Найти тему
Владимир Цимберг

Рука об руку: художники и их ассистенты

Оглавление

Ассистенты на протяжении многих веков становились дополнительными руками с кистями признанных мастеров живописи. Они помогали взять большее количество заказов и заработать больше денег. Сегодня художники, изучая возможности новых технологий для творчества, берут в подмастерья роботов, продолжая традицию известных живописцев. Споры вокруг темы, что художник все должен делать сам, побудили вспомнить, кто из великих мастеров работал с ассистентами.

Микеланджело

Расписывая Сикстинскую капеллу в Ватикане, Микеланджело обращался к команде, которая помогла ему в срок закончить работу. Они выполняли больше физического труда, чем творческого: возводили леса, наносили предварительный слой штукатурки, переносили рисунки с бумаги на стену. Для работы над самими фресками Микеланджело приглашал более способных мастеров, так как с этим видом живописи он был не в ладах.

«Сотворение Адама». Потолок Сикстинской капеллы.
«Сотворение Адама». Потолок Сикстинской капеллы.

Тициан

Тициан, как и почти все его коллеги той эпохи, держал мастерскую, которая помогала ему выполнять заказы. Его подмастерья сами разрабатывали композиции прямо на холстах, иногда значительно меняя сюжет «по ходу дела», а в некоторых случаях повторно использовали полотна и рисовали поверх старых картин новые. Его известные ученики — Эль Греко, Ламберт Сустрис, Якопо Пальма Младший — часто дорисовывали за ним портреты. Тициан специально оставлял пустые области на картине, чтобы помощники добавили туда что-то свое. При этом подписывал он полотна своим именем даже если видел, что эти части немного отличаются от общей композиции.

Питер Пауль Рубенс

Чтобы удовлетворить спрос на картины, Питер Пауль Рубенс полагался на ассистентов. С ними он закрывал существующие задачи: наличие помощников помогло ему брать еще больше заказов. Он организовал у себя в доме настоящий артель, где сам Рубенс был идейным вдохновителем, что он считал главным в творчестве, а его многочисленные ученики выполняли его задания. Глава мастерской делал эскизы и следил, как проходит работа.

Какие-то картины он писал полностью сам, а некоторые только дорабатывал в конце, обозначая финальные штрихи и ставя подпись. Таким совместным трудом мастерской Рубенса удалось выпустить более 3000 картин, на которых стоит его имя. Подмастерья уже тогда были своеобразными бионическими роботами, с помощью которых производство картин упрощалось.

«Пир у Симона Фарисея». Питер Пауль Рубенс и Антонис Ван Дейк (по эскизу Рубенса).
«Пир у Симона Фарисея». Питер Пауль Рубенс и Антонис Ван Дейк (по эскизу Рубенса).

Рембрандт Харменс ван Рейн

Подмастерья Рембрандта занимались теми же делами, что и помощники других его коллег: они смешивали пигменты, готовили масло, натягивали холсты на подрамники, делали уборку, расставляли реквизит и двигали мебель, чтобы интерьеры в портретах заказчиков не повторялись. Однако мастер предъявлял высокие требования к ученикам: они уже должны были владеть необходимыми для живописца навыками.

За это Рембрандт давал им больше свободы, чем тот же Рубенс. Ассистенты самостоятельно разрабатывали композицию картины, прописывать героев и детали. Он предлагал им только сюжеты, каноничные или же совсем новые, но тоже на выбор. Известно также, что ученики дорабатывали готовые картины мастера. Например, в работе «Мужчина с мечом» подмастерье перекрасил большую часть холста, а лицо осталось кисти Рембрандта.

Рембрандт и его ученики, зарисовывающие обнаженную. Середина 1640-х. Музей земли Гессен, Дармштадт.
Рембрандт и его ученики, зарисовывающие обнаженную. Середина 1640-х. Музей земли Гессен, Дармштадт.

Энди Уорхол

Во время расцвета импрессионизма культура мастерских, казалось, канула в Лету, но моду на нее вернул Энди Уорхол, основав «Фабрику». Она была одновременно и производством, и концептуальным подходом к искусству. Уорхол нанял художников, которые помогали ему создавать картины на потоке, позволяя тиражировать свои работы. Хотя большинство работ было выполнено методом шелкографии, ему все равно нужны были помощники: сам Уорхол отбирал фотографии для коллажей, а сотрудники фабрики их шелкографировали на холсте.

Уорхол показывал, что художник может выполнять роль идейного вдохновителя, куратора, чьи замыслы воплощаются другими людьми.

© warholfoundation.org
© warholfoundation.org

Такаси Мураками

«Японский Уорхол» Такаси Мураками придерживается такой же концепции. Он считает, искусство брендом, и продает его во всех формах — от картин до музыкальных клипов и оберток жвачки. У него есть студии в нескольких городах мира. Такаси объясняет свои идеи команде, которая прорабатывает их в цифровом виде, затем эти эскизы отправляются художникам. Они распечатывают их, накладывают на шелкографические экраны и переносят на холст. Когда работа утверждена, на нее наносят краски и лак. Над одной картиной могут работать несколько человек.

Джефф Кунс

У Джеффа Кунса в мастерской настоящий конвейер: каждый ассистент занимается своим делом. Помощники смешивают краски, чтобы получался нужный оттенок, рисуют отдельные части картины, грунтуют холсты. Над большим полотном могут работать одновременно четыре человека: двое внизу, еще двое — сверху, стоя на лесах. В его студии даже есть менеджеры, которые управляет ассистентами. Сам Кунс работает над идеями и деталями проекта в течение года, а команда пишет картины в точности, как он видит их в своей голове. «Если бы я писал сам, мне бы и года не хватило на одну картину».

© aufzurkunst.ch
© aufzurkunst.ch

Студия «Робохуд»

Робот — это технологичное воплощение ассистента в мастерской. Мы запрограммировали наши промышленные манипуляторы для роли подмастерья, которые освобождают художнику время на самую важную часть творческого процесса — поиск идеи и вдохновения, разработку сюжетов и концепции. Робот выполняет все те же задачи, что и помощники в студиях Рубенса, Уорхола и Кунса: смешивает краски, грунтует холсты, закрашивает определенные участки на полотне или прорисовывает детали. Однако все решения принимает художник. Иногда мы работаем параллельно с ним, создавая одновременно две картины, увеличивая производительность.

Рафаэль, Леонардо да Винчи, Дэмиен Херст и многие другие художники обращались к помощникам для реализации творческих идей — список можно продолжать долго. Подход к созданию искусства менялся с течением времени. Технологии — это еще один перевалочный пункт, который задает новый вектор художественного производства. Цель искусства — передать идею, вызвать эмоции, навести на размышления, и неважно, какой способ выберет художник: держать кисть в руке или управлять ею с помощью робота.

-6