Я понимаю, что на реальном ЕГЭ будут другие тексты, иначе все было бы слишком просто. Моя задача, дать вам, уважаемые выпускники, метод или способ решения таких задач. Читайте вдумчиво.
Во второй части 18-го задания всегда требуется объяснить или показать связь терминов, которые автор упомянул в тексте, с чем-нибудь, что составителю тестов пришло в голову, например, «связь любой указанной автором иерархии ценностей с поведением человека» (В2), или «связь любого из указанных в тексте СМИ с социализацией индивида» (В1).
Итак, один из терминов извлекаем из текста, второй - из задания и находим связь между ними.
Да, ответов на 18-е задание в сборнике Котовой, Лисковой нет.
Предлагаю обсудить мои варианты.
В.1. Задание 18.2. - объясните связь любой указанной автором особенности иерархии ценностей с поведением человека. (Объяснение с опорой на текст может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях).
Объяснение. Поведение человека определяется иерархией ценностей, которые носят конкретно-исторический характер (особенность) и зависят от формы правления, политического режима и т.п. Одни и те же ценности для разных людей или для одного человека в разное время могут представлять неодинаковую ценность и по-разному влиять на его поведение.
Пример для лучшего понимания: до революции 1917 года в России была частная собственность на землю, и она представляла для людей большую ценность, недаром все три революции в Российской империи начинались с требования крестьян поделить помещичью землю. Большевики отменили частную собственность. В СССР общенародная собственность стала одной из основных социальных ценностей. Сейчас ситуация снова изменилась коренным образом.
В.2. 18.2. - объясните связь любого из указанных в тексте СМИ с социализацией индивида.
(Один из терминов извлекаем из текста – автор указывает, что «СМИ - газеты, журналы, кино и телевидение», второй - из задания. Теперь нужно придумать, как, например, телевидение социализирует человека).
Объяснение. Из перечисленных автором СМИ наиболее влияющим на социализацию индивида является телевидение. Разные каналы дают самую разнообразную информацию: о событиях, происходящих в обществе и мире, о работе гос-х органов и принятых ими законах, в прямом эфире происходят дискуссии по важным для общества проблемам, показываются фильмы и театральные премьеры. Так формируется общественное мнение, создаются образцы социально одобряемого поведения и система социальных ценностей и норм, характерная для данного общества. Так под влиянием СМИ происходит социализация и индивида.
В.3. 18.2. - объясните связь любой из указанных автором особенностей труда с процессами социализации личности.
Объяснение. Особенностью труда как вида деятельности является то, что труд имеет преобразует не только природу, но и людей, - говорит автор. Это значит, что в процессе труда человек преобразует и самого себя. Он приобретает новые профессиональные знания и умения, развивает трудовые навыки, в процессе общения с коллегами развивает коммуникативные качества, приобретает такие социальные качества как трудолюбие, ответственность.Так формируются личностные качества человека – происходит социализация.
В.4. 18.2. - объясните отмеченную автором связь налогообложения с компенсацией провалов (недостатки) рынка.
Объяснение. Налогообложение является инструментом, который компенсирует несовершенства рынка в смешанной экономической системе, такие как безработица, социальное неравенство, ослабление внешних эффектов. Изменяя налоговые ставки гос-во корректирует деятельность бизнеса, введение прогрессивного налога позволяет уменьшить социальное неравенство, налоги более чем на 80% заполняют доходную часть госбюджета, из которого выплачиваются пенсии,пособия по безработице и др. социальные выплаты. Государству надо стремиться к созданию такой налоговой политики, которая способствует компенсации провалов рынка.
Надо заметить, что понятие, три признака которого нам надо назвать в 18.1., иногда не совпадает с заданием 18.2. Например, в 5-м варианте сборника Котовой, Лисковой в 18.1. надо указать 2 признака формы правления как элемента формы гос-ва, а 18.2. -«связь рассмотренной автором динамики влияния общественного мнения на индивидуума с развитием СМИ».
В.5. 18.2. – объясните связь рассмотренной автором динамики влияния общественного мнения на индивидуума с развитием СМИ.
Автор этого текста -Джон Стюарт Милль (1806-1873). Судя по тексту– либерал, сторонник индивидуальной свободы, противник чрезмерной централизации власти. Считается самым влиятельным англоязычным философом XIX века. Политическую свободу понимал, как свободу мнения, свободу выбора жизненных целей и свободу объединений.
Текст написан 150 лет назад! Из СМИ тогда были газеты и журналы, радио будет изобретено в 1895г, телевидение, по-моему, в 1930-х.
Дж. С. Милль считает, что в обществе «заметна возрастающая склонность к расширению господства общества над индивидуумом» через общественное мнение или закон и считает это расширение таким злом, «которое все более и более растет». Главная причина возрастания роли СМИ сегодня - в увеличении технических возможностей человеческой коммуникации. Современные СМИ оказывают исключительно большое влияние на общественное мнение, причем настолько сильное, что могут сами формировать это общественное мнение. На примере соседней страны можно видеть, как с помощью СМИ можно переформатировать общественное сознание, уничтожив разные источники информации и оставив один гос-й канал. Чтобы разбираться в огромном объеме информации в условиях информационной войны, надо проверять источники информации, сравнивать ее с другими источниками, следить за событиями, чтобы быть в курсе происходящего.
Не забывайте ставить лайки! Спасибо!