К началу 2025 года автобусы на 90 межрегиональных маршрутах, связывающих Ленинградскую область с Санкт-Петербургом, обновят. На линию выйдут 450 новых автобусов, оборудованных по последнему слову. Цифровые сервисы позволят прогнозировать время прибытия и оплачивать проезд даже токенами, а также дадут ответ на самую частую жалобу пассажиров — почему летом ездить жарко, а зимой холодно и какой должна быть идеальная температура в автобусе.
Перевозчик должен побороться за пассажира
Как сообщил председатель комитета Ленинградской области по транспорту Михаил Присяжнюк, на первом этапе реформа затронет смежные межрегиональные маршруты, на которых работа выполняется по заказу региона. Речь идет о 50‑километровой зоне вокруг Северной столицы. Именно петербургская агломерация и граничащие с ней районы Ленобласти имеют самый большой пассажиропоток.
«Это и маятниковая трудовая миграция — ежедневные потоки пассажиров, которые едут на работу в Петербург и обратно, это и гости нашего региона, которые приезжают посмотреть Гатчину, Выборг и другие города», — пояснил глава комитета в ходе тематической пресс-конференции, прошедшей на минувшей неделе в ТАСС.
Всего сообщение с Санкт-Петербургом по заказу Комтранса сегодня обеспечивают 126 смежных межмуниципальных социальных маршрутов, транспортная реформа коснется порядка 90 из них. Цена за проезд в таком транспорте фиксированная и устанавливается областным комитетом по тарифам и ценовой политике. Это означает, что пассажир не платит за поездку «полным рублем», часть затрат перевозчику компенсирует областной бюджет.
Как пояснил руководитель комитета по транспорту, порядок взаиморасчетов субъекта и транспортировщиков в Санкт-Петербурге и Ленобласти различается: в мегаполисе действует система брутто-контрактов. Это означает, что перевозчики полностью перечисляют всю собранную с пассажиров выручку в бюджет города, который является организатором перевозок, далее городская администрация оплачивает выполнение рейсов по маршрутам. При такой модели оплата перевозчиков зависит не от числа пассажиров, а от объема транспортной работы.
В свою очередь, в Ленобласти используется модель нетто-контрактов. По сути, это прямой договор пассажира с перевозчиком через покупку проездного билета. Но часть средств перевозчику все-таки компенсируется из бюджета. Так, в 2024 году расходы на поддержку маршрутов общественного транспорта, по предварительным подсчетам, обойдутся региональной казне в 3,2 млрд рублей, но сумма явно будет расти. Как рассказал Михаил Присяжнюк, в текущих прогнозах на компенсации за единый социальный проездной, который действует как на территории Ленобласти, так и в Санкт-Петербурге, потребуется дополнительно порядка 700 млн рублей.
По данным комитета по транспорту, в прошлом году услугами общественного транспорта в регионе воспользовалось 37,1 млн пассажиров льготных категорий. Это примерно 40% от общего потока. Помимо федеральных и региональных льготников право на единый социальный проездной билет в Ленобласти имеют пенсионеры, студенты, проживающие в Ленобласти и обучающиеся в Санкт-Петербурге, а также члены семей участников специальной военной операции. Оформить единый социальный проездной граждане могут, подав заявление в центры социальной защиты населения или МФЦ. Документ дает право бесплатного проезда на муниципальных, межмуниципальных и смежных межрегиональных автобусных маршрутах 47‑го региона, а также на социальных маршрутах Санкт-Петербурга. Проездной продлевается каждый месяц в пунктах оформления билетов в отделениях «Почты России» или в кассах станций ГУП «Петербургский метрополитен». В 2024 году стоимость единого проездного для жителей Ленобласти составит 453 рубля в месяц.
«Мы с Санкт-Петербургом находимся в тесном контакте. Разница в том, что в Санкт-Петербурге транспортная работа оплачивается другим порядком — вся выручка собирается в бюджет. В Ленинградской области она остается у перевозчика. Мы решили, что нужно, чтобы перевозчики поборолись за пассажира. Идем своим путем», — прокомментировал Михаил Присяжнюк. Он также добавил, что при системе неттоконтрактов возникает экономия, связанная с организацией перевозок.
Цифровизация, доказавшая жизнеспособность
По словам представителя АНО «Дирекция по развитию транспортной системы Санкт-Петербурга и Ленинградской области» Владислава Самойлова, автоматизация транспортной отрасли в Северной столице уже доказала свою жизнеспособность. По словам специалиста, главной задачей прошлого года была оцифровка всех регулярных маршрутов, в первую очередь смежных, связывающих Петербург и Ленобласть. Всего были собраны данные по 854 маршрутам. Сегодня информационные сервисы позволяют осуществлять мониторинг движения транспортных средств, контролировать исполнение расписания и интервала движения, а пассажиры могут через цифровые гаджеты планировать поездки, включая оценку времени прибытия. Кроме того, упрощена оплата проезда, отлажены механизмы обратной связи.
