Найти тему
Папирус бывшего жреца

Домашние обряды египтян

Домашние религиозные обряды обеспечивали решение проблем повседневной жизни.

Эти священнодействия можно проследить на протяжении всей египетской истории: в текстовых источниках, таких как заклинания исцеления и защиты, тексты подношений и посвящений, частные письма, а также в частных культовых сооружениях и различных предметах с мест поселений.

В отличие от храмовых, домашние религиозные обряды задокументированы в основном в текстах и материальной культуре. Изображения домашнего культа встречаются редко.

-2

В домашнем убранстве обязательно использовались религиозные темы.

По крайней мере, со времен Восемнадцатой династии сцены и тексты, выражающие поклонение божествам, включая живых и умерших царственных особ, могли быть вырезаны или нарисованы на дверных косяках и перемычках, а также в нишах стен и вокруг них. Сцены с изображением живого царя, особенно те, которые демонстрируются в общественных местах дома и в жилищах на оккупированной Египтом территории за рубежом, следует рассматривать, в первую очередь, не как проявление лояльности к монарху, а как набожность: ведь именно через царя совершается любая связь с богами.

Основной целью таких текстов и изображений было создание защитного фона для домашних дел.

Вне дома, но не в храме, тоже было опасно!!!

Храните его, боги...
Храните его, боги...

Календари "счастливых и несчастливых дней” предлагали предупреждение о том, будет ли предстоящий день благоприятным или иным, и иногда включали советы о действиях, которые лучше предпринять или которых следует избегать. Они могли бы посоветовать, например, когда проводить такие ритуалы, как “умиротворение” умерших предков. Большинство таких календарей сохранилось с периода Рамессидов, но они использовались, по крайней мере, со времен Среднего царства. Было высказано предположение, что их роль была аналогична роли современных гороскопов: они мало влияли на то, как люди вели свою повседневную жизнь, но влияли на то, насколько комфортно они себя чувствовали. Тем не менее, долговечность их использования свидетельствует о том, что они удовлетворяли значительную потребность.

А сонник времён Девятнадцатой династии, принадлежавший писцу Кенхеркхепешефу и его потомкам, демонстрирует практику толкования снов. Вероятно, оно было заимствовано из оригинала времен Среднего царства. Считалось, что события, увиденные во сне, включая взаимодействие с божествами, будут иметь хорошие или плохие последствия для будущего, и могли быть даны советы по использованию заклинаний для противодействия неблагоприятным видениям. Хотя, по большей части, прямое ознакомление с такими текстами было доступно лишь грамотной элите, мы должны учитывать возможность устной передачи их содержания.

Магия...
Магия...

Заклинания часто записывались на остраконах, или папирусах, но также могли быть начертаны на ритуальных предметах, таких как стелы. Одна группа стел, используемых со времен позднего Нового царства и особенно популярных в поздний Птолемеевский и римский периоды, известная как "Горовы стелы", содержит изображения бога Гора в детстве, топчущего и хватающего змей, скорпионов, крокодилов и других подобных опасных существ. На таких стелах были начертаны заклинания, предназначенные для защиты от этих существ или заживления ран, нанесенных ими. Стелы поливали водой и, она, таким образом, становилась святой, волшебной. Некоторые "Горовы стелы" ставили в храмах и в священных местах, но многие были установлены там, где важна "зона доступа"- дома.

-5

Раскопки домашних построек выявили множество помещений для совершения культа в доме. Некоторые домовладельцы предпочитали строить стационарное сооружение, как правило, в виде приподнятого алтаря или стенной ниши. Большинство укреплений служили фокусными точками ритуалов, хотя другие, возможно, были хранилищами защитных изображений. Следы белой штукатурки на некоторых алтарях могут свидетельствовать о заботе о чистоте. Другие раскрашены красной и желтой краской и похожи на фальшивые двери погребальных помещений, предназначенные для размещения Ка. Они служили переходными зонами между мирами и точками контакта: с умершими предками и богами-хранителями.

-6

Египетский климат сохранил для нас даже подношения этим алтарям- например, лепёшки на специальных подставках!!!

Множество мелких предметов, которые использовались в домашнем культе, были обнаружены в домах и захоронениях: переносные изображения, особенно стелы и статуэтки. Эти изображения не всегда были большими или высокого качества. Статуэтки являются особенно распространенным компонентом домашних сакральных "коллекций", казалось бы, всех эпох. Заклинание для защиты во время сна, например, требует, чтобы фигурки кобр были помещены в ту же комнату, что и спящий. Домашние фигурки богов, носили во время религиозных праздников в процессиях, прежде чем вернуть в домашние святилища: так они получали большую силу от соприкосновения с благодатью храмовых божеств.

-7

Амулеты, которые постоянно носили на теле, также были важным сопровождением домашней религиозной практики. Для периода до Нового царства они лучше всего фиксируются по захоронениям, но мы точно знаем, что их использование продолжалось всю жизнь: видны следы износа. Мотивы включали животных, части тела, иероглифические символы и домашних божеств. Использование украшений-амулетов получило широкое распространение с увеличением производства украшений из фаянса. Божества также чаще изображаются на ювелирных изделиях начиная с Нового царства.

-8

Объединяя тексты и археологические материалы, мы можем составить картину ритуальных практик, проводимых в домашних условиях. Они основывались на том же наборе ритуальных действий, которые использовались в храмах и гробницах: подношение пищи, благовоний, жидкостей и мелких предметов; проведение обрядов очищения посредством окуривания и омовения; возведение защитных изображений; манипулирование метафизическими силами с помощью словесных и физических средств; и, возможно, совместное принятие ритуальных блюд.

Действуя, в основном, в соответствии с системой решения проблем, домашняя ритуальная практика часто должна была иметь место в ответ на насущные потребности, не обязательно регулярно, что контрастировало с регулярностью храмового культа.

-9

Тексты предзнаменований, такие как вышеупомянутые Календари счастливых и несчастливых дней, однако, свидетельствуют о том, что одновременно предпринимались меры, направленные на противодействие случайности, с которой могло обрушиться несчастье, и нам не нужно предполагать, что религиозные реакции в доме были случайными. Точно так же, использование изображений в домашнем культе повлекло за собой обязанность ежедневно приносить подношения, как в храме.

Источники рассказывают о выполнении магических ритуалов для защиты дома в конце или начале года. Такие действия включали завязывание нитей и льняных (письменных) амулетов, нанесение защитных изображений на пол и нанесение мазей на оконные рамы. Заклинание против угроз пяти последних дней года, например, требовало, чтобы владелец дома совершил экскурсию по своему дому с дубинкой, чтобы магически побить демонов. Очистительные действия, такие как воскурение благовоний, служили аналогичной цели.

Защита женщин и детей была особым приоритетом, что включало обряды для зачатия, родов и воспитания детей.

-10

Решения проблем плодородия нашли особенно яркое выражение в материальной культуре. Фигурки обнаженных женщин повсеместно встречаются в поселениях Нового Царства, где они использовались в качестве амулетов, стимулирующих рождаемость. Статуэтки обезьяны с акцентированным Оным удом, решали вопросы мужской силы.