Многие помнят песню Владимира Высоцкого: «Но почему аборигены съели Кука? За что - неясно, молчит наука…». Песня шуточная, неточности не имеют значения. Кук погиб не в Австралии, а на Гавайских островах. И не съедали его гавайцы, а закололи.
Но Джеймс Кук всё-таки пострадал от австралийских аборигенов, правда, через два с лишним века после гибели - коренные австралийцы спилили памятник капитану в Мельбурне.
Споры вокруг памятника, поставленного ещё в 1914 г., начались несколько лет назад. Первоначально недовольство аборигенов вызвала надпись на памятнике - «Открыл эту территорию в 1770 году». Редактор Австралийской радиовещательной корпорации по делам коренных народов Стэн Грант написал: «конечно, нам больше не нужно поддерживать выдумку о том, что он [капитан Кук] «открыл» эту страну». Он всего лишь предложил изменить надпись, но его соотечественники начали требовать снести памятник, называя его «памятником колониализму». В 2020 г. памятник облили краской. Это произошло накануне Дня Австралии: он отмечается 26 января. В этот день в 1788 г. в бухте, на берегу которой стоит Мельбурн, появился Первый британский флот, объявивший Австралию колонией Великобритании. Кстати, к тому времени останки Кука уже 9 лет покоились где-то на острове Гавайи, так что никакого отношения к колонизации Австралии капитан не имел. «За что - неясно, молчит наука…».
Джеймс Кук всемирно известен (недаром в нём появилась песня в Советском Союзе!) тем, что он был великим учёным. Он не только составил уникальные по точности карты Ньюфаундленда, восточного побережья Канады, Австралии, Новой Зеландии, западного побережья Северной Америки, Тихого, Индийского и Атлантического океанов. Он ещё и придумал, как бороться с цингой – страшным бичом мореплавания.
Кук был ещё и выдающимся гуманистом. Он строжайше запрещал своим матросам конфликтовать с туземцами, что было абсолютной новацией в те времена (собственно, он и погиб потому, что его матросы долго пытались утихомирить возбуждённых гавайцев без применения оружия). Конфликты, разумеется, всё равно случались, но почти всегда они урегулировались без пролития крови.
Став в Новой Зеландии свидетелем столь жутких сцен людоедства, Кук решил обеспечить маори продовольствием другого происхождения: он завёз в Новую Зеландию американский картофель, овец и кур, а также научил туземцев основам сельского хозяйства. Что тоже в те времена было настоящей моральной революцией.
Поэтому Куку совершенно заслуженно поставили памятники.
Статую спилили тоже в преддверии Дня Австралии. Спилили те, кто не имеет никакого представления ни о Куке, ни о собственной истории. Более образованные и менее агрессивные жители острова Гавайи (это в основном метисы – потомки тех, кто убил Кука) как раз поставили ему памятник. Опять вспомним Высоцкого:
«А дикари теперь заламывают руки,
Ломают копья, ломают луки,
Сожгли и бросили дубинки из бамбука, -
Переживают, что съели Кука».
Это точно о современных гавайцах. Правда, они давным-давно не дикари: их образ жизни точно такой же, как у других этнических групп, живущих на Гавайских островах, а уровень жизни даже повыше, чем у средних американцев (Гавайи – самый дорогой штат). Поэтому они и «переживают, что съели Кука». У них нет чувства неполноценности; исторические обиды, конечно, есть, но отнюдь не такие острые, какие у австралийских аборигенов, до сих пор живущих гораздо хуже, чем «белые». Если коренной гаваец работает в офисе, живёт в просторном доме с удобствами, ездит на хорошем автомобиле и возит детей в престижную школу, «преданья старины глубокой», связанные с колонизацией, его волнуют не очень сильно. А живущий на пособие в халупе из жести и фанеры абориген, не окончивший школу, дети которого нюхают бензин – другое дело. Он ненавидит всех, кто живёт лучше, в первую очередь «белых»; он лелеет справедливые (которых полным-полно) и вымышленные обиды – как против реальных колонизаторов, так и против любого «белого», стоящего на постаменте в камзоле.
Неравенство – до сих пор удел аборигенов (его причины очень сложны и многообразны). Где неравенство – там обиды и войны с памятниками. Неравенство любого толка – как не дающее коренным гародам интегрироваться в современное общество, так и «позитивная дискриминация» (ущемление «белых» в пользу «цветных» в США и Бразилии). И то, и другое - сон разума, порождающий чудовищ.