Найти тему
Петрович, пауза!

Сказ о тайне Петровича.

Категорически приветствую!

Это случилось пару десятков лет назад. Я сходил в магазин перед ужином. Всё как обычно. Вернулся, сел за стол, открыл бутылку беленькой..

На второй рюмочке беленькой из-за кулис повалил дым. Театральный зал наполнился запахом серы. Петрович всматривался в сцену и не мог ничего понять. Его предположения были весьма приземлённые и ординарные - дым машина включилась от того, что на кнопку запуска упало что-то от землетрясения.

Из правой кулисы по направлению к авансцены продвинулся фантом. Необычное свечение отдавало чёрным и красным цветами. Он остановился на авансцене и проговорил:

– Привет, я дух театра.

– Привет – по слогам пробормотал Петрович.

– Андрей Петрович, как у Вас идёт подготовка к спектаклю?

– Хорошо, спасибо. - так же по слогам проговорил Петрович. - Вам нравится?

– О, да. Это поистине великая вещь. Если всё пойдёт по плану, то это будет визитной карточкой театра. Она вас прославит на весь мир.

– Вы к этому приложили руку?

– Разумеется. Ни один театр не обходится без театрального духа. Именно поэтому с нами все общаются и всячески пытаются нам угодить. Но вы пошли иным путём, вы решили добиться моего расположения профессионализмом и упорством. Это достойно уважения.

Петрович до сих пор не мог понять, что происходит. Но он был уверен, что он абсолютно трезв. Стал трезв или был им изначально, это всего лишь детали.

Фантом выронив стандартное «приятно было познакомиться», отвесил поклон и удалился за кулисы. Петрович выпил ещё одну стопку. По ощущением это была самой обычной водкой. «Всё как прежде» подумал он и уснул на ледпаре.

Ему приснился фантастический сон, куда фантастичней реальности, которую он только что пережил.

Спустя некоторое время, фантом появился без всяких спецэффектов, он пел песню. Петрович не знал, что это за песня и кто её исполняет, но она ему была знакома. Очень знакома. Чуть ли не с детства. Фантом сел рядом с Петровичем и начал общение.

– Приветствую ещё раз. Как ты помнишь, я дух театра и мне очень важно, чтобы следующий спектакль состоялся и при огромных успехе.

– Приветствую. Помню и сейчас я с тобой могу разговаривать нормально, даже не смотря на мою лёгкую шепелявость. По..

– Почему мне так важен успех спектакля. Верно?

– Да.

– Всё очень просто. Я горжусь тем, что я дух именно этого театра, где играют душой даже возрастные актёры. Именно это зажигает в людях желание.

– Какое?

– Это не важно. Когда есть желание, человек преодолевает множество трудностей. Но есть один якорь.

– Какой?

– Актёр. Невысокий и худощавый. У него средняя по значению роль. Он очень сильно переигрывает и добавляет гротеск, хотя его образ сам по себе гротескный. Иными словами, он добавляет перца в харчо. Его не смогут съесть даже мексиканцы. Его надо заменить.

– Я с тобой согласен, но как я пойду против режиссёра?

– Он с нами согласен, но этот актёр ему выгоден немного с другой стороны, нежели с актёрской.

– Я тебя понял, попробую что-то сделать.

Петрович решился на вопрос, который его мучал с первых секунд встречи:

– Кто ты и как ты стал духом нашего театра?

– У нас то же самое, что и у людей, только без всякой коррупции и сватовства. Есть высшие руководство, есть низшее, а есть мы - исполнители. Наша задача помочь театру стать известным. Дать направление к развитию.

– Зачем вам это?

– Не знаю, так заведено, вот ты давно забыл зачем светишь? Давно. Если бы ты был потомком героя романа Александра Дюма, то ответил - «Я свечу, потому, что я свечу». И был бы прав. И это даже не механическое. Ты вкладываешь свою душу в любой спектакль, даже если он повторяется пару сотен раз. Ты живёшь каждым мгновением. И это то, что нам даёт силу и мы двигаемся дальше по карьерной лестнице.

– Ясно.

– Сейчас тебе надо обдумать полученную информацию, а я ещё загляну к тебе.

Дух театра исчез так же, как и появился.

Петрович остался один в зрительном зале. После знакомство эмоции и чувства были неоднозначными. Надо было остаться на ночь и доделать партитуру, так тут ещё и знакомство с такой масштабной личностью.

