Он — легенда советской музыки, театра и кинематографа. Песни автора стали классикой и неоспоримыми вечными хитами. Его творчество сложно классифицировать, так как он постоянно выходил за рамки и расширял их. Произведения музыканта относят к бардовской музыке, но его манера исполнения и тематика текстов совершенно отличались от принятых в бардовской среде. Сам музыкант не причислял себя к этому движению.
Владимир Высоцкий родился в Москве 25 января 1938 года в семье Нины Максимовны Высоцкой, в девичестве Серёгиной, и Семёна Владимировича Высоцкого. Своё имя всенародно любимый артист получил в честь деда по отцовской линии, Владимира (Вольфа) Высоцкого, уроженца Белоруссии, сына стеклодува, сумевшего окончить три факультета Киевского института народного хозяйства им. Д.С. Коротченко: юридический, экономический и химический.
Имя наследнику родители выбрали задолго до рождения. Когда началась война, Володе было всего 3 с половиной года. Мама приняла решение уехать с сыном в Оренбургскую область. Там Высоцкий жил около двух лет, а после эвакуации семья вернулась обратно в Москву.
Отец поэта на фронте встретил Евгению Степановну Лихалатову, служившую в Главном управлении шоссейными дорогами НКВД, и полюбил её, что стало причиной развода. В коммунальную квартиру на Первой Мещанской улице Семён Высоцкий так и не вернулся, его новым домом стала квартира Евгении Лихалатовой, расположенная в Большом Каретном переулке.
Нина Максимовна также устроила свою жизнь, выйдя замуж за учителя английского языка. Отчим, Георгий Михайлович Бартош, даже не пытался стать Володе другом, к тому же злоупотреблял спиртными напитками. Обстановка, в которой был вынужден жить его сын, беспокоила Семёна Владимировича, но уговорить Нину Максимовну отдать сына ему не удалось. Ситуация разрешилась в 1946 году, по решению суда Володя переехал к отцу и его жене, Евгении Степановне, которую называл «мамой Женей», и через год вместе с ними отправился по месту назначения отца, в Германию.
В 1945-м Высоцкий пошел в первый класс. Учеба ему давалась легко, но в отличниках он никогда не ходил. Он рос хулиганистым, любил передразнивать педагогов и учеников, во время урока царапал на бумажке свои первые стихи. Его называли талантливый лентяй, таких часто можно встретить в любой школе. Когда однажды учительница выгнала его с урока, он зашел в соседний класс и сказал, что с этого дня он будет учиться с ними.
В 10 лет Высоцкий начал посещать драматический кружок. Тогда он еще не совсем понимал, что его будущее принадлежит театру.
Детство Володи не было несчастливым, скорее каким-то неустроенным. С одной стороны мама и отчим, с другой родной отец и мачеха, переезд за переездом. Но в Германии жизнь была нормальной, семье выделили отдельную трехкомнатную квартиру, Владимир щеголял в сшитой на заказ военной форме, отец подарил ему велосипед. Хотя катался он на нем недолго, отдал мальчику-соседу, а отцу сказал, что жалеет пацана, у него папы нету, погиб на фронте.
Вернулся в Москву подросток в 1949 году, поселившись с отцом и его женой. Именно там состоялось знакомство Высоцкого с музыкой, а точнее, с веселой молодежью 50-х годов, которая подтолкнула к пению. Первые аккорды Владимира — это мотивы блатной романтики, популярное направление для тех, чье детство прошло в период войны. По вечерам компании собирались, чтобы поиграть на гитаре песни о Колыме, Воркуте и Мурке. Тогда у Высоцкого начался серьезный роман с гитарой.
В 1955 году Владимир Высоцкий окончил 186-ю мужскую среднюю школу, получив аттестат, в котором по пяти предметам стояли отметки «отлично», а по девяти – «хорошо».
После окончания школы парень стал студентом строительного института, но после первого семестра вдруг понял, что ошибся, и бросил учебу, даже не дожидаясь окончания первого курса.
