образом возникают стандарты качества, на соответствие которым и проводится сертификация.
Но даже там не удастся найти молодую инновационную фирму, получившую пресловутый сертификат.
В наших условиях практически все фирмы - инновационные.
Периодические кризисы и законодательные встряски не позволяют даже крупным фирмам расслабиться.
Так стоит ли создавать программные системы, которые в угоду ISO9000 или другому стандарту будут фиксировать во внутреннем учете жесткие схемы и тем самым мешать предприятию проводить оперативную реорганизацию схем управления и учета для повышения его устойчивости?
Придерживаясь приоритета гибкости уже в течение многих лет, мы убедились в живучести таких систем и не планируем менять приоритетов в обозримом будущем.
Программа автоматизации должна помогать человеку даже в том случае, если с точки зрения законодательства он совершает неправильные действия.
У государства достаточно органов контроля и надзора за хозяйствующими субъектами, чтобы разработчикам средств автоматизации можно было добровольно не брать на себя не свойственных им функций.
Законодательство развивается из практики его применения, которую осуществляет человек, поэтому то, что сегодня человек делает неверно, с точки зрения текущего законодательства, завтра будет закреплено в нормах государства и станет верным.
Какая уж тут ISO9000!