Даже когда у тебя в кармане больше 1 млрд.руб, снять картину по легендарному произведению М.А.Булгакова остается сложной задачей. Однако, режиссер Михаил Локшин не побоялся взяться за воплощение страниц книги на экран.
Сразу хочется сказать, что новую работу не нужно сравнивать ни с сериалом, ни с книгой, хотя суть повествования, знаменитые реплики и важные сцены отражены, пусть и в авторской манере.
Но зачем нам еще одна экранизация один в один похожая на другие?
Это работа творца, и она должна говорить за него, выражать его видение, что в общем-то и получилось.
Сделаю ремарку: роман «Мастер и Маргарита» можно назвать одним из моих любимых. Еще в школе он проходил сквозь меня на одном дыхании, а сейчас просто меняется угол зрения, что только увеличивает любовь к произведению. В нем прекрасно все: от серьезных смыслов до иронии в сатирическом стиле написания.
При этом ощущение ожидания картины на экране было весьма заинтригованным без ноты «ну зачем?».
И неожиданно так сложилось, что в этом году мне удалось посмотреть другую картину Михаила Локшина «Серебряные коньки». И на удивление фильм мне понравился, как с точки зрения сюжета и идеи, так и с точки зрения операторских решений.
И после «Мастера и Маргариты» можно точно сказать, что Локшин действительно сильный режиссер.
Особенно нравится, что Локшин видит и передает Россию такой красивой и разносторонней, что в предреволюционные времена в «Серебряных коньках», что в начале советского периода в «Мастере и Маргарите».
Любопытно, что в проекте мог участвовать Гэри Олдман, ходили слухи, что он сыграет то Воланда, то Мастера, но в итоге, не срослось.
И несмотря на то, что Август Диль справился с задачей передать Воланда, Гэри Олдман - входит в состав моего личного дримкаста. Причем, как мне кажется, он уже играл похожего персонажа Оже Гранта в фильме "Трасса 60", который, между прочим, тоже о том, что люди начинают видеть то, что раньше было сокрыто.
Но предлагаю перейти к сути.
Что происходит вокруг?
Мы прекрасно знаем, что на самом деле произведение Булгакова, прежде всего, об отношениях человека с богом, о том, чтобы видеть мир за пределами тумана пропаганды, политических установок и режимов, за пределами собственного разума, желаний и пороков.
Это о пробуждении человека от пелены убеждений.
И безусловно фильм затрагивает эту важную линию.
Очень удачно выражен диалог Мастера и Маргариты:
- К Лиходееву Воланд отнесся более мягко, чем к Берлиозу, всего лишь отправил в Ялту.
- Ну Лиходеев-то от того и пьет столько, что не хочет видеть, что происходит вокруг.
То есть по сути Лиходеев еще как понимает, что вокруг происходит, мир далек от истины, о которой говорил Иешуа, и смотреть на это уж больно больно, что он хочет спрятаться в бункере алкоголизма.
Но без понимания и видения, что происходит, человек не может занять свое собственное место в мире, а только и делает, что занимает чужие должности, ищет предназначение, пытается ухватиться за авторитеты и прячется от своей собственной сути.
И только протрезвев и выйдя из кокона, Лиходеев находит свое место в мире, меняя при этом характер.
Берлиоз же ровным счетом уверен в своей собственной правоте, что нет никакой связи с миром, бога нет, и видеть мир он желает только под призмой отрицания, никак иначе. А тот, кто твердо убежден в своей правоте, никак не может измениться.
И получается, что Берлиоз прошел свою точку невозврата, и его вырезали как саркому легкого, только трамваем.
Бездомный, кстати, как и Лиходеев проходил через определенную трансформацию, встреча с Воландом окатила его холодной водой, что он начал видеть мир таким, какой он есть. Конечно такое шокирует, что захочется свечку с иконкой носить с собой.
В фильме Воланд много времени проводит с Мастером.
Хоть нам и показывают, что Воланд просто часть воображения Мастера и его романа.
Но тут мы вспомним мудрую фразу из другой книги с волшебством:
- Это все правда? Или это происходит у меня в голове?
- Конечно, это происходит у тебя в голове, Гарри. Но почему это не должно быть правдой?
И то, что Воланд в голове у Мастера, не значит, что это неправда. Вероятней всего Мастер больше всех видит и чувствует пространство, пробивая пятое измерение, не просто же так он написал "Пилата".
И если в жизни люди встречаются просто с чередой событий, которые меняют их, то Мастер показывает эти события в образе Воланда, как будто он этим управляет.
И образ Воланда, сопровождающий Мастера, помогает ему объяснить, почему все события происходят так, а не иначе.
И по сути Воланд не так прост как дьявол в известном представлении.
Он наблюдает за людьми, изучает их и занимается чисткой вредителей для мироздания.
Он как отрезвляющий фактор или череда событий, которая происходит с людьми, чтобы те поняли, что они что-то в этом мире делают не так. А такая череда обычно бывает крайне неприятной.
То есть он возвращает людей на истинный путь.
Что же это за дьявол такой?
«Я часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо».
Воланд потрясающий персонаж, который стирает границы добра и зла. Все эти границы придуманы людьми, события окрашиваются в черные и белые тона тоже людьми, а не богом.
События - это просто события, и никто не знает, к чему они приведут.