По легенде, Владимир сделал это внезапно и достаточно эксцентрично. Всю новогоднюю ночь будущий актер вместе с однокурсником провели за подготовкой к сессии, делали чертежи, без которых нельзя было получить допуск к экзаменам. После нескольких часов кропотливой работы чертежи были готовы — и тут Высоцкий схватил со стола банку туши и вылил на свой лист. Юноша понял, что больше не может находиться в этом учебном заведении, а оставшиеся полгода решил потратить на подготовку к новому поступлению.
Забрав документы из МИСИ, Владимир начал готовиться к поступлению в театральный институт, возобновив занятия в театральном кружке и вскоре стал студентом МХАТа. Уже на третьем курсе Высоцкий вышел на сцену театра в постановке «Преступление и наказание». В это же время состоялся и его кинематографический дебют.
После выпуска из Школы-студии МХАТ Высоцкий поступил на работу в Театр имени Александра Пушкина. Вскоре ушел в Театр миниатюр, играл там в маленьких эпизодах и массовке, что энтузиазма не вызывало. Были также неудачные попытки пробиться в «Современник».
В начале 1964 года он пришёл к директору Московского театра на Таганке Юрию Любимову и вскоре впервые вышел на сцену этого театра, заменяя заболевшего актёра Владимира Климентьева в роли Второго бога в постановке «Добрый человек из Сезуана». В театральном архиве имя Высоцкого впервые упомянуто в 1964 году как имя артиста, утверждённого на роль капитана в пьесе «Герой нашего времени» по произведению Михаила Лермонтова.
Именно в театре на Таганке раскрылся творческий потенциал Высоцкого, он успел побывать Пугачевым, Гамлетом, Галилеем, Свидригайловым. В составе труппы этого театра Владимир выезжал на гастроли за границу, побывал во многих странах Европы, в Канаде, Мексике, Таити, несколько раз в Штатах.
Личный вклад Высоцкого в развитие кинематографа переоценить невозможно, он был и остаётся культурным явлением, не потерявшим актуальность. Впервые на экране он появился, будучи студентом Школы-студии МХАТ. Молодой артист исполнил небольшую роль в ленте 1959 года «Сверстницы», в которой играли Лидия Федосеева-Шукшина, Владимир Костин и Людмила Крылова. За несколько следующих лет он сыграл в картинах «Карьера Димы Горина», «Увольнение на берег», «Штрафной удар» и «Стряпуха».
Настоящий успех пришел в 1967 году, после выхода на экраны ленты «Вертикаль». Высоцкий снимался в этой картине и стал автором всех песен, звучавших в ней. Он моментально стал известным и востребованным.
Песни Высоцкого были раскритикованы в ЦК КПСС и подчиненной прессе. Владимир Семенович не мог этого проигнорировать и после едких статей на тему, о чем он поет, направил в Центральный комитет письмо, где назвал эту критику незаслуженной и бездоказательной.
В дебютной ленте Киры Муратовой «Короткие встречи» (1967) Владимир Высоцкий сыграл романтичного, но и одновременно мужественного геолога Максима, а следующей значимой ролью артиста стала роль руководителя подпольной группы большевиков Андрея Жаркова в ленте «Интервенция», в которой он сотрудничал с Валерием Золотухиным, Ефимом Копеляном, Валентином Гафтом и Ольгой Аросевой.
К тому времени он стал кумиром миллионов, но советская власть продолжала относиться к нему чуть ли не с презрением. Ему не давали ролей, не выпускали в эфир его композиции, поэтому в 70-х он почти не выходил на съемочную площадку. В родном театре его одним приказом увольняли за пьянку, а вторым тут же восстанавливали, причем в роли главных героев. Несколько раз он был буквально на волоске от смерти из-за болезни сердца, постоянных пьянок и переутомления. Однако именно тогда он вышел на сцену в роли Гамлета и сыграл его так, что запомнился в этом образе навсегда. Роль была сложной и одновременно притягательной, и Владимир сумел передать ее предельно искренне.
