Давайте-ка я немного расскажу и покажу вам пермский трамвай. Все фото сделаны в начале января 2024 года во время моей поездки в Пермь, про которую я рассказал чуть раньше.
Основную часть трамвайного парка в Перми составляют старенькие (да и новенькие тоже) Усть-Катавские убитые "КТМы", к которым у меня очень двоякое отношение, и активно появляющиеся новенькие и прекрасные "Львята".
Обновлено 25.07.2024
Львёнок на закате
Вот как раз на один из Львят предлагаю и посмотреть. Его я поймал очень удачно на закате на улице Уральская. Как оно обычно бывает, этот ракурс я увидел случайно. Вышел из трамвая на остановке "Цирк" и пошёл в сторону располагающейся рядом смотровой площадке. Проходя мимо перекрёстка улиц Уральская и Крупской я увидел поднимающийся с Северной дамбы львёнок и сразу приметил как он величественно смотрится на фоне оставшейся позади городской застройки и заката. И решил что на обратном пути надо обязательно взять этот кадр. Смотровая площадка, к слову, оказалась полнейшим разочарованием и даже ни одного кадра оттуда я не сделал. Но вернулся сюда на перекрёсток, встал на разделительной полосе в "островок безопасности" рядом с трамвайными путями и стал ждать очередной трамвай. А именно львёнка. Для этого кадра мне нужен был именно он. Долго ждать его и не пришлось. Красавец довольно скоро выполз из заката и встав на светофоре начал мне позировать. Правда ввиду того, что это перекрёсток, здесь появился и поперечно движущийся мешающийся авто трафик. Но желаемый кадр я всё таки получил!
А это снимок на этот же перекрёсток только с другой стороны. Львёнок аккуратно спускается по улице Уральской на Северную дамбу.
КТМ-5
Давайте же посмотрим и поговорим немного о той самой неоднозначной модели КТМ-5 Усть-Катавского происхождения. Эта модель трамвая оказалась самой массовой по количеству выпущенных единиц в мире. Она выпускалась с 1969 по 1992 год. Всего было выпущено 14991 вагон. По сей день КТМ-5 очень активно эксплуатируются во многих российских городах. Но всё же их потихоньку вытесняют новые модели. Расскажу тут про своё отношение к этому трамваю.
Последний кадр
Заголовок такой у этой фотографии не просто так. Как только я загрузил его на небезызвестный сайт электротранспортной базы данных transphoto.org, мне тут же рассказали, что мне очень повезло заснять этот вагон в его предпоследний день работы. На следующий день после съёмки вагон сошёл с рельс и получив кузовные повреждения был выведен из эксплуатации с последующим исключением. Странно, скажете вы? Да, мне тоже сначала это показалось странным. Неужели повреждения были настолько сильными что трамвай сразу на списание. Пусть это даже развалюха КТМ-5, но тем не менее...
Разгадку я узнал несколькими днями позже. 25 января 2024 года город вывел из эксплуатации все оставшиеся вагоны КТМ-5 и заменил их на очередную прибывшую партию новеньких "Львят". Видимо поэтому слетевший с рельс трамвай и решили уже не мучить. Что ж, резонно. Теперь все фотографии с КТМ-5 из Перми по праву можно считать историческими. Мне повезло что я успел их не только заснять, но и даже прокатиться на них в последние дни их эксплуатации.
Так почему же у меня к ним такое двоякое отношение? Вот не знаю. С одной стороны это абсолютно ужасные гремящие металлические коробки, которые кажется разваливаются сразу сходя с производственного конвейера. Это их очень уж странный дизайн какой-то неправильной формы. Эти рельефные листы по бокам кузова, которые выглядят так как будто бы за неимением нормальной обшивки взяли старые радиаторы отопления и просто наварили их на кузов.
С другой стороны как только ты заходишь в КТМ-5 ты сразу ощущаешь какой-то домашний и ламповый уют. В них тепло (хотя возможно мне такие попадались просто). В них горит тёплый уютный жёлтый свет. У них мягкие и очень уютные сиденья в чёрной кожзамовой обивке. В них резкие угловатые края оконных проёмов правильной формы. И из них не очень то хочется выходить если честно. Хочется сидеть и неспеша кататься в этой атмосфере по городу от конечной до конечной.
Кроме того есть ощущение, что КТМ-5 создан как будто бы для промышленных городов России. Он просто идеально вписывается своим дизайном в окружении дымящих градирен ТЭЦ, серых заводских труб, промышленной застройки и загородных пейзажей. Возможно это уже привыкший к такой картинке глаз, но никакой другой трамвай в таких пейзажах представить я просто не могу, который бы смотрелся также органично. Да, моя любимая TATRA T3 тоже в некоторых городах катается в таких локациях, но КТМ-5 смотрится всё равно как родной.
Бескондукторный трамвай
Мне очень понравилось что в Перми транспорт полностью (ну или почти полностью) бескондукторный. По крайней мере мне нигде не попадались маршруты ни автобуса, ни трамвая где бы был кондуктор. А накатался я на транспорте прилично за всё время своего присутствия в городе. Но ладно бы это была просто бескондукторная система, так тут ещё и билеты не распечатываются! Это ли не прекрасно?! Ты просто прикладываешь карту, видишь сообщение об успешной оплате и спокойно себе едешь ни о чём не беспокоясь.
