Часть 2. Советский период
Главными тенденциями военно-патриотического воспитания молодёжи после Октября 1917 года стали усиление идейно-политического компонента, пропаганда коммунистической идеологии и борьба с религией. Чётко разграничивался патриотизм пролетарский (советский) и патриотизм буржуазный. В числе основных задач значились формирование у молодого поколения преданности идеалам трудящихся, воспитание активного борца за коммунистические идеи в духе любви к Родине.
Более того, в 1918 года в рамках исполнения Декрета Всероссийского ЦИК «Об обязательном обучении военному искусству» Реввоенсоветом были приняты дополнительные «Положения о допризывной военной подготовке», касающиеся молодежи. Документ ввел обязательное обучение юношей в возрасте школьном до 16 лет и подготовительном от 16–18 лет. Для девушек обязательным являлось прохождение курса общего физического воспитания.
После Октябрьской революции 1917 года Союз русского сокольства и скаутские организации делали попытки наладить контакты с советской властью, однако их основные программные цели и деятельность не совпадали с принципами новой государственной политики. Руководители сокольского движения отказались исполнять эти положения, а среди членов скаутской организации произошел раскол на два лагеря. Скаутинг продолжал существовать в годы Гражданской войны на территориях, занятых силами Белого движения, некоторая часть видных деятелей скаутинга продолжили работу в антисоветском подполье.
ЮК-скауты
После утверждения декрета «Об обязательном обучении военному искусству», обучение военному делу было поручено нескольким ведомствам, разделившим свои обязательства по возрастным параметрам. Так, Народный комиссариат просвещения (Наркомпрос) и Народный комиссариат по военным делам (Наркомвоенмор) занимались военной подготовкой школьников, а мужчины от 18 до 40 лет прикреплялись к Всеобщему военному обучению (Всеобучу/Всевобучу), созданному после утверждения декрета. Руководителями подготовки на заметку была принята методика скаутского воспитания. Единственным минусом скаутинга было его буржуазное происхождение, так возникла идея создания нового детского движения на базе скаутского метода.
В декабре 1918 года в Москве состоялся Второй всероссийский съезд Всеобуча. Одним из важных вопросов, обсуждаемых на нём, явилась проверка соответствия избранной скаутской системы для организации движения Юных коммунистов или ЮК-скаутов/красных скаутов. Делегатов съезда, прежде всего, интересовала социально-политическая сторона движения ЮКов, в том числе насколько возможно использование скаутской системы воспитания в условиях советской власти. Часть присутствующих представителей ЦК РКСМ настаивала на том, что скаутинг не может стать «здоровым ядром» для коммунистической системы, они не смогли быть убедительны и отказались предложить что-либо взамен. Несмотря на то, что взгляды присутствующих на скаутинг были абсолютно различными, съезд постановил, что скаутская система в целом отвечает тем требованиям, которые предъявляет российский пролетариат. Делегаты съезда пришли к выводу, что если отбросить «буржуазный налёт», то скаутинг построен на естественном стремлении детей к самодеятельности и к жизни в коммуне. После завершения работы съезда состоялась демонстрация отряда ЮКов из трудовой коммуны Сокольнического района Москвы. Таким образом, было положено начало ЮК скаутскому движению.
В первую очередь был заменен лозунг торжественного обещания скаутов на «Юные коммунисты — залог будущего социалистической Родины». Задачи и цели ЮКов совпадали во многом со скаутскими. В задачи первых входили борьба с физической, умственной и нравственной деградацией молодёжи через культивацию самодеятельности и воспитание умеренного соревновательного духа в товарищеской среде. Методы работы организации были также построены на воспитании посредством длительной игры, как у скаутов. Цели организации юных коммунистов-скаутов также отчётливо перекликались со скаутскими: развить здоровое, трудоспособное тело, закалить дух и развить чувство ответственности перед коллективом. Законы, обычаи, песни были полностью заимствованы у скаутинга, заменив при этом некоторые термины на соответствующие идеям коммунистической идеологии. Например, появились понятия «скаут – друг трудящихся», «скаут – помощник трудовым собратьям». Был выпущен значок ЮК-скаутов, напоминавший скаутскую лилию, в виде снопа колосьев, и позаимствован галстук. Галстук имел два цвета: красный – для детей и зелёный – для руководства.
