Найти в Дзене
LE KOVËR

Le Персона: «неклассный художник» Архип Куинджи

27 января 1842 года родился Архип Иванович Куинджи — мастер пейзажа и «золотых дел мастер». Накануне дня рождения художника рассказываем о Куинджи не только как об авторе картин, но и как о человеке. «Неклассный художник», он же «свободный художник», — звание, которое Архип Куинджи получил в 1868 году благодаря выставке на конкурсе Академии художеств. Тогда картину «Татарская деревня при лунном освещении на южном берегу Крыма» отметил Совет Академии художеств и предложил 26-летнему автору получить диплом. Однако сдать экзамены Куинджи не мог: к тому времени у него не было никакого образования. 30 августа 1869 года художник подал прошение: «Прося о сем, имею честь присовокупить, что не был учеником Академии и, не слушав читающих лекций, нахожусь в крайнем затруднении относительно требующегося экзамена из вспомогательных предметов Академического курса, почему и осмеливаюсь просить небольшого снисхождения, а именно — разрешить мне держать экзамен из одних лишь главных и специальных предме

27 января 1842 года родился Архип Иванович Куинджи — мастер пейзажа и «золотых дел мастер». Накануне дня рождения художника рассказываем о Куинджи не только как об авторе картин, но и как о человеке.

Иван Крамской, Портрет художника Архипа Ивановича Куинджи, 1872
Иван Крамской, Портрет художника Архипа Ивановича Куинджи, 1872

«Неклассный художник», он же «свободный художник», — звание, которое Архип Куинджи получил в 1868 году благодаря выставке на конкурсе Академии художеств. Тогда картину «Татарская деревня при лунном освещении на южном берегу Крыма» отметил Совет Академии художеств и предложил 26-летнему автору получить диплом. Однако сдать экзамены Куинджи не мог: к тому времени у него не было никакого образования. 30 августа 1869 года художник подал прошение:

«Прося о сем, имею честь присовокупить, что не был учеником Академии и, не слушав читающих лекций, нахожусь в крайнем затруднении относительно требующегося экзамена из вспомогательных предметов Академического курса, почему и осмеливаюсь просить небольшого снисхождения, а именно — разрешить мне держать экзамен из одних лишь главных и специальных предметов...».
Картина А.И. Куинджи «Татарская деревня при лунном освещении на Южном берегу Крыма» (1868)
Картина А.И. Куинджи «Татарская деревня при лунном освещении на Южном берегу Крыма» (1868)

Прошение приняли, и спустя еще один год — в 1870 — Куинджи получил диплом неклассного, свободного художника.

Свобода — то, что можно с первого взгляда заметить в творчестве Куинджи. Однако эта своеобразная свобода отличала его даже в бытовых вещах. Архип Куинджи родился в Мариуполе в семье грека. В метрике мальчик значился под фамилией Еменджи — «трудовой человек» (в переводе с татарского). Она ушла в небытие после Ревизии податного населения Российской империи 1857–1859 гг. Вместо фамилии «Еменджи» появилась другая — «Куюмджи» — «золотых дел мастер». В результате нескольких искажений, допущенных переписчиками, она превратилась в ту, которую мы знаем сейчас — Куинджи. Но на этом разночтения не заканчиваются: в архивах хранятся сразу три паспорта художника с тремя разными годами рождения — 1841, 1842 и 1843. Какой из них наиболее подлинный, не ясно до сих пор.

Березовая роща. 1879 Эскиз-вариант одноименной картины (1879, ГТГ)
Березовая роща. 1879 Эскиз-вариант одноименной картины (1879, ГТГ)

И если пролить свет на дату рождения нам не удается, то сам Куинджи со светом управлялся легко. Чуть ли не каждая картина художника вызывала споры: его обвиняли в дешевых световых эффектах и даже в использовании специальных химических веществ (Куинджи был дружен с Менделеевым). Работы сравнивали с Моне и Айвазовским. К последнему мальчик-Архип даже обращался за обучением, но получил отказ и легкие насмешки над «картинками». После этого появились рассказы, как Куинджи спал под навесом во дворе дома Айвазовского и не сдавался. Но единственное, что Айвазовский доверил Архипу — толочь краски и красить забор.

Ночь на Днепре. 1882 Вариант-повторение картины «Лунная ночь на Днепре» (1880, ГРМ). Холст, масло. 104 × 143. ГТГ
Ночь на Днепре. 1882 Вариант-повторение картины «Лунная ночь на Днепре» (1880, ГРМ). Холст, масло. 104 × 143. ГТГ

Возможно, именно из-за многочисленных слухов, связанных со своим именем, художник в полном расцвете сил и на пике грандиозного успеха в возрасте сорока лет вдруг исчез почти на двадцать лет. Уединившись в своей мастерской, живописец никого не пускал к себе, отказался от общения, большой известности и материальных благ. В это время Куинджи неустанно работал, искал новые пигменты и грунтовые основы, которые сделали бы краски стойкими к влиянию воздуха. В этот период было создано около пятисот живописных работ и трехсот графических.

Закат в степи. 1900 Холст, масло. 83 × 146. Национальный музей Республики Бурятия, Улан-Удэ
Закат в степи. 1900 Холст, масло. 83 × 146. Национальный музей Республики Бурятия, Улан-Удэ

Несмотря на большое состояние, художник всегда жил скромно, даже аскетично. Когда после его смерти описывали имущество, то обнаружили и занесли в опись: «Гостиная: один диван, два кресла и восемь стульев мягких, один рояль. Столовая: один буфет, обеденный стол и двенадцать стульев. Мастерская: четыре мольберта, один этюдник, стенное зеркало в деревянной раме, скрипка в футляре».

Христос в Гефсиманском саду. 1901 Холст, масло. 106,5 × 142,5. Алупкинский дворцово-парковый музей-заповедник
Христос в Гефсиманском саду. 1901 Холст, масло. 106,5 × 142,5. Алупкинский дворцово-парковый музей-заповедник

Справедливо сказать, что главным для Куинджи была природа. Искусствоведы подчеркивают борьбу стихий на полотнах художника. И в этом прослеживается не просто мастерство, но целая философия. Известно, что художник занимался лечением больных птиц. Журнал «Нива» сообщал, что он «пришил к поврежденному крылу бабочки кусочек тончайшей шелковой материи, раскрасив ее акварельными красками. И ранее беспомощно лежащая на стеклянной крыше его мастерской бабочка унеслась вдаль с обновленным крылом».