Найти в Дзене
Реплика от скептика

«Мастер и Маргарита» в МХТ им. Чехова. Впечатления от спектакля

Фотография автора
Фотография автора

На днях мы посетили спектакль МХТ им. А.П.Чехова, что в Камергерском переулке, «Мастер и Маргарита».

Фотография автора
Фотография автора

Я, честно сказать, побаивалась идти на этот спектакль, потому что с трудом представляла (и представляю), как можно столь объёмное и сложное по постановке произведение уложить в форму спектакля. «Мастер и Маргарита» идёт на нескольких площадках Москвы, но, побоявшись нарваться на что-то в стиле модернизма, мы выбрали МХТ. Мюзикл «Мастер и Маргарита» мы как-то уже смотрели, и впечатление было, надо сказать, не весьма.

Фотография автора
Фотография автора

В МХТ я бываю нечасто, и, сказать по правде, не очень люблю этот театр. Внутри там тесно, пространство разделено перегородками, в итоге блуждаешь там как в лабиринте (мы с мужем даже умудрились потеряться). Зрительный зал с маленьким подъёмом, в результате хоть и сидели мы в партере, не так далеко, а видно было плохо, я весь спектакль крутила головой, стараясь попасть в промежуток между головами впереди сидящих.

Фотография автора
Фотография автора

Cтулья в зале – не откидные, поэтому пропускать тех, кто пришёл после тебя, очень затруднительно
Плюс, пожалуй, был один – живая музыка перед спектаклем.

Фотография автора
Фотография автора

Да ещё много фотографий старых артистов на стенах. И бюст Станиславского и Немировича-Данченко, у которого, как я понимаю, студенты трут носы на удачу, и в результате чего носы основоположников сверкают как хороший медный таз.

Фотография автора
Фотография автора

Сам спектакль поставил венгерский режиссёр Янош Сас уже больше десяти лет назад, к 120-летию Михаила Булгакова. Постановка довольно специфичная. Декорации – в стиле модерн: кровати с панцирными сетками, клетки, рельсы, трамвай… Всё это трансформировалось по ходу сюжета у нас на глазах, действующие лица появлялись из глубины сцены из дыма и туда же в дым уходили. Такие сцены, как заплыв Ивана Бездомного или полёт Маргариты были даны чисто символически или же снятыми на плёнку и выведенными на экраны. И, конечно, никаких чёрных коней, на которых Воланд покинул Москву, тоже не было. Вся нечистая сила просто погрузилась в трамвай и уехала в туман.

Мне лично понравилась сцена выступления Воланда в Варьете, в которой активно участвовали студенты школы-студии МХТ, которых было в зале много, они и сыграли роль зрителей, выходящих на сцену за новыми нарядами. Правда, ожидаемая многими сцена убегающих барышень в белье была показана тоже всего лишь на экранах.

Спектакль длился долго, больше трёх часов с одним антрактом, и это было утомительно. А как иначе? Как такое объёмное произведение показать на сцене? И так многие сцены были из сюжета убраны.

Я традиционно сняла на видео вышедших на поклон артистов, но получилось плохо, потому что помешал слепящий луч прожектора. Поэтому даже позориться с этим видео не буду. А ещё я ожидала, что на поклоне будет повтор страстного танго, исполненного Маргаритой с Воландом, но нет, такого запланировано не было. А жаль, это был хороший эпизод, яркое пятно в преимущественно чёрно-белом оформлении спектакля.

В целом спектакль мне понравился. Не могу сказать, что я в восторге, но сразу из головы не уходит.

Фотография автора
Фотография автора

На мой взгляд, режиссёр так расставил акценты в спектакле, что главным действующим лицом, главным героем спектакля стала Маргарита. Именно на ней держался весь сюжет. Она проявила силу и мужество, она заставила Мастера вернуться к ней. Он, Мастер, сдался. Его сломали. Он уже ничего не хотел, он был готов закончить свои дни в психиатрической клинике, а Маргарита вытащила его, ради него пошла на жертвы и готова была пойти на ещё большие жертвы, заставила его вновь почувствовать радость жизни с ней. Жизни? Мы же знаем, каким образом им было разрешено быть вместе, знаем, каким образом ему был дарован покой. Света он не заслужил, он заслужил покой.

Когда мы вышли из театра в 11 вечера, падал мелкий снег, и было совсем не холодно.

Фотография автора
Фотография автора

Камергерский переулок и Тверская улица сияли огнями.

Фотография автора
Фотография автора

Настроение было немного философское, потому что после спектакля было о чём поговорить и что обдумать.

Фотография автора
Фотография автора

Спасибо, что дочитали до конца! Буду рада откликам! Приглашаю подписаться на мой канал!