Найти тему
Код Памяти

Константин Леонтьев. Философский хлыст для западных либералов

Оглавление

Константин Леонтьев – парадоксальный русский мыслитель 19 века, который вывел свой код жизни – христианский традиционализм. Он считал, что западная цивилизация находится в глубоком кризисе и русскому обществу незачем перенимать ее либерально-демократические институты. Леонтьев был уверен, что государственная и общественная жизнь в Российской империи должна базироваться на «византизме» - твердой монархической власти, строгой церковности и жестком сословно-иерархическом делении общества. Память о философе и публицисте Константине Леонтьеве сохранилась до наших дней, когда его мысли и идеи стали особенно актуальными.

Константин Леонтьев – парадоксальный русский мыслитель 19 века, который вывел свой код жизни – христианский традиционализм. Он считал, что западная цивилизация находится в глубоком кризисе и русскому обществу незачем перенимать ее либерально-демократические институты. Леонтьев был уверен, что государственная и общественная жизнь в Российской империи должна базироваться на «византизме» - твердой монархической власти, строгой церковности и жестком сословно-иерархическом делении общества. Память о философе и публицисте Константине Леонтьеве сохранилась до наших дней, когда его мысли и идеи стали особенно актуальными.

Биография

Безотцовщина и матушкино воспитание

Константин Николаевич родом из деревни Кудиново (Калужская губерния, Мещековский уезд). Генеалогическое древо его рода довольно разветвленное. Настоящим отцом будущего мыслителя был Василий Дмитриевич Дурново. Мальчик не помнил его, так как ему не было и двух лет от роду, когда тот умер.

Мать Константина, Феодосия Петровна, вышла замуж за довольно заурядного человека Николая Борисовича Леонтьева, который усыновил её ребенка. Материнская родословная Константина Николаевича уходит корнями к Карабановым – старинному дворянскому роду.

В детстве мальчика воспитывала его мама и горбатая тетушка Екатерина Борисовна Леонтьева. Однажды Константин побывал с матушкой в Оптиной пустыни, где Феодосия Петровна услышала от своего маленького сына пророческие слова: «Вы меня сюда больше не возите, а то ведь я тут останусь».

Формирование личности

Молодой дворянин неожиданно подался в демократы. Его увлекли гуманистические идеи. Он решил стать врачом, чтобы лечить людей. Леонтьев изучал произведения, написанные Александром Герценом, Виссарионом Белинским и Жорж Санд. Константин Николаевич мечтал стать полезным для общества человеком. Он поступил на медицинский факультет Московского университета.

Леонтьева всегда восхищали героические подвиги великих русских людей. В 1854 году он решил принять участие в Крымской войне. В течение трех лет молодой человек служил в качестве батальонного лекаря. На фронте ему открылась иная, тяжелая, полуголодная жизнь. После отставки Леонтьев отправился в Нижегородскую губернию к барону Розену, в имении которого работал домашним врачом.

Со временем медицина перестала интересовать Константина Николаевича. В Санкт-Петербурге он вошел в круг писателей того времени. Его увлекла художественная литература. Леонтьев начал сочинять очерки и повести, работал над рассказами, воспоминаниями и романами.

Дипломат-патриот

В 1863 году Константин Николаевич стал служащим дипломатического ведомства. После сдачи необходимых экзаменов руководство Азиатского департамента МИД России направило его в османский Адрианополь. Леонтьева взяли в местное российское консульство на одну из вспомогательных должностей. Когда он стал секретарем, то переехал на Крит, потом отправился в Константинополь и в Салоники.

В этот период жизни работа была на первом месте в списке приоритетов Леонтьева. С ним случилась одна показательная история. Константин Николаевич услышал неблагожелательный отзыв французского консула о Российской империи. Молодой человек взял хлыст и нанес удар иноземному дипломату, лицо которого в итоге пострадало.

Старшие коллеги Леонтьева не одобрили такой поступок, но не наказали его, а всего лишь отправили служить в другой город. Они считали, что таким способом Константин Николаевич защищал свое Отечество.

Путь к Богу

В 1871 году жизнь Леонтьева изменилась раз и навсегда. Тяжелая болезнь серьезно подорвала его здоровье. Он мог умереть. Богородица услышала мольбу Константина Николаевича, который считал, что еще многое должен сделать в своей жизни. Он выздоровел.

Леонтьев переосмыслил жизнь: Константин Николаевич решил побывать на Афоне, где общался с монахами. Православие и монашеский аскетизм теперь играли в его жизни главенствующую роль. Леонтьев принял решение о постриге и начал подготовку к проведению этого обряда.

Афонские монахи посоветовали Константину Николаевичу поездить по русским монастырям. Леонтьев посетил Николо-Угрешскую обитель. В Оптиной пустыни он познакомился со старцем Амвросием. Константин Николаевич остался здесь. Перед смертью Амвросий благословил его на принятие монашеского пострига. Семейное древо Леонтьевых не пустило новые ветви, но обогатилось духовно.