Петровичу хотелось действовать. Петрович решил исследовать кулисы и гримёрку. Именно там актёры проводят время, если на сцене им быть не положено.

В кулисах пахло серой и было темно. Кто-то забыл реквизит. «Вот растяпы.» - подумал радист и направился в гримёрку. Там дело обстояло лучше, горел свет и каждая лампочка на зеркале гримёрных столов.

– Скоро начнётся спектакль? – тихо произнёс Петрович в никуда и посмотрел на часы. Они показывали 3 часа. – Нет, но может дух хочет порепетировать?..

Дух сидел за самым дальним от выхода на сцену столом и строил гримасы. Всё же актёр всегда остаётся актёром и ребёнком.

– Я был уверен, что ты придёшь именно к 3 часам сюда. Ты обладаешь способностями и используешь их, хоть и не признаёшь. Я тебе помогу их развить, ты готов к этому.

– Какими способностями?

– Помнишь, когда молоденькая актриса пришла в театр и её трясло перед выходом. Ты ей налил, и сказал пару тройку слов. Она перестала волноваться и блестела на сцене. А дело было совсем не в стакане, а в твоём отношении к делу.

– Я хотел, чтобы спектакль состоялся.

– Это был твой мотив. Каждый воспринимает по-своему. Для этой актрисы ты стал учителем по жизни. Ты об этом даже не думал, но вёл её в правильном направлении.

– Интересно. Это не только с ней было, так было со многими и не только, но бывали и совсем другие случаи. Помню, один актёр, лет тридцати, считал себя слишком умным. Ладно актёров, но он считал, что может учить режиссёра, а разница была лет двадцать.

– И это я знаю, потом прошло время, и он осознал, где был не прав. Так, сказать набил шишки и вернулся более мудрым.

– Да.. это его жизни и принимать советы и направления от мудрых людей это его дело. Сейчас он прислушивается и выбирает путь, который подходит только ему. Я им горжусь, хоть прошло много времени, чтобы он понял.

– Вернёмся к твоим способностям. То о чём мы поговорили, это только начало и то, чем ты пользуешься. Дальше есть то, что у тебя находится в спящем состоянии. Из мы раз будем и ты сможешь сделать жизнь других лучше. А главное, ты от этого будешь счастливее. Реализуешь свой потенциал.

– Но я и так счастлив, у меня есть любимое дело, у меня есть всё, что мне нужно.

– Ты развиваешься и тебе надо больше места для реализации.

– Понял.

Петрович кивнул и задумался, что же в нём такого, что он сейчас общается с духом, как с инженером театра Васей.

Театр это место волшебства
Театр это место волшебства

– Вижу, что осознал своё состояния воссоздания.

– Думаю, что осознал. Я много слышал о магах и всяких там целителей, но не верил. Оказывается, у всех нас есть сила, надо только её правильно развить.

– Всё именно так. Самое простое, что можно пробовать - это чтение мысли. Но тебе не на ком тренироваться. У меня нет мозга, как физического объекта. Тебе заглядывать некуда.

– Я как-то прочитал отзыв о спектакле у одной зрительницы. Скажу я тебе, мысли у неё были не очень приятные. Она всем была недовольно, стало быть, у неё был изначально такой настрой, потому, что при входе в театр уже ей не нравилось всё, вплоть до приветствия нашей буфетчицы.

– Я видел её, она действительно пришла после расставания и кучи неприятностей за день. Но не нам судить, нам надо заниматься делом.

Дух указал на стол гримёра. Там лежало пара палеток с гримом разнообразные кисточки, спонжики и салфетки. Он указал на кисть, стоящую в стакане, одну единственную.

– Видишь эту кисть. Представь, что ты она отрывается и парит в воздухе, потом переворачивается и опускается, медленно, обратно в стакан.

Петрович сконцентрировался на кисточке, и она воспарила на пару тройку сантиметров. Затем ещё на пять и ещё на пять. Теперь кисть была над стаканом. Петрович начал представлять, как кисть проворачивается. В этот момент мяукнул театральный кот и Петрович потерял концентрацию. Кисть упала поперёк стакана, но когда Петрович снова сконцентрировался на ней, она остановилась на краях и не упала. Фокус-покус удался, но не до конца.

– Отлично, отлично. - сказал дух театра - тебе надо продолжать тренироваться и у тебя получиться двигать предметы своей силой мысли. А к чтению мыслей мы вернёмся на сегодняшней репетиции.