В 2023 году услугами общественного транспорта в регионе воспользовались 37,1 млн пассажиров льготных категорий. Фото: Pexels
Ленобласти тоже есть чем похвастаться. В пилотном режиме транспортную реформу уже тестируют в отдельных районах. Так, на маршрутах, которые связывают Санкт-Петербург и Кудрово, уже сейчас порядка 60% пассажиров платят безналично. Там же и в Янино запустили автобусы городского класса: они соответствуют современным требованиям безопасности и ходят каждые три-пять минут. Остановки по требованию отменили, чтобы «не превращать полуторачасовой маршрут в трехчасовой», сообщил руководитель регионального комитета по транспорту.
В ближайшее время появится новый маршрут, который соединит мегаполис с быстроразвивающейся Новосаратовкой, еще десять маршрутов вернутся к конечной остановке у метро «Ладожская», рассказал Михаил Присяжнюк. А в Кингисеппе (одном из первых пилотных районов, где опробовали реформу) уже задумались над созданием бесплатного внутригородского маршрута, который позволит разгрузить город от пробок.
«Ленинградская область — очень сложный с топографической точки зрения регион. Протяженность большая, а могут ехать один-два пассажира», — прокомментировал Михаил Присяжнюк. Именно поэтому возникает диспропорция в тарифах, а полностью отказываться от коммерческих маршрутов нельзя.
«Не везде автобусы городского исполнения нам подходят. Там, где удаленность более 50 километров и движение по скоростной трассе, пассажиры не должны ехать стоя. Для таких маршрутов будут использоваться автобусы в туристическом исполнении», — добавил глава комитета. Кроме того, все маршруты в области стараются дублировать с железнодорожными перевозками.
По словам руководителя комитета по транспорту, в Ленобласти согласны с тем, что в настоящий момент наблюдается диспропорция в тарифах, установленных для различных районов региона, и их нужно приводить к единообразию. С начала текущего года повышение стоимости проезда на регулярных рейсах возросло, и кое-где значительно. По словам Михаила Присяжнюка, рост платы, взимаемой с граждан, объясняется возросшей стоимостью самих транспортных средств, запчастей для них и горюче-смазочных материалов. Кстати, сэкономить на топливе можно, если использовать автобусы, работающие на газомоторном топливе (дешевле выходит примерно на 40%). Но эксплуатация такой техники напрямую связана с уровнем развития сети заправочных станций, поэтому конечное решение о модификации автобусов, которые будут использоваться на конкретном маршруте, принимает компания-перевозчик. Субъект своих правил не навязывает.
Новые автобусы с контролем
Всего в рамках реформы к 2025 году предполагается обновить порядка 450 единиц подвижного состава.
«Будем ориентироваться на большой и средний класс. Все эти транспортные средства дополнительно к заводским настройкам будут дооснащены системами видеонаблюдения и видеоаналитикой. То есть мы сможем в режиме реального времени видеть пассажиропоток, оперативно на него реагировать, принимать решения об изменении класса используемых автобусов или выпускать на линию дополнительные единицы техники. Думаем предложить дооснастить такими интересными элементами, как датчики температуры, а то зимой людям холодно, летом жарко — просят открыть окно. Это поможет в объективности взгляда на причину одной из самых частых жалоб со стороны населения», — сказал Михаил Присяжнюк.
Предусмотренные законом конкурсные процедуры по выбору подрядчиков для организации пассажирских перевозок пройдут в феврале — марте. Далее у транспортировщиков будет полгода для обновления подвижного состава. На линии новые автобусы выйдут не позднее 1 января 2025 года. Но, по словам директора по организации перевозок Национальной транспортной ассоциации Романа Юренева, это случится раньше.
«В прошлом году мы проводили встречи с производителями автобусов. Модели все представлены, идут переговоры с перевозчиками по комплектации и срокам поставки техники. Все делается заблаговременно. Новый подвижной состав будет появляться, думаю, уже в этом году — в III–IV кварталах. Перевозчики автобусы приобретут, и простаивать они не будут. Будут работать по маршрутам в регулируемом тарифе. В прошлом году участвовали в шести пилотных проектах, пока видим только плюсы: современные автобусы, оборудованы в соответствии со всеми требованиями безопасности, в том числе низкопольные, перевозящие маломобильных граждан», — сообщил Роман Юренев.
По его словам, в настоящее время завершается обсуждение маршрутной сети, вносятся последние уточнения, что именно необходимо оптимизировать по сравнению с текущими маршрутами: в каких случаях есть необходимость изменить класс подвижного состава на автобусы большей вместимости, где по просьбе граждан организовать дополнительные заезды.
Кроме того, еще 70 новых автобусов появятся на коммерческих маршрутах Ленобласти. Со стороны Ленобласти на закупку новых транспортных средств выделено 800 млн рублей, привлеченных за счет казначейских кредитов. Со своей стороны перевозчики добавили еще 400 млн рублей.
«Любая реформа — живой организм, она должна быть хорошо подготовлена. Мы готовились к транспортной реформе около полутора лет, это серьезная математическая модель. Здесь нам очень помогает высшая школа», — рассказал Михаил Присяжнюк.
Глава комитета также сообщил, как по новым правилам будут осуществляться расчеты с перевозчиками.
«Каждое новое транспортное средство будет иметь датчик пассажиропотока. Уже создан цифровой двойник транспортной сети, вся оплата будет проходить только тогда, когда автобус проедет по “двойнику” и доедет до конечной точки. Если сойдет с линии — оплаты не будет», — подытожил Михаил Присяжнюк.
Автор: Яна Карева