Найти тему

Егоров обвинил «Русагро» в загрязнении реки: начало или продолжение конфликта?

Фото: официальная страница Максима Егорова во «ВКонтакте»
Фото: официальная страница Максима Егорова во «ВКонтакте»

Губернатор Тамбовской области Максим Егоров обвинил компанию «Русагро» в бездействии, из-за которого может пострадать главная река региона – Цна. В своем Telegram-канале он сообщил, что провел комиссию по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности Тамбовской области. На ней обсуждалась проблема загрязнения Царевки в Знаменском округе, впадающей в реку Лесной Тамбов, приток Цны.

«Проблему обнаружили местные жители, которые заметили грязную пену в купели у села Царевка. Производственные сточные воды от переработки Знаменского сахарного завода (принадлежащего «Русагро») направляются на поля фильтрации. Но некоторое время происходил перелив промышленных стоков через обваловку полей фильтрации в балку, а затем по рельефу местности стоки попадали в реку», – рассказал губернатор.

Он отметил, что сооружения устарели и поля фильтрации не справляются с потоком промышленных стоков. Собственник завода, по его словам, увеличивает и реконструирует производство, но при этом не строит новые очистные сооружения.

«Похоже, что владельцы предприятия не думают о последствиях для экологии региона, для людей, которые живут вокруг. Таким образом мы можем потерять не только Царевку, но и Цну, а наши потомки будут исправлять ситуацию в течение десятков лет!» – подчеркнул Егоров.
Фото: официальная страница Максима Егорова во «ВКонтакте»
Фото: официальная страница Максима Егорова во «ВКонтакте»

Профильным ведомствам губернатор поручил в срочном порядке разработать конкретные шаги для выхода из ситуации и осмотреть все сахарные заводы. Кроме того, он попросил прокуратуру проверить нарушения и рассмотреть возможность выйти на федеральный уровень с законодательной инициативой, которая не позволяла бы работать предприятиям без должных очистных сооружений.

Комиссия поручила «Русагро» оперативно отреагировать на ситуацию. В частности, укрепить и нарастить дамбу, чтобы не переливались сточные воды, провести рекультивацию земель, реконструировать систему водоотведения сточных вод, проанализировать ситуацию на других заводах предприятия. О результатах компания должна будет сообщить правительству региона.

Министр Алла Албегова в своих соцсетях рассказала, что компания «Русагро» заделала промоину в обваловании полей фильтрации. Но есть угроза размыва дамбы в теплый период, когда начнется паводок. По ее словам, работа сахарного завода приостановлена.

Есть ли конфликт?

Профессор кафедры социально-гуманитарных дисциплин Воронежского филиала РЭУ им. Г. В. Плеханова Дмитрий Нечаев считает, что жесткая критика со стороны Егорова в адрес «Русагро» связана с тем, что губернатор не смог наладить эффективное взаимодействие с крупным аграрным бизнесом. Сейчас, по его мнению, Егоров «в схватке» с Вадимом Мошковичем, основателем «Русагро», и пока глава региона проигрывает битву, поэтому и идет напролом.

«По большому счету Егоров упустил решение экологической проблемы. Пытаясь сейчас как-то доказать, что прав, он все больше закапывает себя как политического лидера в регионе. Он «варяг», которого, на мой взгляд, не приняли местные элиты, не приняло и общество из-за его методов правления, стиля. Что бы он сейчас ни сделал, он все равно будет в глазах общества виноват», – добавляет Нечаев.
Фото: официальная страница Максима Егорова во «ВКонтакте»
Фото: официальная страница Максима Егорова во «ВКонтакте»

Депутат Тамбовской гордумы Артем Александров, наоборот, не видит внутриэлитного конфликта конкретно в этой истории, хотя в целом в регионе, по его словам, такие конфликты присутствуют. Он подмечает, что сама ситуация носит вопиющий характер, отсюда и публичная критика со стороны губернатора. Тем не менее сгладить имиджевые потери для главы региона такой реакцией, полагает эксперт, не вышло.

«Публичной реакцией, конечно, можно определенным образом отвести негатив, но руководитель региона – он как капитан корабля: отвечает за все, что происходит в субъекте. Проблемы экологического, техногенного или иного характера, которые возникают не только в областном центре, но и в других муниципалитетах, в любом случае происходят на территории, за которую отвечает первое лицо региона», – поясняет Александров.

Другие материалы есть на нашем сайте «Региональные комментарии».