У нас в Ижевске пока только несколько маршрутов перешли на бескондукторную систему оплаты. Но по какой-то непонятной причине в довесок к терминалам оплаты повесили и принтеры, распечатывающие тебе бумажный, блин, билетик! Зачем? Для чего? Загадка однако. Кто-то скажет, что так проще проверять контролёрам. Но нет. Здесь контролёр заходит со своим терминалом, в котором уже есть все данные об оплате. Ты также прикладываешь свою карту к его терминалу, и на экране отображается была с этой карты оплата или нет. Всё просто и никаких сложностей.
Адресное открытие дверей
Ещё мне очень понравилась система адресного открытия дверей в трамвае. Это когда ты сам открываешь конкретно одну нужную тебе дверь нажатием кнопки на этой самой двери. Звучит с первого взгляда сложно и неудобно, но на практике это очень сильно спасает в холодные дни. Когда на улице мороз, а на остановке из трамвая нужно выйти только одному человеку. И он сам себе открывает только оду дверь, вместо всех четырёх. И в салон попадает в четыре раза меньше холодного воздуха! Впервые с такой системой я столкнулся в междугороднем трамвае Екатеринбург - Верхняя пышма. Правда такая системой оборудованы только "Львята". Остальные же старые и новые КТМ ездят как обычно, с полным открытием дверей.
Разное трамвайное
Я люблю интересные трамвайные локации. И в Перми есть их! Одна из них это арка под ТЦ "Семья", по которому и проезжает трамвай. Выглядит интересно. Звучит ещё интереснее. Эхо внутри - будь здоров! Я не гуглил, но подозреваю что тут просто над имеющейся трамвайной веткой построили ТЦ.
А это трамвай на ул. Максима Горького после того как выехал из под арки. Она как раз осталась в задней части кадра.
Есть здесь ещё один трамвайный тоннель недалеко от ЖД станции "Пермь-2", но фоток оттуда я не привёз. Только с удовольствием прокатился будучи практически обессиленным перед самым отъездом из города. Это однопутный тоннель, который помимо трамвая совмещает в себе и одностороннее движение автомобилей. А очерёдность проезда в том или ином направлении регулирует светофор с каждой из сторон тоннеля.
Отдельное удовольствие ловить полупустые трамвайчики ранним утром на ещё более пустых городских улицах. Даже в самом его центре. Единственное, что немного портит впечатление - это тёмная оптика моего объектива и как следствие сильные шумы на фото. Лишь шумодав частично спасает.
Ещё рядом со станцией "Пермь-2" есть так называемый "Парк камней", где стоит небезызвестная буква "П". Тут же есть и "зелёный коридор" где трамвайчики следуют на разворотное кольцо и из него. Вот эта фотка как раз отсюда. Думаю осенью тут можно делать просто шикарные кадры.
Тут катаются и увешанные гирляндами Львята. Вечером они смотрятся особенно эффектно.
А вот, кстати, и они. Пролистайте карусель и полюбуйтесь вечерними снимками светящихся трамваев. В такую темень фоткать уже конечно сложно, как и вытягивать их на обработке. Радуемся пока тому что есть.
А на стрелочном переводе у парка камней светит такой вот прожектор, чтобы водителям лучше было видно положение "стрелки". И трамвай, попадая в его луч выглядит весьма интересно.
Обновление от 25.07.2024
Так вышло, что в этом году в Пермь я попал ещё и летом. Правда в этот раз я был в городе всего полтора дня и мало что снимал. Но несколько снимков я всё таки покажу.
Как мы помним, зимой в город приехала ещё одна партия новеньких львят. И на маршрутах их вроде как действительно стало больше. Но вот льва я не смог застать ни зимой, ни сейчас летом.
КТМ-5 уже не встретишь, это печально. Но их младшие братья вовсю гремят по центральным и не очень улочкам. Справедливости ради стоит отметить, что по этим ушатанным рельсам гремят и скрепят даже новенькие львята. Но судя по всему скоро тут обновят почти всю трамвайную сеть.
И тем временем ремонт трамвайной сети с окраин добрался уже до центра города. Сейчас тут перекрыта улица Борчанинова. Трамваи перенаправлены по другим маршрутам. Очень жаль. В этот раз мы снова поселились на этой улице. Зимой конечно было удобно уезжать на трамвае практически от самого дома. Надеюсь после ремонта ездить будет намного тише и уютнее. Надо будет потом ещё разок вернуться и проверить.
А ещё пермскому трамваю в этом году 95 лет. Узнал я это, как вы уже поняли вот по этой красивой ливрее некрасивого вагона. Но стоит отметить что в таком виде даже КТМ выглядит чуть лучше.
Хотели прокатиться на оставшемся экземпляре КТМ-5 который переформатировали в трамвай кафе. Но забронировать столик не получилось, так как именно в июль и август этот трамвай ушёл на техобслуживание. Печаль.
Посмотрим напоследок ещё одну фотку и на этом всё. Более показать из этой поездки нечего. Возможно статья в будущем обновится ещё. Заглядывайте иногда.
Спасибо, что дочитали
Подпишитесь, чтобы не пропускать новые статьи. А также жду вас в своём телеграм: t.me/olegolezhek. Там нет статей, но есть много красивых фото