Структура организации юных коммунистов не претерпела каких-либо существенных изменений, так, например, как и у скаутов, самым крупным подразделением была трудовая дружина, затем отряды, делившиеся, в свою очередь, на патрули.
Всероссийский союз юных коммунистов-скаутов просуществовал сравнительно недолго, с лета 1918-го по 1921 год. ЮКизм не удалось развернуть и превратить в массовое движение, что повлекло за собой повсеместный уход молодёжи из комсомола. Такое положение вещей вызывало обеспокоенность руководства РКСМ. Однако в области политработы РКСМ было ещё несколько проблем, которые неоднократно поднимались на заседаниях бюро Петербургского комитета РКСМ – нехватка кадров и дисциплина среди молодых работников. К примеру, из доклада на 10-й общегородской конференции Петербургской организации РКП(б), один из делегатов высказался о том, что у него сложилось впечатление «о сильном уклонение в сторону практицизма», так как молодые люди чрезмерно сильно увлекались мобилизацией, «практической работой в области войны <…> и участию в обысках», что, по его мнению, сильно ударило по работе в области идеологии.
Уже с середины 1919 года критика деятельности ЮКов и скаутов на страницах комсомольской печати и на собраниях членов РКСМ в значительной степени усилилась. Основными обвинениями скаутов заключались в том, что ЮКи, якобы являются последователями «старого буржуазного скаутинга», отчего в них присутствует демонстративная аполитичность. Вожди комсомола боялись этого и считали их опасными и конкурентоспособными среди других молодёжных организаций.
На втором съезде РКСМ, который состоялся 5–8 октября 1919 года, ЮКизм был назван «механической склейкой буржуазной скаутской системы и коммунистических форм», поэтому многие делегаты высказались за необходимость ликвидации этих организаций из общей системы образования и воспитания, так как считают эти организации вредными для общества.
Этот опыт привел к поиску других путей создания новой массовой молодёжной организации для воспитания коммунистической молодёжи, которая объединила юношество по всему Советскому Союзу.
Российская организация юных разведчиков (РОЮР) и пионерская организация
Еще летом 1916 года было введено рационирование основных продуктов питания и предметов первой необходимости. Снабжение продовольствием Петрограда было в полном объёме переложено на железнодорожные пути из-за трудностей, возникших в морской транспортировке. К весне 1917 года наступил транспортный коллапс, и Петроград оказался на грани голода. К 1918 году положение в городе стало крайне нестабильным, от чего в первую очередь страдали дети и подростки, власти организовали эвакуацию петроградских школьников в более «сытые» регионы страны. С этой целью совместными усилиями советской власти и Всероссийским обществом «Красный крест» были организованы, так называемые, детские питательные колонии. Одна из таких колоний 25 мая 1918 года с перрона Финляндского вокзала Петрограда была отправлена в город Миасс (современная Челябинская область). В Миассе петроградские школьники должны были провести летние каникулы и к началу учебного года вернуться в родной город. В составе первой группы из Петрограда в Миасс были отправлены учащиеся реальных училищ и гимназий в сопровождении воспитателей в общем количестве около 500 человек, следом прибыла вторая группа в количестве еще около 500 человек.
