На берегу: активность и вовлеченность – два понятия, которые ходят в непосредственной близости друг от друга. За активностью аудитории скрываются те самые пресловутые лайки, комментарии и репосты. А вот вовлеченность – это время, которое проводит человек за просмотром вашего контента. Здесь важным показателем является карта дочитываний для статей и глубина просмотра для роликов.
На примере канала «Юрист Изгарская Татьяна» поговорим о том, как поднять оба этих показателя, улучшив тем самым позиции блога в рейтинге Дзена.
Активность или мне нужны ваши лайки
Сейчас кто-то «наиболее осведомленный» скажет: я где-то читала, что лайки ни на что не влияют. Влияют и еще как! Во-первых, это лучший способ выразить благодарность автору за интересный/полезный/нужный контент. Иногда приходит чувство сожаления, что нельзя поставить дизлайк отдельным творцам за их деятельность на Дзене, но это другая история.
Во-вторых, это своего рода сигнал для алгоритмов, показывающий, что материал интересный, людям он нравится. Чем больше лайков, тем больше показов.
Комментарий здесь играет для канала туже роль. Если пользователь хочет продолжить общение с автором, после просмотра/прочтения его контента, значит материал его зацепил, вызвал в нем определенные эмоции. Еще один сигнал в пользу блогера.
Интересно наблюдать за тем, как на каналах с сотней тысяч подписчиков статья набирает с десяток-другой лайков и примерно столько же комментариев. Это прямое свидетельство того, что автор не может найти ключики к своей аудиторией. Его блог существует исключительно за счет былых заслуг.
На канале «Юрист Татьяна Изгарская» можно наблюдать картину, при которой статья с хорошим числом просмотров набирает около 1-5% реакций от общего числа подписчиков.
В чем я вижу ошибки и недостатки:
Нет призыва. Да, иногда бывает и так, что прочел статью, все понравилось, добавлять ничего не хочется.
В этом случае призыв поставить лайк может сыграть свою роль, и пользователь нажмет заветный палец вверх.
Как правильно делать призывы. Предположим, Татьяна писала на тему «наследство». В конце статьи можно приписать: «если вам интересна тема наследства, и вы хотите, чтобы я раскрыла ее более глубоко, ставьте лайк. Это даст мне понимание того, какой информации вам не хватает на моем канале».
Нет толчка к обсуждению. Принято считать, что таким толчком должен быть вопрос в конце публикации. Это ошибочное мнение. Чаще всего вопросы от блогеров выглядят наигранно, искусственно и не вызывают желания отвечать.
Другое дело, когда автор в тело статьи вписывает непопулярное мнение. И неважно, от своего имени он его выразит или поделится тем, что где-то услышал. Все что против правил вызывает реакцию.
Иногда на общение подталкивает пользователей фрагмент из жизни автора. Какой-то факт о себе, курьезный случай или маленькое приключение.
Хорошо работают фразы «я бы никогда», «интересно как вы бы отреагировали на подобную ситуацию», «только со мной могло произойти нечто подобное»…
Зачастую на канале юриста мы хотим видеть не просто опыт из личной практики, а четкий план действий в подобных ситуациях. Прям по пунктам расписанный чек-лист на пару строк. Такие публикации обычно сохраняют в закладки или делают репост к себе на страничку. А это как раз тот самый момент, которого должен добиваться автор. Именно репосты говорят о том, что вы создаете действительно интересный и нужный контент. Говорят в первую очередь для ИИ Дзена, потом уже для всех остальных.
Как поднять уровень вовлеченности
Здесь важно понимать, что вовлеченность формирует лояльное ядро вашей аудитории. Как часто вам доводилось попадать на каналы, где в обсуждениях царит дружественная обстановка и создается впечатление, будто попал на какое-то семейное мероприятие, где все друг друга знают, понимают, обмениваются какими-то только им понятными фразами?
Вовлеченность всегда строится на умении автора попадать в запросы своей аудитории. Мне часто задают вопрос: а если канал с рассказами, как мне быть, в какие цели попадать?
Отвечаю: история «мама и дочь» - попадание в запрос, рассказ о первой любви – вызовет приятные воспоминания, опять попадание в запрос. В запросы читателей можно попадать через эмоции. Вызвал ваш рассказ улыбку – попали в запрос, ничем не зацепил – значит все ваши старания мимо.
Раньше меня часто обвиняли в том, что я делаю акцент в основном на боль аудитории. Мол не хотим писать про то, что болит, мы хотим писать про то, что радует. Отлично! Пишите про мечты, сбывшиеся мечты или про то, как к ним прийти, пишите про желания, про то, что непременно вызовет радость. Но перед этим сядьте и проанализируйте, что вызывает у вашего читателя такие эмоции.
У Татьяны есть много рассказов из ее юридической практики, но очень низкая карта дочитываний. Это говорит о том, что девушка может зацепить внимание читателя, но не может его удержать. Я долго читала ее публикации и никак не могла понять, чего людям-то не хватает, вроде пишет живо, интересно, а почему показатели дочитываний такие низкие?
Ответ пришел одномоментно. Пять ссылок на другие публикации под основным текстом – вот главная причина, по которой дочитывания не засчитываются. Вы должны знать, что до тех пор, пока пользователь не пролистал ваш текст до блока с комментариями, дочитывания НЕ-за-счи-ты-ва-ют-ся. А ссылки уводят его на другой контент, либо он понимает, что все, текст закончился и закрывает его.
Очень хорошо на вовлеченность влияет оформление публикации. Используйте только качественные живые изображения, создавайте карусель из картинок, не забывайте про оформление текста цитатами, выделяйте ключевые моменты жирным шрифтом, добавляйте маркированные списки там, где это необходимо и карта дочитываний поползет вверх.
А в целом, канал «Юрист Изгарская Татьяна» мне понравился. Девушку действительно интересно читать, советы у нее дельные и истории живые, настоящие, местами поучительные.