Сказки и мифы любят все. Ну или почти все. По крайней мере поклонники жанра фэнтези год от года только прибавляются: так легче освободиться от сложных задач реального мира, забыть о суете рабочего дня. Фэнтези захватывает, включает воображение, уносит в другое измерение, где всё по-другому. Драконы, волшебники, эльфы, оборотни… Впрочем, как известно, в сказках не всё – чистый вымысел. В них описаны те же процессы взаимодействия между людьми, те же мотивы человека, те же проблемы и чувства, что и в реальной жизни. Но иносказательно.
Герои, как правило, представляют собой собирательный образ и являются носителями одного ярко выраженного качества: Кощей – это злой гений, владелец «корпорации зла», а Иван-царевич – победитель зла. Заяц – трус, лиса – коварная обманщица. Оборотень – неуправляемое, неконтролируемое, спонтанно возникающее зло. Какое облегчение, что все они – вымысел. Но так ли это?
В реальном мире есть люди, которые трансформируются в волка: обрастают шерстью, отращивают когти и клыки. В психиатрии этот феномен носит название «клиническая ликантропия» – редкое заболевание, при котором людям кажется, что они превращаются в животное, и именно это искажённое восприятие себя заставляет их менять поведение: издавать звериный рык и вой, есть сырое мясо и передвигаться на четвереньках. При этом они ведут себя в соответствие с личным представлением о модели поведения волка, основанным на тех же фильмах или сказках. Поэтому бывали случаи нападения ликантропов на окружающих, которые, по их мнению, представляли угрозу или были приняты за добычу. Исследования показали, что у большинства пациентов, страдающих подобной трансформацией, была диагностирована шизофрения, биполярное расстройство или тяжёлая форма депрессии, а триггером для трансформации являлось, разумеется, не полнолуние, а особое состояние больного.
Чёткого времени продолжительности симптома нет: он может длиться от нескольких минут до нескольких лет, а не «до рассвета, когда первые лучи солнца запустят обратный процесс превращения». Есть также случаи возникновения ликантропии при поражении головного мозга, когда нарушается восприятие собственного тела и тактильных ощущений, и к которому может привести наркотическое отравление, алкогольный делирий, кислородное голодание, травмы головы.
Первое упоминание о клинической ликантропии относится к 1850 году и описывает мужчину, который был убеждён, что он волк, и требовал кормить его сырым мясом, а одно из последних – в Англии в 2023 году, ликантропия развилась у мужчины с болезнью Геттингтона, нейродегенеративным заболеванием. В зависимости от основного заболевания назначается лечение, в результате которого симптомы трансформации должны со временем исчезнуть.
Почему именно волк? Здесь снова нельзя не вспомнить о мифологии. Архетип волка живёт в коллективном бессознательном многих народов как олицетворение силы, жестокости, ярости, но и храбрости, интуиции, способности выживать в самых опасных ситуациях. Особенно ярко эти качества проявлялись в момент «загнанности в угол», когда некуда было отступать и уже невозможно избежать схватки. Значит, нужно нападать, чтобы защититься. Далее – победить или умереть. В славянских мифах волк часто доставлял главного героя туда, куда был запрещён или затруднён доступ остальным живым существам, то есть играл роль проводника в другой мир.
Вернёмся к психологии: используя роль волка, человек получал доступ к своему бессознательному и освобождался от накопившихся и достигших максимума по интенсивности эмоций гнева, страха, ярости. Надо сказать, до первого приступа люди, которым впоследствии была диагностирована клиническая ликантропия, проявляли признаки повышенной раздражительности, депрессивности, частой смены настроения. Оптимизм вселяет то, что клиническая ликантропия крайне редко встречается, и для большинства людей остаётся сказкой, страшным вымыслом, в который не хочется верить.