До конца мая почти вся Транссибирская магистраль была в руках восставшего Чехословацкого корпуса, из-за чего эшелон с петроградскими детьми застрял на пути к месту назначения. В начале июня петроградские дети добрались до Миасса и были расселены по разным домам на окраинах города. Однако дети регулярно становились невольными свидетелями жестокой Гражданской войны. Некоторые из этих событий были описаны в записках одного из бывших скаутов Петрограда – 15-летнего Юрия Заводчикова:
«Однажды летним солнечным вечером мимо нашей казармы, находившейся на самой окраине города, у леса, проходила группа измождённых полураздетых людей, окружённых со всех сторон вооруженной охраной. То были «красные», попавшие в руки «белых». <…> Всю эту группу подвели к опушке леса и, окружив кольцом охраны, накинули петли на шеи и тут же повесили на сучьях деревьев на виду у всех… И несколько дней из своих окон мы видели качающиеся на ветру почерневшие трупы…».
Такова была Гражданская война, жестокая и уродливая, где с равной верой в праведность своих деяний белые убивали красных и наоборот. Детей срочно было необходимо перевозить в безопасное место. Колонисты скитались ещё по многим городам: сперва в Тюмень, затем в Ирбит, Красноярск и другие города. Но вскоре Организация Американского Красного креста, проводившая в ту пору активную деятельность в России, взяла петроградских колонистов под свою опеку и вывезла одну часть детей во Владивосток в район города под названием Вторая речка, а вторую – на Русский остров. Сначала здесь появился белогвардейский офицер А. Г. Новицкий, который попытался организовать скаутский отряд, однако он был чрезмерно самоуверенным и напыщенным, за что дети его сразу невзлюбили и прогнали. Затем под руководством 16-летнего Валентина Цауне возник скаутский отряд, в основе которого лежали принципы самостоятельности. Одновременно появился и отряд гёрл-гайдов (девочек скаутов) под руководством его матери Елизаветы Фёдоровны Цауне, которая была одной из воспитательниц колонии. С этого момента берёт начало история «нового» российского скаутизма. Иногда его называют красным скаутизмом. Колонисты добрались до Петрограда на японском судне «Йомей Мару» через США по Панамскому каналу в Европу, затем через Финляндию в 1920 году. Тут и появилось название этой группы скаутов – Российская организация юных разведчиков или РОЮР. В качестве эмблемы на прежний знак скаутской геральдической лилии помещается эмблема советской России – пятиконечная красная звезда с серпом и молотом, как символ нового детского движения с коммунистической идеологией.
По возвращению в Петроград, в 1922 году, Цауне несколько раз предпринимал попытки легализовать деятельность РОЮРа в Петрограде, но безуспешно, поэтому вели её на квартире Елизаветы Федоровны. На 19 июня того же года в состав организации входил 121 человек. По протоколу собрания бюро Петроградского военного округа на 12 сентября 1922 года в городе числилось более 209 скаутов. На заседании главного штаба РОЮР был отменён прежний знак организации и вместо него установлен костёр, состоящий из трёх поленьев чёрного цвета и пяти языков пламени красного цвета. Красный цвет трактовался как цвет революционных организаций молодежи, пять языков пламени – интернациональность этого движения, а три полена напоминали о данном тройственном торжественном обещании.
Позже Иннокентий Николаевич Жуков (1875–1948), бывший казначей и секретарь Общества содействия мальчикам-разведчикам «Русский скаут», переработает программу скаутинга, его традиции, законы, песни, атрибуцию, и переложит все на коммунистическую платформу, оставит скаутский девиз «Будь готов! Всегда готов!» и предложит назвать новое молодёжное движение пионерским.
Жуков участвовал в создании пионерского отряда из двух ЮК-скаутских отрядов, состоящих из учащихся опытной школы при Государственном институте физической культуры в Бауманском районе Москвы. На фотографии – одно из занятий Жукова с пионерами сигнализацией (передача и прием звуковых, световых, радиотехнических сигналов с целью осуществления связи в войсках). Скаутов и пионеров обучали передавать сигналы при помощи дыма, огня, света, флажков, посоха, свистка, рук.
