Найти тему

Охлаждающие жидкости, состав (Часть 1)

Оглавление
https://fusionbrain.ai/ - большое спасибо
https://fusionbrain.ai/ - большое спасибо

Есть множество аспектов про охлаждающие жидкости/антифризы/теплоносители, которые есть смысл обсуждать. Для статьи подойдет любая мелочь, начиная от скучного вопроса о документальном сопровождении заканчивая детальным анализом того как/на что/и где ее можно проверить, а главное зачем, но в этот раз мы остановимся на вопросе "состава охлаждающей жидкости".

Прежде всего стоит отметить несколько моментов:

  1. Есть 4 основных компонента охлаждающих жидкостей, которые в том или ином виде влияют на конечный продукт;
  2. Буду рассматривать каждый компонент в произвольном порядке;
  3. Попробую, при рассмотрении каждого компонента буду вставлять "скучные моменты" и вероятно ссылки на литературу - смиритесь.
  4. Планирую написать не одну статью по составу - смиритесь.

Краситель

Наиболее переоцененным и, в большинстве случаев, наименее полезным компонентом охлаждающих жидкостей является краситель. Вокруг цвета охлаждающей жидкости возник настоящий "культ". Можно описать это следующим образом: "для моего автомобиля подходит только антифриз зеленого цвета и ни в коем случае не красного".

Давайте разберемся, какие красители существуют, в каких условиях они могут выполнять свои функции и почему в большинстве случаев не стоит ориентироваться на цвет.

Какие красители бывают?

https://rosspolimer.ru/wp-content/uploads/2015/04/957e1cab-4ffa-4948-9d02-c2db230d32c5.jpg
https://rosspolimer.ru/wp-content/uploads/2015/04/957e1cab-4ffa-4948-9d02-c2db230d32c5.jpg

Красители могут быть практически любого цвета, а если нужного цвета нет, его можно получить, смешав два или более красителя. Агрегатное состояние красителя не имеет принципиального значения, главное, чтобы он выполнял свою основную функцию - окрашивание конечного продукта. С точки зрения хранения и использования удобны порошковые варианты, так как их просто отмерить и запустить в работу, и они всегда будут давать нужный стабильный оттенок, если нет технологических нарушений.

  1. Краситель должен быть растворим в воде или спирте, иначе цвет продукта не будет достигнут. Охлаждающая жидкость состоит из спирта и воды;
  2. Краситель должен быть стабилен в диапазоне pH от 6 до 11, так как это наиболее часто встречающиеся показатели pH для свежих и рабочих охлаждающих жидкостей;
  3. Краситель должен быть термически стабилен, поскольку нормальная температура охлаждающей жидкости в контуре охлаждения составляет 75-95 градусов Цельсия, но в некоторых случаях может достигать 100 градусов Цельсия. Краситель не должен термически разлагаться и выпадать в осадок при повышенных температурах.

Как бы странно это ни звучало, но это единственные важные требования к красителям. Если краситель как сырье не соответствует этим требованиям, то его не стоит использовать в принципе, с технологической точки зрения. И нет принципиальной разницы между органическими, минеральными, природными или синтетическими красителями - главное, чтобы цвет был стабильным.

Коротко: выбор по цвету.

Рассмотрим 3 модельные случая:

1. В автомобиле Hyundai Creta 2018 г. залит антифриз зеленого цвета, какой нужно залить при грядущем ТО?
2. В автомобиль BMW G30 залит антифриз зеленого цвета, какой нужно залить при грядущем ТО?
3. В тягач Sinotruk Sitrak C7H залит антифриз зеленого цвета, какой нужно долить при падении уровня?

Случай 1

До и после конца 2020
До и после конца 2020

С завода в автомобили Hyundai (KIA и Genesis), вне зависимости от года выпуска заливается один и тот же продукт: Crown LLC A-110, причем, до конца 2020 года заливался Crown LLC A-110 зеленый, а после Crown LLC A-110 розовый. Сам по себе продукт не поменялся (так как его товарное наименование не изменилось) изменился краситель. Встает разумный вопрос можно ли смешивать Crown LLC A-110 зеленый и Crown LLC A-110 розовый - да можно, но тут появляются сомнения:

1. Есть информация, что можно смешивать только в определенном соотношении, не более 20%;

Когда сливаешь старый антифриз из системы охлаждения и делаешь это правильно все равно в контуре будет несливаемый остаток ~20% (может и больше в зависимости от конструкции), так вот и процент допустимого смешения. Ну и разумеется если смешать продукт темно зеленого цвета и розового цвета - финальный цвет будет вызывать вопросы: а все ли там в порядке? нужно ли волноваться? - цвет получается синий с опалесценцией в бурый практически в ржавый - но не будет внушать доверия.