Философия мыслителя

Формирование новой восточной цивилизации

Константин Леонтьев говорил о мире, как о живом организме, проходящем такие этапы развития, как зарождение, взлет, упадок и смерть. Познавая мир, философ осознал значение европейской цивилизации в историческом развитии. Ее он считал двигателем всех процессов, ресурсы которого со временем иссякли.

По мнению Леонтьева, влияние Европы на балканских и западных славян было негативным, к примеру, в круг болгарской интеллигенции проник европейский эвдемонизм и либерализм. Самостоятельному славянскому развитию мешает влияние Европы.

По сути, мечтой философа стала утопия. Константин Николаевич хотел создать новую восточную цивилизацию с центром в Константинополе и даже работал над формированием ее перспективной модели. По его задумке эта цивилизация должна пополниться славянскими народами с доминирующей ролью России.

Леонтьев восхищался иерархическим общественным устройством Византии, в котором церковь была соединена с государством. Константин Николаевич считал себя сторонником теократии. Иерархия была нужна для сохранения дисциплины в государстве. Леонтьев говорил, что русское православие основано на византийском наследии. Он мечтал соединить церковные и государственные иерархии.

Противник равноправия

После Средних веков наступила эпоха Просвещения. Ее финалом стала жестокая Великая Французская революция, после которой, по мнению Леонтьева, европейская цивилизация пришла в упадок. Долгожданное равенство так и не наступило, хотя были уравнены в правах все сословия. Константин Николаевич считал, что сама человеческая природа выступает против этого.

Леонтьев был уверен, что все люди не могут обладать равными правами. Он говорил, что последствием эгалитаризма становится демократия, но это полная фикция. Константин Николаевич выступал с критикой эвдемонизма. Он считал, что счастье и благоденствие отдельной личности – это не высшее человеческое достижение.

Леонтьев выступал против индивидуализма и борьбы человека за личное благоденствие, не нарушавшего при этом закон. Константин Николаевич был уверен, что из-за этого погибла европейская цивилизация, так как все люди стали одинаковыми, «средними европейцами», что Леонтьев называл антропологической деградацией, исключающей выдающихся личностей и героев. По мнению философа, все это привело к историческому упадку Европы.

Константин Николаевич говорил, что народ создает моральную и религиозную национальную культуру, а христианство считает своей верой и праведными деяниями. Важным для Леонтьева было то, что российские крестьяне создавали особенную культуру. Русского мужика Константин Николаевич считал более интересной, духовно богатой, творческой натурой по сравнению с добропорядочным средним европейским гражданином, мирным и чересчур спокойным.

Леонтьев был уверен, что простому народу нельзя заниматься политикой, так как это может разрушить государство. То же самое касалось семинаристов и мещан, которые впоследствии могут отстаивать свои права, что приведет к нарушению законного и социального порядка.

Сторонник насилия

В наше время в ключевых основах Евросоюза не нашлось места христианству. Еще в 19-м веке Константин Леонтьев писал, что Европа движется к тоталитаризму с всеобщей уравниловкой и людьми в качестве безликой массы. Реакция российского философа на надвигающийся тоталитаризм была чрезвычайно резкой. Либералы считали его реакционером, которому не нравится прогресс и эвдемоническая цивилизация.

Тогдашние и частично нынешние либералы опасаются идей Леонтьева, который приветствовал насилие и говорил, что его необходимо применять. По мнению Константина Николаевича, для строительства прочного фундамента государства необходима хроническая жестокость по отношению к человеческому материалу. В статьях Леонтьева можно найти слова о том, что не юристы, журналисты или ораторы спасают общество, когда оно проходит через тяжкие испытания, а сильные, волевые люди, принуждающие других себе повиноваться.

К войне Леонтьев относился, как к «величайшей вещи», божественному учреждению, пожирающему, но очистительному огню. Именно в ней, по убеждению философа, проявляется великая сила, фундаментальное мировое начало. Она – двигатель истории, строитель государственных основ. Под ее влиянием происходит формирование физической и духовной личности. Во время войны церковная, политическая и военная власть получают силу, высшим источником которой Леонтьев называл Бога.

Сегодня публицистические статьи русского мыслителя можно найти в интернете. Это – цифровой памятникВладимиру Николаевичу Леонтьеву. Он писал, что у европейской цивилизации есть чудовищная одержимость, стремление к контролю над остальным миром. Философ считал, что именно это приведет Европу к гибели.

Леонтьев писал, что в будущем Запад и Восток сблизятся. Речь шла о старой Европе и мусульманских странах. Но для этого Европе необходимо побороть в себе свою безумную самоуверенность.

Сохранение памяти о предках и их деле – важная часть человеческой жизни. Зафиксировать ее позволит сервис Код Памяти, на котором можно завести страницу о своем родственнике и создать семейное древо.