Каждый советский человек, да и большинство современной молодежи слышала о Малой Земле под Новороссийском. Это небольшой плацдарм на берегу Цемесской бухты, за который во время Великой Отечественной войны велись ожесточенные бои. Даже сегодня там видны воронки от бомб и снарядов, а военная техника в небольшом музее служит молчаливым напоминанием о тех страшных днях.
На Малой Земле сражалось много героев. Имена некоторых из них, вроде Цезаря Куникова известны на всю страну. О других знают только любители истории. Вот к таким «неизвестным» героям и относится Степан Щука.
Это был потомственный моряк, семья которого много веков жила рядом с Керченским проливом. Начало Великой Отечественной войны Степан встретил в Севастополе, на должности рулевого миноносца. Увы, корабль не пережил очередной налет вражеской авиации. Щука, как и многие его товарищи, перешел в бригаду морской пехоты.
Матрос защищал Севастополь. Во время боев на Мала'ховом кургане получил тяжелое ранение, однако после лечения в госпитале, вернулся в строй. Его направили в Новороссийск, где как раз шли бои на плацдарме Малая земля.
Обстановка была тяжелой. Воевали буквально за каждый метр земли. Немцы создали здесь хорошие укрепления. Но особенно советским бойцам досаждал большой ДОТ (долговременная огневая точка). Чтобы обезопасить себя от ночных вылазок, они обнесли его колючей проволокой, укрепленной на прочных столбах.
Конечно, разведчики пытались решить проблему с помощью ножниц по металлу. Но немцы подготовились и к этому. Оказалось, что на заграждении навешаны консервные банки. Поэтому, стоило прикоснуться к проволоке, как раздавался громкий звук. Как результат – немцы открывали шквальный огонь.
Взять ДОТ с помощью артиллерии также не получалось. Он был изготовлен из прочных бетонных плит. Да и не настолько много орудий было у советских солдат на Малой Земле.
Обстановка складывалась критическая. Но бойцов, как всегда, выручила русская смекалка.
Степан Щука заметил на берегу Цемесской бухты разбитый корабль. На нем была небольшая лебедка. С такими вещами Степан обращаться умел – недаром он много лет ходил на рыбацких судах.
Втайне от немецких наблюдателей лебедка была демонтирована. Еще несколько суток понадобилось советским бойцам для того, чтобы подтащить лебедку к вражеским позициям и замаскировать.
А дальше началось самое интересное. Под покровом ночи, Степан Щука подполз к немецкому заграждению и прицепил к нему трос, второй конец которого был закреплен на лебедке. После того, как герой вернулся назад к своим, устройство было приведено в действие.
Услышав звон со стороны ограждения, немцы подумали, что советские разведчики совершают очередную вылазку. В небо взвились осветительные ракеты, а из ДОТа был открыт шквальный огонь. Но каково же было удивление противника, когда через несколько минут они увидели, что ограждение начинает медленно, но верно отползать от них.
Немцы не могли понять, что происходит, ведь лебедка не наблюдалась с их позиций. Враг пришел в суеверный ужас. Солдаты стали кричать, что это происки нечистой силы, которая почему-то в этот раз встала на сторону русских.
Огонь из пулемета не помогал. Ограждение продолжало «отползать» все дальше и дальше. Вот тут уже началась настоящая паника. Немцы крестились и шептали молитвы. Поняв, что и это не помогает, они повыскакивали из ДОТа, стремясь покинуть «проклятое место».
Естественно, что огонь с их стороны был немедленно прекращен. Ну как-то не до того стало противнику. Это-то и было нужно советским солдатам. Они пошли в атаку. Немцы, еще не оправившиеся от шока, особо и не сопротивлялись. Многие из них попали в плен.
На допросах они еще долго не могли поверить, что никакая «нечистая сила» не атаковала их позиции. То была русская смекалка и героизм Степана Щуки.
Но с этим человеком были и другие удивительные случаи. Так, через несколько дней после своего знаменитого подвига, он решил «мобилизовать черепах». В районе Малой земли их водилось немало. Как-то Степан поймал одну из них. Привязав к ней пустую консервную банку, он отпустил земноводное в сторону немецких позиций. При движении жестянка издавала громкий шум, который вскоре услышали и противники.
Подумав, что совершается очередная вылазка, они открыли огонь из всех орудий.
Нашим бойцам идея понравилось. Следующей ночью в сторону немцев ползло уже несколько десятков черепах. Шум создавался такой, что складывалось впечатление об атаке крупного воинского подразделения. Немцы забрасывали «ничейную полосу», по которой передвигались земноводные, сотнями мин и снарядов. А советским бойцам только это и нужно было. Ведь противник попусту тратил драгоценные боеприпасы.
Такие «черепашьи атаки» подавляли боевой дух немцев. Ведь им раз за разом приходилось отражать вылазки «невидимых» противников.