Знаковой ролью для Владимира Высоцкого стала работа в многосерийной картине «Место встречи изменить нельзя», где актер сыграл своего любимого героя Глеба Жеглова, а также частично выступал в роли режиссера. В этой киноленте песни Владимира Семеновича не звучат, хотя изначально он изъявлял такое желание. Однако постановщик Станислав Говорухин был против такой креативности, так как, по его мнению, харизматичный Высоцкий мог затмить образ своего героя.
Роль капитана Жеглова – последняя в фильмографии Высоцкого, актёр скончался спустя два года после выхода картины «Место встречи изменить нельзя».
Поэтический талант Владимира Высоцкого проявился еще в школьные годы. Именно в это время он написал стих «Моя клятва», посвященный Сталину. Вместе со всем советским народом мальчик выражал глубокую скорбь в связи с его смертью. Потом он стал писать стихи и сочинять к ним музыку. Первая его композиция называлась «Татуировка», которая впервые прозвучала в 1961 году в городе на Неве. Этой песней был начат «блатной» цикл произведений барда.
Несмотря на заявления самого исполнителя, существует другая его песня, датированная годом ранее, которая называется «49 дней». Автор называл эту композицию пособием для халтурщиков и отзывался о ней негативно. По словам Высоцкого, можно насочинять множество таких стихов, открыв рубрику событий в газете и переписав фамилии. Для поэта было важно пропускать творчество через себя, поэтому «халтурную» песню «49 дней» он не признавал.
Высоцкого всегда вдохновлял Булат Окуджава, он любил его стихи и всегда почитал, как своего наставника. Композицию «Песня о Правде и Лжи» он посвятил великому поэту. Свои первые песни на собственные стихи Владимир написал в 60-е. В них присутствовали так называемые «дворовые мотивы», которые не очень нравились и ему самому. Творческое «созревание» наступило несколько позже. В 1965-м он написал «Подводную лодку», которая дала понять всем, что юность осталась позади, и вместо нее пришло время зрелого творчества. Спустя годы Высоцкий стал автором музыкального сопровождения к фильмам, в которых участвовал в качестве актера.
В 1968 году вышла первая грампластинка с авторскими произведениями Высоцкого. Это был сборник песен к кинофильму «Вертикаль», включая впервые прозвучавшую в этой картине, а позже ставшую одной из визитных карточек музыканта «Песню о друге».
В 1975 году в сборнике «День поэзии» было напечатано стихотворение «Ожидание длилось…», что стало единственным прижизненным случаем публикации стихотворения Высоцкого в Советском Союзе, а во Франции в конце 70-х годов около двух сотен стихотворений Владимира Высоцкого были изданы издательством «YMCA-Press», они вошли в сборник «Песни русских бардов».
Литературное наследие Владимира Высоцкого включает более 200 стихотворений и приблизительно 600 песен. Также Владимир Семёнович написал несколько рассказов и сценариев и произведение «Роман о девочках», которое было обнаружено в личных документах поэта уже после его смерти.
Первый раз Владимир Высоцкий женился в 1960-м, когда был студентом-первокурсником МХАТа. Его избранницей стала однокурсница Иза Жукова. Они были молодыми, горячими, постоянно выясняли отношения и вскоре расстались. Семейная жизнь длилась меньше года.
Второй женой актера стала Людмила Абрамова.
Владимир Высоцкий и студентка ВГИКА Людмилы Абрамовой вместе снимались в драме «713-й просит посадку». Первое впечатление о будущем муже было неприятным: у входа в гостиницу, где остановилась Людмила, недавно пережившая трагическую смерть влюбленного в нее молодого человека, в которой винила только себя, актриса увидела небритого и явно выпившего человека в окровавленной рубашке. С первой же фразы незнакомец начал просить денег в долг – он разбил посуду в гостиничном ресторане, а расплатиться было нечем.Людмила отдала человеку кольцо с аметистом, фамильную реликвию. А через час незнакомец уже ломился в дверь ее гостиничного номера и, не дождавшись, когда ему откроют, выбил ее, зашел в комнату с шампанским в руках и сделал Людмиле предложение рук и сердца. А она согласилась, поскольку на могиле влюбленного в нее парнишки поклялась выйти за первого, кто предложит. «Если бы я сказала ему „да“, он был бы жив…», – корила себя Абрамова.
