Сегодня расскажу вам о книге, к которой изначально я отнеслась с недоверием: мне показалось, что это абсолютно проходная, ничем не цепляющая история. Но оказалось, что это совсем не так.
Основной мыслью романа "Хозяйка Шварцвальда" Уны Харт является то, что все зло в мире творит не дьявол, а сами люди, но раскрыта эта тема не в привычных для нас декорациях, поэтому изначально я отнеслась к сюжету со скептицизмом. Несмотря на то, что события происходят в 16 веке, книга написана в жанре фэнтези, а в центре сюжета инквизиция, ведьмы и демоны, подняты проблемы, актуальные и важные для нашего общества. Я не могу назвать эту книгу лучшей, не могу сказать, что она меня невероятно захватила, но вот поднятые проблемы я обдумывала долго. Автор не дает прямые ответы на вопросы, но предоставляет пишу для размышлений.
Действия разворачиваются в Германии в 1601 году. В самом разгаре "святая" инквизиция: женщин пытают и сжигают на кострах, а затем преследуют их семьи. Люди собрались на главной площади в предвкушении казни. Жену пекаря, Эльзу, признали виновной в колдовстве, и её ждёт костер. Героиню предала родная дочь.
Перед казнью к ней приходит Кристоф Вагнер, ученик доктора Фауста, колдун, продавший душу дьяволу. Он предлагает сохранить ей жизнь в обмен на её дочь, Агату, от которой женщина и так отреклась. Но будучи строго верующей, она отвечает отказом, и не потому, что ей жаль дочь, а потому, что не желает пойти против божественного закона, связавшись с дьяволом. При этом она обдуманно отреклась от дочери, что заставляет сомневаться в её здравомыслии, ведь женщина знала, что ребёнка пытали. Слепая вера в божественные законы против любви и милосердия. Едва ли Агата понимала, в чём обвиняют её мать, что означают слова мучителей, и, что именно она подтвердила. К тому же природа наградила людей желанием жить, а пытки это желание увеличивают во много раз.
Кристоф Вагнер, страстно желая передать кому-нибудь драгоценные знания своего учителя, всё равно забирает Агату, ведь она осталась совсем одна, даже родной отец её бросил. А кто лучше подойдет на роль ученицы, чем девочка, от которой все отвернулись?
Также одной из главных героинь является Урсула, дочь палача, который убил Эльзу и пытал Агату. Кристоф Вагнер нанял её в качестве служанки и няни для Агаты. Изначально она предстаёт перед нами нерешительной, неуверенной в себе, боязливой. Она полна предрассудков, которыми её пичкали с детства. Например, она уверена, что "женщина идёт против природы и Бога, сидя за книгами и обучаясь, вместо того, чтобы стать женой и матерью".
Она винит себя в том, что не может постоять за себя, винит себя, что стала жертвой, ведь, если жертвой является женщина, то она сама виновата - не так оделась, не так посмотрела, слишком привлекала внимание. Но беспомощными люди становятся не сами по себе. На это есть много причин: голод и болезни, а еще смерть близких. И нужно это учитывать, прежде чем выражать свою циничность.
Мне кажется, что эту книгу идеально читать темными вечерами с октября по декабрь. Атмосфера конечно под стать тематике – она мрачная, сгущающаяся и накрывающая толстым одеялом, под которым становится тяжело дышать.
Этот роман очень легко не так понять, поэтому важно учитывать, что в нем нет положительных героев. Здесь показано, что даже демоны и люди, связанные с колдовством, бывают милосерднее христиан, но это совсем не означает, что первые являются положительными героями, а вторые - сугубо отрицательные. Никто не чист на 100%, все оступаются. Если бы в церковь нельзя было ходить нечестивым людям, то там всегда было бы пусто.
А вот если уж кто-то решил очистить мир от от всего греховного, что в нём есть, то доверять такому "благородству" явно не стоит. В 16 веке процветала "святая" инквизиция, и христиане из "благородных" побуждений сжигали женщин, пытали детей, считая при этом колдовство - грехом, а свои действия - очищением от греха. За борьбой против нечестивости, скрывались совершенно другие причины, побуждающие людей творить зло. Религия - это просто прикрытие.
И вот сейчас нам кажется, что всё это мракобесие, все предрассудки остались в прошлом. Но как бы ни так. В современном обществе, конечно, никого не сжигают на кострах, но зато поддерживаются другие не вполне благородные и милосердные вещи. И это страшно, потому что все мы сталкиваемся с совершенно небезобидными предрассудками под маской нравственности по сей день. Но человеческий фактор в религии имеет огромную роль, зачастую он и превышает искреннюю веру в Бога.
Очень важную роль в романе занимают демоны. Принято считать, что именно они искушают людей, из-за чего те совершают грехи. Но демон не придёт к человеку, абсолютно не помышляющему о грехе, не будет искушать того, кто сам этого не хочет. Выбор человека зависит от него самого, и не стоит перекладывать ответственность на нечистую силу. Демоны не насыщаются, пока люди готовы их кормить. А готовы кормить все, нужно лишь подождать. Зло в самих людях, а не в дьяволе или демоне. В людях, которые прикрываются религией, Богом и творят немыслимую жестокость. Ведь это не дьявол сжигал женщин, насиловал их, пытал.
Финал у книги очень неожиданный. Не могу назвать его счастливым. Одна из героинь говорит: "Иногда люди должны совершать ужасные вещи, чтобы других ужасных вещей не происходило". Конечно, тут стоит помнить, что положительных героев в книге нет, и слова героини, прозвучавшие в финале, это доказывают.
Героиня отомстила за всё, но раскаялся ли обидчик в своих грехах, понял ли что-то? Нет. Потому что зло может породить только другое зло, но никак не искоренить его. Кажется, что отомстить своему обидчику - это справедливое наказание, но это означает лишь уподобиться ему, что не ведет к исцелению и не будет справедливым, ведь обидчик не раскается в содеянном. Когда погибают невинные люди, цель не оправдывает средства. Ведь если все хорошие люди убьют всех плохих, то останутся только убийцы.
Сложно мне далось как чтение книги, так и обдумывание её содержания. Для меня тема религии всегда была сложной, "острой", даже можно сказать болезненной. Поэтому, если автор поднимает эту проблему в своем произведении, то я 100 раз подумаю читать его или лучше не ввязываться в очередной мозговой штурм. И при этом, чаще всего, такие книги оставляют глубокий след в моей памяти. Очень наглядным примером служит роман "Ключи царства" Кронина. Конечно роман Уны Харт не дотягивает до творчества Кронина, но всё же и обычным проходным фэнтези его назвать точно нельзя.
Рассказывайте в комментариях, читали ли вы "Хозяйку Шварцвальда"? Может быть, планируете? Если читали, то на какие мысли вас натолкнула эта история?
Если вам понравилась эта статья, то ставьте лайк и подписывайтесь на канал:)
Также читайте мои предыдущие статьи:
Самые ожидаемые книжные новинки 2024 года | Хочется читать всё и сразу
Самые ожидаемые книжные экранизации 2024 года, которые хочется посмотреть уже сейчас
Итоги года | С какими издательствами сотрудничаю? Сколько человек подписалось на канал? Личные итоги
Самые яркие книжные новинки января, на которые сложно не обратить внимания