Колёса чётко пишут повесть
проторенных стальных дорог.
Уходит в Завтра быстрый поезд,
Мерцает красный огонёк...
Конец XIX века в России именуют периодом «железнодорожного бума». Не обошёл он стороной и Ржев: в 1874 году была торжественно открыта железнодорожная станция Ржев-1, и в наш город из Торжка прибыл первый поезд. Строительство этой железнодорожной ветки протяжённостью около 103 км соединила Ржев с большим всероссийским трактом «из Петербурга в Москву». В целом же о развитии ж/д транспорта в тот период свидетельствуют такие цифры: с 1868-го по 1872 год в России были построены и открыты для движения поездов 9,6 тысяч км (!) железных дорог.
НОВОТОРЖСКАЯ ДОРОГА: НАЧАЛО
Строительство железной дороги от Торжка до Ржева стартовало в 1870 году. Участок Новоторжской ж/д (Торжок-Старица-Ржев) длиною 95,7 версты был принят в эксплуатацию 25 июня (7 июля по новому стилю) 1874 года. На его обустройство были израсходованы 3 миллиона 309 тысяч рублей.
Общество Новоторжской дороги, которое патронировало это строительство, было образовано в 1868 году. Его капитал составлял 1,76 миллиона рублей. Председателем общества стал князь Николай Трубецкой (1828-1900). Членами правления и содиректорами избрали Ивана Варгунина (1834-1878), купца 1-й гильдии, владевшего Невской писчебумажной фабрикой, и инженера Романа Поплавского (ок. 1825 – после 1880). Устав Общества Новоторжской железной дороги был высочайше утверждён 23 июня 1872 года.
Министр путей сообщения, член Госсовета генерал-лейтенант Алексей Бобринский (1826-1894) лично контролировал строительство железнодорожной хорды Торжок-Ржев. Начальником Управления железных дорог в то время был тайный советник, инженер, барон Канут Шернваль (1819-1899), ставший известным, прежде всего, как строитель российских железных дорог. Руководителем технической части Новоторжской железной дороги был назначен тайный советник, инженер путей сообщения Василий Салов (1839-1909). Ко всему прочему Василий Васильевич был специалистом в области водных путей сообщения и морских портовых сооружений, профессором Института Корпуса инженеров путей сообщения, председателем Инженерного совета при Министерстве путей сообщения.
Ранее, ещё в 1869 году, император Александр II утвердил план строительства железной дороги от Торжка до станции Осташковская (ныне – город Лихославль). Эта небольшая линия (32 версты) строилась как коммерческая и была возведена в кратчайшие сроки. В 1870-м новая железнодорожная ветка Николаевской железной дороги была торжественно открыта. Но уже через семь месяцев выяснилось, что ощутимой финансовой прибыли Новоторжская дорога от её эксплуатации не получила. Более того, общество понесло убытки в сумме 17 тысяч рублей, а его акции на бирже вообще не имели никакой цены. Теперь все надежды были связаны с продолжением строительства новой железной дороги – Торжок-Ржев.
ОТ ШЕФФИЛДА ДО МОСКВЫ
В государственных архивах сохранились уникальные документы, связанные со строительством этой дороги. Так, поставками чугунных изделий занимался питерский Путиловский завод (интересный факт: в 1896 году здесь был создан вагон-храм для работы на железных дорогах). Английский сталелитейный инструментальный завод в Шеффилде отвечал за снабжение различными материалами и металлическими изделиями. Контора московского машиностроительного завода братьев Бромлей занималась перевозкой деталей. Брянский рельсопрокатный завод готовил механизмы для передвижения составов. Коломенский завод производил для ж/д ветки Торжок-Ржев металлические части для мостов. Александровский сталерельсовый завод обеспечивал строительство стальными рельсами. Сормовский завод и московский завод инженера путей сообщения С.С. Генделя поставлял рельсовые крепления и стрелки. (Кстати, в 1879-м Гендель сконструировал и впервые применил снегоочиститель-таран, который и поныне востребован на железной дороге).