Ну а вскоре выяснилось, что они с неопрятным незнакомцем вместе играют в одном фильме. Людмила была восхищена талантом молодого человека, глубиной его голоса. Между актерами начался роман, которому не помешало наличие у Высоцкого официальной супруги. Но заключили брак они только в 1965 году, когда младшему сыну Людмилы и Владимира, Никите, исполнился год. Старшему Аркадию уже стукнуло два с половиной.
Развелась пара в 1970-м, хотя фактически они не жили с 1968-го. Сыновья Высоцкого продолжили дело родителей, они актеры. Кроме этого Никита стал управляющим Государственного культурного центра-музея В.Высоцкого.
Неофициальные отношения связывали барда с Татьяной Иваненко — роман возник примерно в 1966 году и был довольно продолжительным. Об Иваненко общественности известно немного, она воспитывалась в семье военнослужащего, поэтому ее отличительными чертами были целеустремленность и уверенность. Возлюбленная следовала за избранником в различные киноэкспедиции.
В последний день 1971 года Татьяна Иваненко родила от него дочь Анастасию. Известно, что поэт не испытал радости, узнав о том, что Татьяна ждёт ребёнка, он уже состоял в браке с Мариной Влади. Иваненко хотела, чтобы Высоцкий признал дочь, но он этого не сделал. По воспоминаниям друзей поэта, ситуация тяготила его, он часто упрекал себя в бесхарактерности.
Анастасия получила отчество отца и фамилию матери. Повзрослев, она так и не смогла найти в своём сердце немного сострадания к отцу и не простила его. Она родила дочь, Арину Сахарову. Девушка живет скромной жизнью, не афишируя, что приходится внучкой Владимиру Высоцкому.
Личная жизнь музыканта изменилась после встречи с Мариной Влади, в которую он был влюблен заочно уже давно. Они познакомились в ресторане, куда Владимир пришел после вечернего спектакля. Когда он увидел женщину своей мечты, то уже ни о ком другом думать не мог, направился прямо к ней. Влюбленные оформили свои отношения в 1970-м.
Личная жизнь Владимира Высоцкого тогда перевернулась, осуществилась его давняя мечта. Так продолжалось 10 лет, до самой смерти музыканта. На протяжении этого срока Марина Влади оставалась для актера не только любимой женщиной, опорой, но и главной музой.
В общей сложности русский поэт и французская актриса были вместе 12 лет, но, как с горечью говорила Марина, часы счастья, отвоёванные у расстояния, разделявшего их, были омрачены болезнью Высоцкого, битву с которой она проиграла. К тому же, последние два года жизни бард был влюблен в студентку текстильного института Оксану Афанасьеву (впоследствии супруга Леонида Ярмольника).
Он был старше ее на два десятка лет, она была дочерью писателя, поэтому запросто общалась с известными людьми, не испытывая к ним благоговейного трепета. Единственное, чего ей не хотелось – стать очередным развлечением для Высоцкого, которого все считали бабником и алкоголиком. Но волновалась девушка зря, Владимир испытывал к ней самые нежные чувства.
Жена Высоцкого в это время жила своей жизнью в Париже, но знала о любовнице мужа. Оксана даже переселилась в квартиру к Владимиру, она знала, что тот женат. Музыкант изменял и ей. Высоцкий не скрывал своих отношений, открыто знакомил девушку со своими друзьями и коллегами.
