Нарынская область - самая высокогорная и самая мононациональная в Киргизии. Переночевав в её столице, мы отправились к Таш-Рабату по дороге на китайский Кашгар. Вид Нарына от бензоколонки на южном выезде:
Кладбище над бензоколонкой:
Перевал через Нарынский хребет оказался быстрым и лёгким - тут невысокая часть хребта, да и сам Нарын стоит на высоте чуть более двух километров.
Вот так, за вычетом машин, выглядели здешние оседлые поселения сто и двести лет назад. Подобие караван-сарая для кашгарского купца, перебравшегося через горы с товаром для белых людей. В подобные хибары мог стучаться Пржевальский...
Дальше и вовсе началась пыльная степь - предпоследняя перед китайской границей, но весьма широкая Ат-Башинская котловина:
В её пожухлой траве я первый раз среди коней, баранов и коров увидел яков, коих ещё немерено будет вокруг Таш-Рабата:
Скота в Нарынской области вообще чрезвычайно много. Может, потому что она более высокая и холодная, здесь его уже успели согнать в долины, а в других местах только-только это начинают, но может быть его здесь просто больше: всё же киргизы - народ скотоводов, а как уже говорилось, самая "настоящая" Киргизия - здесь.
Вышка - наверное, тоже чтобы наблюдать за скотом, просто пришедшая в негодность?
Главная достопримечательность Ат-Башинской котловины - так называемые Сырные горы, видимо получившие это прозвище от русских из-за своей необычной текстуры.
Ближе:
За ними в дымке виднеются 4-километровые пики Нарынского хребта:
В Киргизии каждая дорога - достопримечательность сама по себе:
Ещё в дымке Ат-Башинской котловины необычайно много кладбищ:
И руины явно старых глиняных гумбезов, среди которых пасётся скот:
Земля тут древняя, всё же рукой подать до Кашгара - одного из главных городов всей Средней Азии. В нескольких километрах от трассы сохранились даже глининяные руины карахандиской (то есть домонгольской) крепости Кошой-Коргон. Удивительно, но при подготовке я умудрился этот объект упустить, о чём теперь жалею...
Школа в одном из аилов, за который блестит полумесяцами типовая быстровозводимая мечеть:
Из дымки слева понемногу выдвигается хребет Ат-Баши высотой до 4788м:
А за последними (до самой границы) аилами кашгарский тракт в дни нашей поездки был девственно пуст - говорят, границу для чего-то перекрыли, так что решение ехать на такси, а не автостопом, оказалось благоразумным.
Но в какой-то момент с безупречного китайского асфальта Нарынбек свернул на грунтовку, и мы начали поднимать по ней на Таш-Рабат, среди холодных гор и косматых яков...
См. также:
Про сам Нарын и его троллейбус.