Итак, Новоторжская линия по итогам строительства второй очереди Торжок-Ржев начала функционировать с июля 1874 года (участок Лихославль-Торжок был открыт в 1870-м). Позже, в 1888-м, была принята в эксплуатацию Ржевско-Вяземская железная дорога, сооружённая на средства правительства. А в 1894-1895 годах участок от Торжка (через Ржев) до Вязьмы вошёл в состав Николаевской железной дороги и стал составной частью магистрали Санкт-Петербург – Симферополь. Сегодня это однопутный, не электрифицированный участок, который начинается сразу за Торжком, в 33,6 км от станции Лихославль. По нему следуют две пары пригородных поездов сообщением Торжок-Ржев, а также пассажирский поезд дальнего следования Санкт-Петербург – Смоленск.
ГОСКОНТРОЛЬ – ПРОТИВ КОРРУПЦИИ
Ещё одна интересная историческая деталь. 22 июня 1876 года была создана и высочайше учреждена комиссия по исследованию железнодорожного дела в России. Её председателем стал личный друг императора Александра II, генерал-адъютант, граф Эдуард Баранов. От Министерства путей сообщения в работе комиссии участвовал инженер Канут Шернваль, от Министерства юстиции – статский советник Анатолий Кони, от Государственного контроля — тайный советник Тертий Филиппов (1825-1899), наш земляк, который во многом лично способствовал благополучному строительству железной дороги Торжок-Ржев.
Именно при ходатайстве Тертия Ивановича на базе его ведомства был образован департамент железнодорожной отчётности, издано соответствующее Положение, а также значительно улучшена государственная система контроля над исполнением государственных заказов. Под руководством Т. Филиппова Госконтроль империи пресекал злоупотребления различных должностных лиц, которые подрывали систему государственного снабжения и мешали стратегическому развитию страны.
Наиболее известен случай по отстранению с поста министра путей сообщения Аполлона Кривошеина (1833-1902) в конце 1894 года. Тогда ведомство под началом Тертия Филиппова выявило нелицеприятный факт: министр, используя своё служебное положение, при строительстве очередной железнодорожной ветки, вопреки техническим характеристиками проекта, настоял на том, чтобы провести её рядом со своим имением.
Кроме того, обнаружилось, что Кривошеин по завышенным ставкам продавал из своего имения лес, который шёл на шпалы и на дрова для паровозов. Полученные таким образом средства уходили в его личное пользование.
Кроме того, при подписании контрактов с Министерством путей сообщения министр распорядился взимать с иностранцев сбор на общественные нужды. Причём «иностранцев» Кривошеин определял лично. Немудрено, что порой случались казусы, когда сборы требовали с верных слуг государевых, имевших иностранные фамилии.
НА СВЯЗИ С РОДНЫМ РЖЕВОМ
Живя в столице, Т.И. Филиппов никогда не прерывал связи с родным Ржевом. Выполняя сложнейшие и ответственные поручения Государственного контроля Российской империи, он одновременно был избран гласным Ржевской городской Думы. По итогам ходатайств Тертия Ивановича в Министерство народного просвещения, Министерство финансов и Государственный Совет в 1874 году в Ржеве была впервые торжественно открыта мужская четырёхклассная прогимназия, а Тертий Иванович – утверждён её почётным попечителем.
Весьма значимым для Ржева делом стало и строительство железной дороги, ведь по начальному проекту её ветка отклонялась от нашего города, захватывая лишь Селижарово. Опять же, усердием и трудами Тертия Ивановича Ржев стал важным железнодорожным узлом, соединявшим наш город с Москвой и Санкт-Петербургом, Великими Луками и городами на юге России.
На заседании 26 ноября 1875 года Ржевская городская Дума от имени всего города выразила тайному советнику Т.И. Филиппову благодарность за «деятельное участие» в развитии ржевской земли и просила принять звание «Почётный гражданин города Ржева», на что последовало согласие императора Александра II... И город помнит своего выдающегося земляка!
Ольга КУЗЬМИНА.
На снимках: паровоз XIX века; Устав общества Новоторжской железной дороги; наш земляк, государственный контролёр Тертий Филиппов.