– И что мне делать с этим умением?

– Когда почитаешь нужным, тогда и применишь. У тебя чистые намерения и они тебе подскажут что правильно.

– Вот тебе и халам-балам. - задумчиво произнёс Петрович.

– С этим упражнением мы закончили. Развивайся и тренируйся, а дальше ты сможешь не вставая с места помогать спектаклю. Вдруг какой-нибудь актёр чрезмерно разволнуется и перенесёт чужой реквизит в другое место. Ты сможешь его вернуть куда следует.

– Да..

– Джигурда.. – неудачно пошутил дух, но потом исправился. – тут бы заорал басом.

– Вот такие ляски-масяски, да ахалай-махалай.

– Точнее и не скажешь.

В театре можно как потерять, так и приобрести всё.
В театре можно как потерять, так и приобрести всё.

Наступила неловкое молчание. Петрович не знал, что сказать, он был благодарен духу театра за его обучение, но понимал, что за всё надо платить, такова жизнь. «Интересно, какую плату принимают духи? Им не нужны деньги, да и что-то материальное. Что-то духовное? Что-то эмоциональное?» - Петрович погрузился в размышления. Он не верил в разные голливудские сказки про продажу души дьяволу, но с другой стороны перед ним и не дьявол вовсе.

– Ты размышляешь правильно. Вселенная существует по законам баланса. Говоря простыми словами – ты у кого-то что-то взял, через какое-то время отдашь что-то другое. Не обязательно это будет что-то материальное или ценное для тебя, но вернёшь. Существует множество форм отношений, но неизменно присутствует обмен. Либо на уровне материальных ценностей, либо на нематериальных. Возьмём, к примеру, общение. Тут обмен мнениями, мыслями. Из общения может родиться величайшее изобретение, но, обычно, рождается скандал и ругань.

По своей натуре Петрович был интровертом, но был не прочь пообщаться в большой компании почти с каждым. Разумеется, с духом ему было проще открыться. Они мыслили одинаково. Различая были только в том, что Петровича можно было потрогать, а иногда и обнять.

– У нас отношения учителя и ученика, верно?

– Да.

– Стало быть, оплата будет занавесками в классную комнату.

– Нет. – дух едва улыбнулся. – Для любого истинного учителя, так сказать «от бога», оплата составляет величие ученика. Если ученик превзошёл своего учителя, то и учитель вырос как учитель. Лишь учитель от обезьяны будет в лучшем случае завидовать своему ученику, в худшем будет всячески сковывать талант и умение ученика.

– Вы ходит мне надо освоить все твои умения и навыки, а потом стать лучше тебя?

– Верно. Это и будет твоя плата за мои труды.

– Похоже на какой-то кредит. Получаю один урок и расплачиваюсь за него всю жизнь.

– Не преувеличивай, ты способный и можешь освоить мои навыки быстро, а чтобы превзойти меня, тебе необходимо заниматься регулярно и не терять хватку.

– Когда я буду этим заниматься?

– Ночью. Ты любишь театр и тебе в нём уютно. А ещё это твоё место силы.

– Хорошая идея.

Духа нельзя было отнести к разряду учителей, он работал с каждым индивидуально. Помогал раскрыть талант учеников в полной мере. Разумеется, случались и неудачи. Как-то руководство направило духа во Францию. Ему предстояло найти и обучить телекинезу jeune premier. Молодой, тридцати летний парень оказался очень заносчив. При первой встрече с призраком, он не поверил своим глазам и продолжил кокетничать с молоденькой актриксой. При второй уже насторожился, но не признал духа. При третьей он и вовсе сбежал в глухую деревню за три сотни километров от Амстердама. Французу никогда не понять, а вернее почувствовать огромную душу русского духа.

Театральный радист уставился на щетину кисти, на которой он только что упражнялся, и размышлял стоит ли игра свеч, готов ли он посвятить ремеслу мага остаток своей жизни.

Решение принято, надо учиться. Мотивация была проста - век живи - век учись. Вроде простые слова, но как они хорошо ложатся в основание человеческого счастья. Петрович решил ночевать в театре и учиться всему, что его научит дух. Стать лучше духа стала его цель. Благословение духа придало радисту сил. С этой минуты Петрович будет тренироваться ночами ради одной цели - помогать спектаклю не только фонограммами и светом.

Дух прочёл мысли Петровича и был рад решению. Теперь покажет время, на сколько Петрович будет верен своей новой цели. У духа появился союзник в борьбе за «сотрудника месяца», да ещё и какой способный.

