На этот вопрос сложно ответить, иначе, чем словами: и да, и нет. Просто потому, что любой современный тюркский народ имеет синтетическое происхождение и отличаться могут даже близкие по культуре соседние племена. Неудивительно, что тюрок в настоящее время считают чисто языковой группой, впрочем, как и славян.
Что касается азербайджанцев, то они тоже являются смешанной нацией, и это широко признанный научный факт, не вызывающий возражений даже у их собственных историков. Их этногенез стартовал в 6-м веке нашей эры, когда персидская империя Сасанидов присоединила Южный Кавказ.
На востоке этого региона тогда существовало государство Кавказская Албания, населенное племенами лезгинской группы. Под культурным влиянием своего сюзерена его население стало принимать зороастрийскую веру и переходить на персидский язык. Однако, этот процесс только начался и никогда не был завершен. Тем не менее, благодаря Сасанидам тут появились горские евреи и таты – народы, которые здесь живут до сих пор.
В 7-8-м столетиях арабы-мусульмане завоевали Иран и Албанию. Поскольку их религия имела наднациональный характер, началось медленное слияние албанов и иранцев, которые ассимилировали новых мигрантов – курдов и арабов. Главным средством общения стало одно из северо-западных иранских наречий, а именно язык азери. Он считается прямым наследником языка Древней Мидии, чей народ был близок, но не тождественен персам. Тем не менее, на албанском разговаривали вплоть до эпохи высокого средневековья. А такой народ, как удины, пользуется им по сей день.
Но в 11-м веке произошло еще одно событие, которое имело решающее значение для формирования азербайджанского этноса. Благодаря экспансии сельджуков в Западную Азию пришла огромная масса тюркских племен. Причем, многие из них поселились в Азербайджане, потому что это был степной регион.
В то время они были кочевниками и смешивались только с элитами своих новых владений. Но процесс замены языков уже начался. Только он происходил за счет относительно небольшого слоя мужчин, которые принадлежали к высшей аристократии. Тюркский стал главным средством общения армии и царского двора. Правда, из-за своей малочисленности эти люди оставили небольшой генетический след в популяции. Тем не менее, рост популярности тюркского был очевиден уже в 12-м веке при Низами Гянджеви.
В 16-м столетии языковой и культурный переход стал еще более полным. Он связан с миграцией шиитских кызылбашских племен – тюркской конфедерации, родом из Восточной Анатолии. Эти люди уже были более привычны к оседлой жизни, многие из них отказались от кочевничества и стали жить в селах и городах.
В результате уже лет через сто или двести Южный Азербайджан стал действительно тюркоговорящим и азербайджанским. Но на севере этот процесс занял более длительное время, о чем говорят проведенные в Российской империи переписи населения.
Так, например, в эпоху азербайджанских ханств тюрки не составляли большинства даже в Баку. Но, по мере роста города, который начался после разработки каспийской нефти, тюркоязычные стали доминировать среди местных мусульман не только по причине переселения, но и из-за ассимиляции.
В настоящее время нужно сказать, что генофонд азербайджанского народа изучен слабо. Те немногочисленные источники, что у нас есть, подтверждают давно известные сведения. То есть, жители Азербайджанской Республики в генетическом плане ближе к соседним кавказским народам, а население Южного (Иранского) Азербайджана имеет сильную связь с иранцами, особенно с курдами.
В этом нет ничего плохого, любой народ подвержен изменениям. Главное, что у них есть общая культура, понимание единого происхождения и сильное чувство родины. Гаплогруппы и форма носа не определяют национального самосознания каждого отдельного человека.
Тем более, что среди самих северных азербайджанцев сейчас популярна идея, что они, скорее, тюркоязычный, а не тюркский народ, и являются потомками многих племен, но, преимущественно, кавказских албанов.