Несмотря на внушительный рост и крепкое телосложение, Высоцкий никогда не отличался богатырским здоровьем. Когда-то в детстве ему диагностировали порок сердца, из-за которого он не служил в армии, а потом он пристрастился к спиртному, которое тоже сделало свое дело. Он много курил – в день уходила пачка сигарет, и в последние годы уже не мог обходиться без алкоголя. К тому же постоянные гонения со стороны власти постепенно разбивали его нервную систему. Он сам пил, а вот своих друзей пытался кодировать, отдавал им таблетки, привезенные Влади из Франции. Он помог спастись от пагубного пристрастия Олегу Далю и Василию Ливанову. Перед самой смертью сам Высоцкий практически не пил, но тем не менее, проблема с сердцем оставалась актуальной.
Известно, что в последние дни поэт чувствовал себя чрезвычайно плохо, рядом с ним находились врачи. Нельзя утверждать со стопроцентной уверенностью, страдал ли он от наркотической зависимости, но факт, что Высоцкий имел проблемы с алкоголем, не оспаривается никем из его друзей и родных. Да и строки «Я в глотку, в вены яд себе вгоняю» намекают, что все-таки наркотики присутствовали в жизни Высоцкого.
Первый серьезный приступ произошел в 1969 году. У него пошла кровь горлом, скорую вызвала испуганная жена. Поначалу врачи даже отказались госпитализировать музыканта, считая его случай смертельным, но Влади перегородила им дверь и угрожала дипломатическим скандалом. Высоцкого спасла настойчивость жены и то, что медики узнали певца и актера. Операция длилась 18 часов.
Вскоре врачи диагностировали у него серьезное заболевание почек и сердца и приписали ему наркосодержащие препараты. Высоцкий так увлекся их употреблением, что в середине 70-х уже не мог обходиться без наркотиков. Он был обречен, ему давали всего несколько лет жизни, доктора предупреждали, что причиной смерти может стать передозировка или абстиненция.
25 июля 1979 года Высоцкий пережил клиническую смерть во время съемок в Бухаре. «Умирал» он не в первый раз; за десять лет до этого у него уже была клиническая смерть из-за лопнувшего в горле сосуда. В этот раз он неудачно вколол в вену обезболивающее средство, название которого мы не приводим по этическим причинам. О том, что в ампуле находится не морфий, он не знал.
Владимир выжил. Он осознал, что ему требуется лечение, но было поздно. Ничего не помогало: ни болезненная очистка крови, ни побег от цивилизации во французский медвежий угол вместе с Мариной Влади. Побороть зависимость не выходило.
25 июля 1980 года Владимир Семенович скоропостижно скончался. Смерть наступила во сне в квартире, где жил музыкант. Артист метался по комнате и сказал матери: он знает, что умрет в этот день. Высоцкий уснул только после укола успокоительного и умер во сне.
Близкие попросили, чтобы вскрытие не делали, поэтому назвать точную причину смерти музыканта никто не может. Скорее всего ее вызвал инфаркт или асфиксия от передозировки седативных препаратов. Многие считают, что причиной смерти великого музыканта стали наркотики.
В газетах и по телевидению не афишировали гибель барда. Это произошло не столько из-за того, что он был неугодным власти поэтом, сколько из-за даты смерти — артист умер во время летней Олимпиады в Москве. Никто не хотел портить международное событие некрологом. Сообщение вывесили в окошке кассы Театра на Таганке, и вокруг здания мгновенно собралась толпа.
Похороны Владимира состоялись 28 июля 1980 года, пришедшие проститься с поэтом заполонили улицы столицы, где в эти дни проходили Летние Олимпийские игры. Позднее Марина Влади скажет, что она, видевшая похороны королей, не ожидала такого количества людей, посчитавших своим долгом прийти на прощание с Владимиром Высоцким.
Владимира Высоцкого похоронили сразу у входа в Ваганьковское кладбище, и за такое самоуправство директор кладбища был потом снят с должности. Могилу просто завалили цветами. В 1985 году вместо стандартного памятника был установлен другой, в виде фигуры человека, который разрывает каменную оболочку и сковывающие его цепи. На могиле известного музыканта и сейчас много цветов от почитателей его творчества.