То есть Воланд тот, через кого люди проходят, чтобы увидеть свою собственную сущность, чтобы проснуться и увидеть мир таким, какой он есть, себя такими, какие мы есть, и начать чувствовать путь истины.
Но начать видеть и слышать мир, это значит глубоко обращаться к себе и осознавать свое божественное начало, а не заглушать истинный голос различными способами.
В какой-то степени, это начинает казаться, как нечто потустороннее, сверхъестественное, что происходит у тебя в голове, и об этом хочется говорить, этим хочется делиться.
Но видеть мир недостаточно, ведь нужно понимать, что есть еще и осознание уместности того, что и кому ты говоришь.
И поэтому психбольница выступает неким катализатором, после того, как ты увидел мир, нужно еще и понимать, что вообще-то мы живем в обществе, и каждый видит или не видит мир по-своему. И если кому-то можно рассказать про Воланда и Понтия Пилата, то с кем-то нужно придержать язык за зубами.
Психбольница как адаптация к уместности слов.
Никогда ничего не проси. Сами все предложат, и сами все дадут
Что вообще значит эта знаменитая сцена после бала с Маргаритой?
Сколько есть разных споров о том, что нужно уметь просить, или все же нужно справляться со всем самостоятельно.
Но на самом деле, тут не все так просто.
Фраза состоит в том числе из дополнения "особенно у тех, кто сильнее вас".
Если обращаться к вопросу о просьбах у людей, то перед богом мы все равны, все часть целого, мы можем поделиться своими ситуациями, но будет ли другой человек участвовать в нашей задаче - это его собственный выбор.
Чаще всего люди просят у бога (того, кто сильнее), помочь разрешить их проблему. То есть бог становится "таблеткой от головы".
И мне нравится, как об этом говорит психолог Екатерина Сокальская:
Когда у нас возникает проблема, есть люди, которые думают "Со мной бог, я смогу решить эту проблему", а те, кто говорит "Бог реши мою проблему".
И бесполезно просить, чтобы за нас все решилось, ситуация посылается нам, чтобы мы выросли, но раз эта ситуация от бога, то мы получаем то, с чем можем справиться, или то, что вернет нас к богу, к целостности, даже если это очень больно.
И также бесполезно просить, чтобы нам послали то, что нам хочется, потому что далеко не всегда наши желания истинны, а приходит то, что нам необходимо.
А фраза "сами все дадут" - это вопрос к тому, чтобы отказаться от своих мелких желаний и начать участвовать в том, что приносит жизнь. Посмотреть вокруг и взять то, что предлагается.
Только их испортил квартирный вопрос
Отдельно прекрасна сцена выступления в Варьете Воланда и его свиты.
Своим появлением они прерывают спектакль "Шаг в будущее", который выглядит, как самонадеянные человеческие планы.
И смотря на это из сегодняшнего дня, нас снова иронично подводят к тому, что человек не может планировать на хоть сколько-то малый срок, хотя бы в тысячу лет.
И где нерушимый Советский Союз спустя 100 лет?
Неужели он сам собой так управился?
И снова возвращаемся, что все происходит вне наших желаний и воли.
По сути все выступление Воланда и свиты есть ничто иное, как простой эксперимент, чтобы понять, изменилась ли человеческая натура?
Внешне все может меняться, но если люди всегда, во все времена не меняют свои внутренние качества, то по-настоящему ничего не изменится.
Все та же любовь к деньгам, к одежде покрасивей, жестокость и частичка сострадания.
Все так же люди разбегаются от царства истины и справедливости, следуя за своими ложными желаниями и красивыми словами.
И только поменяв фокус внимания с внешнего на внутреннее, изменения действительно могут привести к тому, о чем говорил Иешуа.
И как оказалось, какая разница какой политический режим и какая власть сейчас?
Режиссер Михаил Локшин, судя по всему, любит тему бессмысленности смены правящих элит. Он показывал это в своем фильме "Серебряные коньки", что по сути просто одна буржуазия сменяет другую, просто названия разные.
Он показывает это и в "Мастере и Маргарите" на вечеринке у Лиходеева, где рекой льется шампанское, а весь свет "пролетарского" общества имеет свою потаенную червоточину.
Тяжесть творческой ноши
Та боль, которая идет за всеми творцами по пятам.
И это не выбор, как и показано в фильме: если у тебя есть выбор, то значит ты не настоящий писатель, если ты не можешь не писать, но тебе не дают, то тебя это сломает.
И все эти истории о том, как кто-то мечтает стать актером/писателем/музыкантом, вопрос всегда стоит в том, что они ими становятся без особых усилий, но зато внутри этой карьеры делают то, что не могут не делать.
Как будто их руками говорят не они сами, говорят через них, и не всегда судьба этих творцов простая, зачастую наоборот.
Михаил Локшин показывает нам сегодняшнюю актуальную проблему: сегодня ты все, а завтра никто. Культуру отмены, которая процветает и тут, и там, не давая авторам говорить о том, о чем молчать невозможно.
В конечном итоге, "Мастер и Маргарита" остается актуальна на все времена. Само произведение настолько остроязычное и смелое с точки зрения смыслов, что сама книга выходила с трудом, что любая экранизация проходит через препятствия.
Но это то, о чем важно говорить, и экранизация сейчас важна как никогда.
Благодарю, что дочитали до конца!
Также буду благодарна за ваши лайки и подписки, это действительно помогает моему каналу развиваться.
Оставить благодарность в виде доната, вы можете по ссылке здесь.