2. Есть устойчивое мнение, что зеленый это гибрид G11 а розовый это ОАТ G12.

Когда речь идет о автомобилях VAG и их оригинальных продуктов подобное распределение имеет какое-то право на существование, но сейчас речь идет о автомобиле другого концерна, у которого свои требования к ОЖ и их типу в частности.

Случай 2

Для автомобилей BMW большое спасибо энтузиастам и не только за существование и распространение TIS, благодаря этому инструменту можно посмотреть, что когда и зачем менять.

Для указанного автомобиля BMW G30:

BMW LC-87 - производство до 31.07.2018

BMW LC-18 -производство с 01.08.2018

В обоих случаях есть список продуктов с четкими названиями, которые можно применять. Прошу обратить внимание, что названия в практике ОЖ часто имеет критическое значение, так как если в названии продукта будет даже одна другая буква - это будет уже не тот продукт.

BMW LC-87 - это все ребренды BASF GLYSANTIN® G48® - которых сейчас практически не найти, так как ввоз данного продукта в нашу страну перекрыт санкциями, только "запасы на рынке" или серый импорт на свой страх и риск без гарантий.

BMW LC-18 - это один конкретный продукт на рынке Frostox HT-12 по сути представляет из себя Si-OAT антифриз, который на данный момент также не ввозится в Россию из-за санкций.

Разумный вопрос: что делать?

Если не удастся найти оригинальный продукт или продукты из списка одобренных, стоит все взвесить или "продлить" срок замены о установленных производителем 4 лет или искать альтернативы на рынке.

ИМХО: ни в коем случае нельзя обращать внимание на продукты, которые мимикрируют под спецификацию VAG (G11/G12/G13/G12evo и т.д.), нельзя ориентироваться на цвет, так как цвет не несет никаких функциональных свойств, и не нужно обращать внимание на антифризы по типу HOAT гибриды и Si-OAT лобриды отечественного производства. Соединения Кремния, которые есть в оригинальных продуктах и их ребрендах, крайне капризное сырье, с ним трудно работать и трудно стабилизировать так как все соли кремневой кислоты малорастворимые соединения (см. таблицу растворимости солей), а эффект "от защиты" подобными ингибиторами недолговечен, ввиду механизма их работы, основную работу выполняют сопутствующие органические ингибиторы коррозии. Есть смысл искать на рынке проверенные ОАТ антифризы как альтернативу без оглядки на цвет, без надежды на допуски и без "G" в названиях - это наименьшее зло и потом, если на рынок вернуться оригинальные продукты с них можно будет легко перейти обратно.

G - антифризы

У меня есть субъективное мнение: применение GХХ нумерации в названиях продуктов и на этикетках это введение в заблуждение потенциального покупателя продукции.

Есть чудесная внутренняя спецификация концерна VAG для охлаждающих жидкостей TL 774, ней дана расшифровка какому каким внутренним требованиям стандарта VAG должны удовлетворять жидкости "носители" упоминания GXX.

Вырезка из TL-774-2017
Вырезка из TL-774-2017

В частности кроме состава и свойств там зафиксированы требования к цвету продукта. Это официальное требования и цвет для G11 это Blue-green, не Green (зеленый), для других GXX это Violet, а не как у большинства пародий с рынка красные/желтые и тд.

Почему в условиях развития интернета и доступа к данным большинство людей не в состоянии сопоставить 2 момента: (1) в спецификации G11 написан Blue-green; (2) продукт стоит на полке с названием "Что-то там G11" зеленый - то кто-то кого-то тут обманывает?

При выборе антифриза для своего автомобиля рекомендую в последнюю очередь обращать внимание на цвет так как цвет это последняя функциональная характеристика, которая только в отдельных случаях может быть одним из "маркеров" для выявления качественного продукта.