Дух не стал мешать Петровичу улучшать свой навык и отправился в зрительный зал. У него там было любимое место. Ему нравилось смотреть оттуда за спектаклями. То место всегда было свободно. На него никто не покупал билет, даже при аншлагах.

Всё достаточно просто, когда у кассирши был обеденный перерыв, то дух пробирался в кассу и отмечал место занятым. А чтобы не заняли до обеда, он внушал кассирше, что место занято.

А чтобы не занимали место во время спектакля, дух принимал обличие человека. Бухгалтерия так же всегда сходилась. Денег было ровно на проданные билеты. Ещё никто не заметил, что для аншлага не хватало одного проданного билета.

Дух смотрел на сцену и представлял, как будет идти новый спектакль. Представлял, что он один и всё актёры играют только для него одного. Ему это льстило. Затем представил, как его вызывает начальство и повышает. Он уже не дух театра, он начальник, у него в попечении трое таких, как он сейчас, а дальше шесть, дальше уже новый город, новый регион, а потом вся страна.

Дух улыбнулся и вспомнил, что перед тем, как ему уйти на повышение, надо наладить систему в отдельно взятом провинциальном театре. Он сконцентрировался на том, что сейчас происходит в гримёрке.

У единственного освещённого зеркала сидел его ученик и упорно занимался. Кисть поднималась, вертелась на триста шестьдесят градусов и мягко опускалась вниз. У Петровича получается. И получается здорово.

Как говорят философы и мудрецы - «путь в миллионы шагов начинается с первого». Подумал дух. Настало время переходить к следующему этапу. Дух встал с кресла и направился в гримёрную.

– Как всё прошло? Что ты ощущаешь?

– Всё прошло хорошо, на сколько я могу судить. Но возник вопрос.

– Какой?

– Может ну его? Может оставить всё как есть?

Дух немного опешил. Всего первый шаг и бегом назад. Нет, так не пойдёт. Он должен закончить начатое. В первую очередь это было обращено именно к духу, а не Петровичу.

– Страх неизвестного всегда велик в начале пути. Ты начал осваивать азы. Дальше будет интереснее. Ты можешь сейчас отдохнуть и подумать. Прикинуть варианты зачем идти дальше, поискать причины идти дальше, сделать правильный выбор. А завтра ночью мы поговорим.

– Видимо это самый правильный сценарий события.

Дух покинул гримёрку. Петрович остался в одиночестве. Радист размышлял на тему того, что он сейчас один против всего мира. Ему вспомнился его школьный друг. Они познакомились в первом классе. Сидели за одной партой. Его звали Иосиф, чистокровный еврей. Все к нему относились настораживающи. В связи с его высоким ростом его прозвали Жирафом Йося. Иосиф на них не обижался. Его в семье воспитали так, что обида – это лишняя трата энергии и нервов.

Петровичу было интересно общаться с представителем другой культуры. Они сдружились и провели всё детство вместе. Вместе учились курить за гаражами, плавили свинец из автомобильных аккумуляторов, жевали гудрон и иными способами познавали этот мир.

Как-то Петрович влюбился в девочку по имени Маша. Ему тогда было тринадцать лет. Первый, с кем поделился маленький Петрович, был, естественно Йося. Будущий театральный радист очень переживал. Его безупречный аппетит дал сбой, а вот успеваемость стала лучше.

После окончания школы они поступили в театральное училище. Петрович на световое отделение, а Йося на актёрское, в последствии он хотел стать режиссёром с мировым именем. Планом представителя иной культуры не суждено было сбыться.

После второго курса его отчислили за гадкий поступок на лекции у декана. Йося возразил преподавателю. Когда речь зашла про систему Станиславского, декан назвал её самой лучшей в актёрском деле. Иосиф ему на это сказал, что есть обратная сторона системы и она очень сильно вредит здоровью актёра. Константин Сергеевич и сам это признавал, что актёр, который стал, не перевоплотился, а именно стал, другим, мог пропустить через себя все переживания персонажа и сердце может не выдержать. Были случае, когда тридцатилетние актёры умирали от инфаркта. Преподавателю не понравилось то, что Йося возразил ему, он понимал, что тот был прав, но признать это он отказывался.

