Найти тему
МуZей Победы

Он был настолько загружен, что несколько месяцев не мог уехать в тыл за «Золотой звездой Героя». История железнодорожника Николая Косарева

В годы Великой Отечественной поезда обеспечили 80% всего грузооборота СССР. Железнодорожники играли важную роль в Победе, без них невозможно было бы снабжать фронт всем необходимым. Сегодня расскажем о подвиге вагонного мастера Николая Косарева. В годы войны он предложил новые методы повышения эффективности работы железнодорожников. Вы узнаете, как отличился Николай Косарев и за что он был удостоен звания Героя Социалистического Труда.

Отважный железнодорожник

Николай родился в 1916 году в селе Борисоглебское под Орлом в крестьянской семье. После школы он поступил в фабрично-заводское ученичество, стал работать слесарем-вагонником в депо Мариуполя. Косарев непрерывно совершенствовал свои навыки. В 1936-м году он самостоятельно подготовился и сдал экзамены на поездного вагонного мастера. Николай окончил эти курсы и получил новую должность. В 1939 году его наградили медалью «За трудовую доблесть». Инициативного работника вскоре направили на Центральные технические курсы в Москву. Там Косарева и застала война.

-2

Он, как и многие, рвался на фронт, но был приказ завершить учебу. Стране требовались квалифицированные специалисты в тылу для побед на фронте. В сентябре 1941 года, когда курсы были окончены, Косарев вернулся в депо Мариуполя техником первого класса. Он строил оборонительные укрепления на подступах к городу и готовил оборудование депо к эвакуации. 8 октября 41-го город был захвачен. Во время наступления немцев железнодорожники успели отойти на восток. Косарева перевели под Сталинград вагонным мастером санитарного поезда №342.

-3

Николай взялся за дело. В составе к моменту его прибытия не было ни одного исправного вагона. Быстрый их осмотр произвел на Косарева гнетущее впечатление. Тогда совместно с поездной бригадой и работниками депо он организовал срочный ремонт, чтобы как можно скорее приготовить поезд для работы. Николай вместе с товарищами привел в порядок полы, полки, умывальники, питьевые бачки, сантехнику, покрасил крыши вагонов.

Советские железнодорожники, фотография приведена для иллюстрации
Советские железнодорожники, фотография приведена для иллюстрации

В начале 1942 года Косарев по примеру новосибирского машиниста Николая Лунина, предложил силами своей поездной бригады ремонтировать оборудование в пути или на остановках, не заходя в депо на ремонт. Такой метод позволял значительно увеличить эффективность работы на железной дороги. Длительность ремонта сокращалось, а время полезного использования локомотива возрастала. Так, обслуживаемый Косаревым санитарный поезд стал лучшим в своем депо.

-5

Предложение Косарева поддержал начальник поезда. Об этом доложили начальнику Военно-санитарного управления Ефиму Смирнову и наркому путей сообщения Андрею Хрулеву. Вскоре был издан специальный приказ, в котором рекомендовалось поддержать почин бригады Косарева на всех санитарных поездках. Оборот таких составов к фронту возрос, и трудно подсчитать, сколько раненых было спасено, благодаря своевременной доставке из полевых госпиталей в тыловые. Достоверно известно, что санитарный поезд, где работал Косарев, не раз попадал под бомбежку. Однажды, когда у линии фронта в состав грузили раненых, оказалось, что кондукторская бригада не успела прибыть вовремя. Тогда Косарев вместе со своими товарищами заменил ее, совмещая свои прямые обязанности с кондукторскими. В ноябре 1943 года Косарев Николай Андреевич за свои заслуги был удостоен звания Героя Социалистического Труда.

-6

Однако Косарев был так занят транспортировкой раненых на днепровских плацдармах и на освобожденных территориях Правобережья Днепра, что смог оказаться в Москве и получить высокие награды лишь в конце марта 1944 года. Героический железнодорожник прошел всю Великую Отечественную и продолжил трудовую деятельность, став старшим инженером вагонного отдела.

Узнать больше о героизме советских людей на фронте и в тылу вы сможете на экспозиции «Подвиг Народа».

#МузейПобеды #ПодвигНарода