Найти тему
Мастерская Pit_Stop

"Отремонтировал дорогу - и отхватил в награду штраф": Действительно ли в России за это могут выписать штраф или это газетная “утка”

Дороги, а если более точно - их неважное состояние , являются визитной карточкой России. О том, насколько сложно передвигаться по нашей стране, буквально рассказывают легенды. А срок эксплуатации транспортных средств при езде по таким дорогам значительно сокращается. Неоднократно в прессе появлялись истории о том, как уставшие от неудобств граждане пытались решить проблему своими силами. Казалось бы - неравнодушные энтузиасты делают доброе дело, помогают себе и соседям. Но имели ли они право так делать?

Что гласит закон?

Из российских нормативных актов мы узнаем, что ремонт дороги - непростой процесс, требующий соблюдения особого технологического процесса. Проводить работы могут лишь лица и компании, имеющие специальное разрешение. Получить документы можно на разных уровнях - от муниципального до федерального. Министерством транспорта составлен классификатор возможных работ, а основные нормативы и требования можно найти в градостроительном кодексе.

Разумеется, простые граждане не сильны в тонкостях технологии, а часто даже не читали указанные документы. Для них все выглядит просто: если поблизости находится яма, в которой по весне образуется огромная лужа, не дающая передвигаться пешком, или в колее деревенской грунтовки вязнет армейский УАЗик - нужно засыпать проблемное место. Обычно в ход идет щебень, иногда асфальт, положенный “холодным способом”. Казалось бы - проблема хотя бы частично решена, местечковые власти продолжают наслаждаться бездействием - все довольны.

-2

Однако государство имеет на этот счет иное мнение. И согласно ему, самовольный ремонт дорог несет угрозу для всех (конечно, неотремонтированное покрытие тоже не соответствует всем требованиям безопасности, но везде свои риски).

Последует ли наказание за инициативу?

Стоит отметить, что каких-либо статей, посвященных дорожному ремонту, в кодексах о нарушениях нет. Но ведь преступник должен быть наказан. Поэтому сотрудники правоохранительных органов находят “наиболее подходящие” из существующих. Чаще всего ведут речь об умышленном создании помех дорожному движению (КоАП, ст. 12.33). Статья подразумевает финансовое наказание от пяти до трехсот тысяч рублей (в зависимости от статуса нарушителя - частное лицо, ИП или организация).

Если же на злосчастном участке кто-либо пострадал или нанесен ущерб имуществу, в дело вступает Уголовный кодекс. Минимальный штраф, предусмотренный статьей 267, составляет 100 тысяч рублей. А если имела место гибель людей, виновник может "заработать" до 10 лет заключения.

Как видим, получается парадоксальная ситуация. Дорожный ремонт, сделанный непрофессионалом - под запретом из-за “опасности”. При этом ремонт дороги иногда приходится ждать долго и хочется как-то это ускорить.

Есть ли шанс сделать так, чтобы и волки были сыты, и овцы целы?

Разумеется, есть. Но инициативным гражданам в этом случае нужно вести себя несколько иначе - вместо физического труда заняться походом по инстанциям и сбором информации. В первую очередь нужно прояснить, в чьей собственности находится или за кем закреплен дорожный участок, находящийся в плачевном состоянии. Далее должно последовать обращение к собственнику с просьбой устранить неудобства, связанное с качеством его имущества.

-3

Могут возникнуть дополнительные трудности.

Так, участок во дворе может оказаться придомовой территорией, принадлежащей в определенных долях всем жильцам. А может статься, что земли никак не оформлены, и перед тем, как что-либо решать, нужно пройти процедуру межевания. Если территория официально принадлежит жильцам, вопрос ремонта решается на общем собрании большинством голосов (более 50%). В согласовании с местной администрацией в таком случае нет необходимости.

Следует помнить, что во избежание неожиданных проблем нужно убедить в необходимости работ как можно больше участников собрания и скрепить это согласие подписями. Человеческий фактор никто не отменял. И может случиться так, что сосед, воздержавшийся при голосовании, но и активно не возражавший, спустя некоторое время определится не в вашу пользу. Склочный гражданин может инициировать проверки Роспотребнадзора, обращаться к участковому или в суд - в общем, всячески осложнять жизнь инициаторов ремонта и тормозить процесс. Все это негативно скажется как на состоянии дороги, так и на взаимоотношениях между соседями.

Глас разума, откуда не ждали

Некоторые депутаты тоже озабочены данной проблемой. Летом 2023 года представители фракции “Новые люди” предложили внести поправки в уже упомянутую статью 12.33 КоАП РФ. Парламентарии призывают перестать считать самовольный ремонт придомовых проездов и дорог местного значения повреждением или препятствием движению. Инициаторы поправок открыто признают, что при соблюдении всех бюрократических проволочек ждать действий со стороны “кого следует” можно месяцами. Все это время простые россияне страдают от бытовой неустроенности. Изменения в законодательстве позволят гражданам брать инициативу в свои руки, не опасаясь наказания за добрые дела. Насколько предложение является популистским - сказать сложно. Но звучит оно вполне разумно и логично.

Ставьте лайки, если согласны с мнением автора. Если нет - делитесь мнением в комментариях!