Дальше началась Афганская война и пошли первый волны миграции советских евреев. Кто в Америку, кто в Израиль, были и те, кто мог уехать в страны Европы. Иосиф не успел уехать, да и не стремился. Он считал себя советским человеком, а национальность – это совсем не то. Его распределили в разведку. Ещё бы, куда ещё направить человека, обладающего неординарным умом и способностью мгновенно приспособиться к ситуации.

Петрович потерял связь. Когда человек попадает в разведку, то его стирают с лица земли и рождается новая личность, которую никто не знает. С прощание возле здания военкомата наши закадычные друзья больше не виделись. Петрович, всё же не терял связь с Йосей. Когда ему нужен был совет, то он пытался думать, как Йося и ситуация решалась.

Воспоминания о лучшем друге дало уверенность. Теперь Петрович уже понимал, что ему надо подготовиться и начать помогать людям. В этом ему поможет его дар. Радист, как человек основательный, перед тем, как что-то сделать, всегда готовился. Искал информацию, спрашивал специалистов по данному направлению, на основании полученных знаний и советов, он уже выстраивал план действий, которому не укоризненно следовал. Но в этот раз всё будет не так.

Сейчас он остался один в гримёрке, ему надо было подумать, собрать информацию неоткуда, в советском союзе отрицали существование магических способностей человека. Маг, разумеется существовали, но о них мало кто знал, они помогали людям, но тихо и без огласки. Те, кто заявлял о своих сверхспособностей, брали спецслужбы и проверяли. Когда способности были подтверждены, они становились либо предметом исследований, либо служили высшему руководству страны.

Петрович решил начать вести дневник чтобы ничего не забыть и, если кто-то обнаружится с подобными способностями, передать последователям. Театральный радист сходил в кабинет режиссёра и взял тетрадку в клетку. «Всё равно потом перепечатаю на машинке» – подумал он.

Когда всё было готова для творчества, Петрович открыл тетрадь, взял перьевую ручку, именно ей привык писать ещё со школы, и начал с красной строки:

«Дорогой, друг.

Судьба завела тебя на мой канал. Сейчас позволю себе представиться. Меня зовут Петрович, были когда-то и имя, и фамилия, но они отпали за ненадобностью. Я работаю, а точнее сказать, живу в театре. Самый обычный драматический театр в самом обычном провинциальном городке, но с необычными актёрами.

В мои обязанности входит вовремя включать и отключать фонограммы и нужный свет на спектаклях и репетициях. Сегодня ночью мне повстречался театральный дух. Он существует и помогает нести искусство в массы. Для них эта самая обычная работы с начальством, зарплатой и подчинёнными.

Результатом встречи стало открытие моих магических способностей. Да, я так же не верил своим ушам, как ты своим глазам. Но суть осталась прежней, я обладаю магическими способностями. Театральных дух верит в мои чистые мотивы, я его не разочарую.

И так, сегодня я сделал первый шаг к раскрытию своих способностей во имя человечества, во имя театра. Сегодняшний и последующие дни я буду описывать своё обучение, чтобы тебе, мой друг было легче открывать и тренировать свои способности. Как их открыть я не знаю, во всяком случае пока что. Не исключаю, что и в этом я смогу тебе помочь в ближайшем будущем.

И так, сегодня я практиковался в телекинезе. Это способность передвигать предметы силой мысли. Этот навык очень полезен, особенно для ленивых. Может быть, в старости и не понадобиться, чтобы был тот, кто подаст стакан воды, или не воды. Тут должно работать воображение, ты должен будешь как бы представить, как поднимается предмет, что-то вроде сетки для рыбной ловли, тянешь за один узелок, за ним поднимаются остальные тянуться остальные. Важно, чтобы эта сеть была жёсткой. В противном случае, предмет может не подняться, поскольку он состоит из твёрдого вещества, а не ниток. Практикуйся чаще, помнишь, как говорил Брюс ли: «я не боюсь того, кто знает тысячу приёмов, я боюсь того, кто тренирует один приём тысячу раз.»

Петрович отложил ручку. На сегодня он много работал и сильно устал. Ему требовался отдых. Завтра спектакль, который должен быть успешным. Радист взял с собой тетрадку и направился на своё рабочее место. Рассвет близился и совсем скоро должна появиться уборщица тётя Лена. Необходимо было тайну Петровича сберечь.

Что ждёт Петровича дальше никто не знает, но то, что он будет помогать искусству и людям сомнений нет.

-4

За вас, господа Комедианты!

Основано на реальных событиях в Московском Драматическом Театре «Своё Время».