Найти в Дзене

Последний рейс ЛУЗИТАНИИ.

Вечером 1 мая 1915 г. «Лузитания» вышла из порта в Нью-Йорке. На судне находилось 1959 человек: 1257 пассажиров (из них 129 детей) и 702 члена экипажа. Это было комфортабельное и совершенное судно. Водоизмещение судна было около 31 тыс. тонн, длина около 240 м. (длина "Титаника" - 268 метров), высота 18,5 м. В то время он был одним из крупнейших кораблей наряду с «Титаником». На борту корабля находилась детская комната, лазарет с доктором и нянечками, лифты, комнаты для домашних животных. Арочные дверные проемы, канделябры, украшения из красного дерева, дамасские диваны, глубокие и большие кресла, зимняя сады и т.д. Особенность «Лузитании» считалось непотопляемость лайнера, потому, что корабль имел двойное дно и водонепроницаемые отсеки, которые плотно закрывались.

 Лузитания в своей красе
Лузитания в своей красе

Утром 7 мая «Лузитания» находилась вблизи Ирландии, капитан приказал усилить наблюдение за морем, задраить перегородки и иллюминаторы во всех каютах, подготовить шлюпки на всякий случай, это было не предчувствие просто судно вошло в воды, где часто встречались немецкие подводные лодки (вечером 6 мая пришла радиограмма). Но капитан был уверен, что ни одна лодка не догонит судно, т.к «Лузитания» развивала скорость в 25 узлов (37 км/ч).

Лузитания. Нью-Йорк. Сентябрь 1907 г
Лузитания. Нью-Йорк. Сентябрь 1907 г

В 14.10 матрос судна крикнул в телефонную трубку капитану «С правого борта торпеда», через несколько секунд торпеда ударилась о борт судна и раздался громкий хлопок, затем раздался второй взрыв. Судно стало наклонятся на правый бок и одновременно погружаться носом. Образовалась пробоина с размер, что спокойно мог проехать паровоз. Хлынула вода, но «Лузитания» не остановилась, а продолжала двигаться, хотя мерцание ламп указывала, что скоро будет конец генератору. Капитан рассчитывал выбросить судно на отмель, надеясь, что сможет удержаться на плаву в течение часа. Это позволило бы спустить шлюпки и эвакуировать пассажиров. Но на деле все оказалось намного хуже, пробоина была такой большой, что была разрушена паровая турбина и перебита главная паровая магистраль. Когда судно стало заваливаться на правый бок, то его 20 - метровые трубы обрушились на палубу, а затем и в воду, убивая людей, соскальзывающих в воды Атлантики. Судовой радист успел подать только четыре сигнала SOS т.к подача электроэнергии в рубку прекратилась.

Газетная иллюстрация
Газетная иллюстрация

Ошибкой экипажа было и то, что, спуская шлюпки на воду с пассажирами, не учли, что судно все еще по инерции движется поэтому, когда шлюпки касались воды их, разворачивало и силой ударяло о борт корабля, опрокидывались и находившиеся в них люди оказывались в воде. Над гладью раздавались пронзительные крики.

Через несколько минут «Лузитания» все больше наклонялась на бок, люди скатывались в воду. Носовая часть почти полностью погрузилась в воду и в 14.28 гигантское судно перевернулось и ушло под воду.

SOS получили корабли находившиеся в близи Ирландии, но на помощь поспешили не все, т.к. пришло известие, что на месте крушения «Лузитании» появились немецкие подводные лодки. Одним из первых пришел на помощь греческий капитан грузового судна «Катарина», не обращая внимания на перископы, торчащие из воды. Огромную помощь в спасении оказали простые ирландские рыбаки.

Капитан Тернер до последнего находился на мостике судна, но его сбросило с палубы, в воде он смог продержался около трех часов. Один из матросов судна «Блюбелла» заметил блестящие нашивки на рукаве кителя капитана, так спасли Тернера.

Гибель Лузитании
Гибель Лузитании

Таким образом катастрофа унесла 1198 человек за 18 минут. Известно, что на корабле было 72 подданных Российской империи, из них погибли 45 человек.

Интересный факт, на борту лайнера «Лузитании» находилась пассажирка миссис Мурей, которая как оказалась была и пассажиркой в 1912 году «Тинаника», и пассажиркой лайнера «Келтик» в 1927 году, который затонул во время шторма. И во всех трех случаях Мурей выжила.

11 января 2011 года в возрасте 95 лет умерла Одри Пирл, последняя выжившая пассажирка лайнера, которой на момент катастрофы было всего три месяца.