3 декабря 1922 года – в «день похорон российского скаутинга», так назвал этот день Г. Дитрих, был назначен торжественный вечер пионерской организации. Он начался в 6 часов вечера. Программу открыли два доклада на темы: «РКСМ и детское движение» и «Юные пионеры и РОЮР». Затем наступил самый важный момент в истории РОЮР и скаутинга в целом, который прошёл в полной тишине, церемония среза дружинного синего знамени РОЮР и замена его на красное полотно с аббревиатурой РСФСР. Скаутская дружина РОЮР официально прекратила своё существование, и из них был образован пионерский отряд имени Будённого в Петроградском районе. Ещё часть петроградских скаутов была принята в отряд имени Володарского под руководством бывшего начальника 4-го отряда скаутов Василеостровского района Николаем Фарафоновым. Обоим отрядам было предоставлено помещение для занятий в одном из подвальных помещений особняка Кшесинской.
Создание советской модели управления, в основе которой лежали командно-директивные принципы, когда вертикаль власти была направлена строго «сверху – вниз» потребовала усиления деятельности органов защиты правопорядка. В этой связи уже в начале 1920-х годов в стране резко поднимется роль и значение ВЧК-ГПУ-ОГПУ. Именно на плечи этого важнейшего органа советской власти легла основная доля борьбы со всеми, кто был не согласен с «генеральной линией» правящей партии.
С 1923 года любые не коммунистические организации на территории СССР были запрещены, в том числе и скаутская. Советская власть непримиримо враждебно относилась ко всем так называемым буржуазным молодёжным организациям, что регулировалось инструктивными письмом ЦК РКСМ от 16 февраля 1922 года «О некоммунистических организациях молодёжи». Впоследствии, в 1924–1930-е годы ряд руководителей сокольского и скаутского движений, оставшихся в СССР, подверглись политическому преследованию и репрессиям.
В феврале 1924 года на Воробьёвых горах прошла первая пионерская игра на местности «Взятие Перекопа» под руководством члена Реввоенсовета СССР С. М. Будённого, чье участие в этих играх (1924, 1925, 1927 годы) стало традицией. При подготовке к игре пионеры все лето изучали военное дело – маскировку на местности, саперное дело, учились ходить по азимуту, читать карту, готовили игровое вооружение – деревянные винтовки, взрывные пакеты, дымовые шашки. Игра продолжалась 5 дней в условиях, приближенных к боевым. В распоряжение пионеров предоставили модели пулеметов и другого оружия в натуральную величину. В игре участвовали 100 командиров Красной армии и 10 тысяч пионеров, из которых был сформирован сводный пионерский полк, принявший участие в параде на Красной площади 7 ноября 1927 года. Для игры каждый участник пионер получил от С. М. Будённого в подарок красноармейский шлем-будёновку.
Добровольные оборонно-массовые организации
Пионерская организация, как младшая ветвь коммунистического движения, родилась и делала первые шаги в период бурного строительства: страна восстанавливала силы после Гражданской войны, закладывала фундамент нового советского общества. Пионерская организация способствовала эффективному формированию гражданских и патриотических чувств молодого поколения Советской страны. В первой половине 1920-х годов пионеры принимали участие в деятельности общественных оборонно-массовых организаций – «Общества друзей воздушного флота» (ОДВФ), «Общества друзей химической обороны и химической промышленности» (Доброхим), которое выражалось в творческих выступлениях в честь Красной армии, посещении воинских частей.
Со второй половины 1920-х в связи с нарастающей угрозой военных конфликтов детей и подростков начали обучать стрелковому делу, газовой самообороне, военно-санитарным навыкам. Проводились военно-спортивные тактические игры, в пионерских отрядах устраивались военные уголки. Однако разрозненность оборонных обществ не позволяла выстроить единую систему военно-патриотического воспитания молодёжи, поэтому в 1927 году их объединили в одну организацию – Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству (Осоавиахим).
На протяжении всего периода своего существования Осоавиахим организовывал целенаправленную работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи, формируя таким образом военно-оборонные резервы государства, что сыграло важную роль накануне Второй мировой войны.
Екатерина Маскевич кандидат исторических наук старший научный сотрудник ГМПИР