Найти в Дзене

Конспект занятия по обучению грамоте: твёрдые и мягкие звуки; работа с "предложением" (№ 16).

Занятие 16

Задачи:

Закрепить знание букв «А», «а», «У», «О», «М», «Х», «К», «П», «С», «Т», «Н», «Л», «Ш», «ы». «И».

Формировать представление о предложении, словесном составе предложения. Учить определять последовательность слов в предложениях из двух и трёх слов, составлять предложения из 2, 3 слов с заданным словом.

Развивать умение определять последовательность звуков (букв) в слове, проводить звуковой анализ слова («ЛИСА»). Познакомить с понятием «твёрдый» и «мягкий» согласный звук.

Продолжать формировать представление о гласных и согласных буквах, как знаках для обозначения гласных и согласных звуков.

Развивать умение читать слоги (в т.ч. закрытые слоги с гласной «и»), слова по слогам.

Материал: демонстрационный: буквы, составляющие слово «ЛИСА»; фишки красного, синего и зелёного цвета.

раздаточный: фишки красного, синего и зелёного цвета.

Ход занятия.

1. – Вы уже знаете, что звуки бывают гласные и согласные.

- Какие гласные звуки вы знаете?

- Назовите согласные звуки.

- Согласные звуки бывают твёрдые и мягкие. Послушайте внимательно, я сейчас произнесу два очень похожих согласных звука, но один из них будет твёрдый, а другой – мягкий: М! (пауза) МЬ!

- Повторите за мной: М…МЬ!

- ММ! Как вы думаете, это твёрдый или мягкий звук?

- ММЬ! – а это твёрдый или мягкий звук?

- Давайте поиграем: я буду произносить твёрдый согласный – это «большой братец». А вы должны назвать «маленького братца» - похожий на него звук, только произносится он мягко, как бы ласково.

Воспитатель называет твёрдые согласные (! кроме Ж, Ш, Ч, Щ); а дети (индивидуально) подбирают к нему пару.

- А теперь послушайте слоги. В них будут и твёрдые, и мягкие согласные. Если услышите в слоге мягкий согласный звук, поднимите руку.

Воспитатель называет слоги: мы, ми, лы, ло, лё, ру, рё, ри, та, ти, ту, си, но, ни и т.п.

- А сейчас слушайте согласные звуки в начале слов. Когда услышите мягкий согласный в начале слова, поднимите руку.

Слова: рыба, рис, лыжи, лимон, лампа, липа, мыло, Мила, мука, пила, мимоза и т.п.

2. На доске написаны слоги:

МИ

ЛИ

ХИ

КИ

ПИ

НИ

СИ

- Произнесите слог МИ.

- Какой первый звук в этом слоге?

- Какой второй звук?

- Звук [М'] твёрдый или мягкий?

- Назовите его старшего братца.

- Во всех этих слогах второй звук – гласный И. Давайте их прочитаем, и узнаем, какой первый звук в слогах – твёрдый или мягкий.

Дети вначале хором с воспитателем, а затем индивидуально читают слоги.

- Какой первый звук в слоге ЛИ? Он твёрдый или мягкий? Назови его старшего братца.

Аналогично со всеми слогами.

- Все первые звуки в этих слогах мягкие.

3. Физминутка.

4. – Посмотрите, у вас на столе лежат фишки для обозначения звуков. Что необычного вы заметили? (Появились зелёные фишки).

- Раньше мы выкладывали с помощью фишек слова, в которых были гласные и твёрдые согласные звуки (мука, мак, сок, кот, луна). А сегодня - слово, в котором будет мягкий согласный звук. Мягкие согласные будем обозначать фишкой зелёного цвета.

- А какое это слово – в загадке:

За деревьями, кустами,

Промелькнуло быстро пламя,

Промелькнуло, пробежало –

Нет ни дыма, ни пожара. (ЛИСА)

(При необходимости пояснить детям, что в загадках часто используются сравнения, поэтому «пламя» обозначает не огонь и пожар, а что-то похожее чем-то на «пламя»).

Для старшей подгруппы:

- Кто хочет на доске разобрать слово ЛИСА по звукам?

Один ребёнок проводит звуковой анализ слова на доске, остальные – на местах.

После выполнения задания дети сравнивают, оценивают правильность выполнения; под руководством воспитателя дают характеристику каждому звуку.

Для младшей подгруппы: Звуковой анализ слова проводится под руководством воспитателя.

5. – Сколько слогов в слове ЛИСА?

- А в слове ЛИСИЦА?

- А в слове ЛИСЁНОК?

- Можно ли изменить это слово так, чтобы был один слог? (ЛИС).

6. - Придумайте предложение из 2 слов со словом ЛИСА (ЛИСА БЕЖИТ. ЛИСА СПИТ. ЛИСА ЕСТ. и т.п.).

- Придумайте предложение со словом ЛИСА из трёх слов (ЛИСА ЛОВИТ ЗАЙЦА. ЛИСА БЫСТРО БЕЖИТ. и т.п.)

Игра «Живые слова»

Примерный ход игры (слова и их замены предлагаются детьми, поэтому результат может быть самым неожиданным, смешным):

- Давайте поиграем в игру «Живые слова». Возьмём предложение, которое придумал …(например: Лиса быстро бежит.).

Воспитатель вызывает 3 детей и говорит им, какими словами каждый из них будет. Дети становятся рядом.

- Какое первое слово? Второе? Третье?

- «Прочитайте» всё предложение.

- Давайте заменим слово «бежит» на слово…какое? (например: «Летит»)

Ребёнок, который обозначал слово «бежит» садится. На его место выходит другой – слово «летит».

- «Прочитайте» предложение.

- Какая-то небылица)) Какое слово надо заменить, чтобы получилась «правда»? (например, «Лиса» заменить на «орёл»)