Найти тему
Иван Лобанов

Библия знакомая и незнакомая: Избранные книги. Глава 2. Новый Завет: Деяния апостолов (часть 2)

2.

Жизнь первой христианской общины (4:32–37)

Все верующие действовали единодушно и вместе, так что своим никто ничего не называл – всё у них было общим. Апостолы вдохновенно свидетельствовали о воскресении Господа Иисуса, и Бог благословлял их всех. Нуждающихся среди них не было, потому что все, кто владел землей или домом, продавали их, а деньги от продажи приносили апостолам. Из этих денег каждому уделяли сколько кому было нужно. Например, Иосиф, прозванный апостолами Варнавой (что значит «сын утешения»), левит, родом с Кипра, продал свое поле, а деньги принес апостолам.

5

Анания и Сапфира (5:1–11)

А вот другой человек, Анания, с женой своей Сапфирой, хотя и продал принадлежавшее им имение, решил с ведома жены часть денег припрятать. Остаток Анания принес апостолам, объявив это даром в общину, мол, они вот тоже всё продали. Петр же сказал ему: «Анания, а это ведь сатана говорит твоими устами, и это ложь твоя Святому Духу. Поле до продажи принадлежало тебе. И деньги от продажи тоже были твои. Зачем же ты лжешь Богу?» Анания тут же пал на землю замертво. (Слух об этом потом прошел по общинам и вызвал великий страх и трепет.) Пришли молодые люди, обрядили тело в саван и отнесли на кладбище.

Часа через три пришла и жена его, ничего еще не зная. Петр спросил у нее: «Вы за столько продали землю?» «Да», – ответила она. И Петр сказал ей: «Это на беду свою испытывали вы Дух Господень! Слышишь, идут похоронившие мужа твоего? И тебя они похоронят». В тот же миг и она пала замертво. Юноши вынесли и ее: похоронили рядом с мужем. Все, кто слышал об этом, и в церкви и вне ее, были охвачены великим трепетом.

Арест Стефана (6:8–15)

Стефан, один из семи избранных дьяконов, обладал силой Божьей и верой творил великие чудеса и знамения. Однажды с ним заспорили члены так называемой «вольной» синагоги – иудеи из Киринеи и Александрии Египетской, а также из Киликии и Малой Азии, но мудрость Стефана была дарована ему Духом Святым, и они отступили. Но они подкупили несколько человек, чтобы оклеветать его, мол, он хулил Моисея и даже Бога.

Разгневались на него старейшины и книжники, отправили толпу, что схватила Стефана и привела в Синедрион. Там лжесвидетели заявили: «Этот человек выступает против Храма и Закона Моисеева. Мы слышали, что, по его словам, Иисус из Назарета разрушит Храм и отменит наставления Моисея». Члены Высшего совета не могли отвести от Стефана глаз, потому что ликом он был светел как ангел.

Далее в Деяних апостолов приводится речь Стефана.

3.

7

Мученическая кончина Стефана. Савл – гонитель церкви (7:54–8:3)

Выслушав его слова, они не могли удержать свой гнев. Стефан в Духе Святом увидел на небе сияние Божьей славы и Иисуса по правую руку Бога. «Смотрите, – сказал он, – вижу открытые небеса и стоящего справа от Бога Мессию». Но они закрывали себе руками уши, закричали, все набросились на него и потащили Стефана за город, чтобы побить его камнями. Лжесвидетели должны были первыми бросить камни, поэтому сняли накидки и сложили у ног юноши по имени Савл. Когда полетели камни, Стефан молился: «Господь Иисус, прими дух мой!» Упав на колени, он успел крикнуть: «Господи, не вмени им этого греха!» И с этими словами умер.

8

Савл был среди тех, кто одобрял это убийство, и поддерживал тех, кто с того времени начал жестоко преследовать церковь в Иерусалиме. Скоро в городе почти никого не осталось, кроме апостолов, – все переселились в Иудею и Самарию. (Стефана похоронили богобоязненные люди, горько оплакав его.) А Савл пытался уничтожить церковь: он хватал верующих мужчин и женщин, заходя в их дома, и заключал их под стражу.

Филипп и сановник из Эфиопии (8:26–40)

Благовестнику Филиппу явился Ангел Господень и повелел: «Скорее иди на ту дорогу, что ведет из Иерусалима через Хеврон и пустыню в Газу, чтобы к полудню оказаться там». Филипп не медля пошел и встретил на этой дороге сановника из Эфиопии, казначея царицы Кандаки, таков был титул царицы-матери, она была регентом при малолетнем сыне. Он ездил в Иерусалим для поклонения и теперь возвращался домой. Сидя в своей колеснице, он читал вслух свиток пророка Исайи. Святой Дух сказал Филиппу: «Тебе надо оказаться рядом с колесницей и не отставать от нее». Филипп подбежал к колеснице и услышал, что сановник читает пророка Исайю. Филипп окликнул его: «Уважаемый, понятна ли тебе эта книга?» Тот признался, что помощь знающего человека ему не помешает, пригласил Филиппа подняться на колесницу и сесть рядом. А читал он вот какое место Писания:

«Как овцу, привели Его на заклание,

и как ягненок пред стригалем молчит,

так и Он не сказал ни слова.

В унижениях Его в правосудии Ему отказали.

Из-за смерти потомства Он на земле не оставил».

«Объясни мне, кого имеет в виду пророк? – спросил сановник Филиппа. – Себя или кого-то другого?» Филипп начал с этого текста Писания, а затем показал ему, что здесь и в других местах содержится Добрая весть об Иисусе. И тут они доехали до какого-то места, где была вода, и сановник воскликнул: «Смотри, вода. Я же могу креститься?», и Филипп согласился: «Нужна только искренняя вера». Сановник провозгласил: «Верую, что Иисус Христос есть Сын Божий». И приказал остановить колесницу. Затем оба они, Филипп и сановник, вошли в воду, и Филипп погрузил его в воду. Когда же они вышли из воды, Дух Святой сошел на сановника, ангел же Господень унес Филиппа. Сановник продолжал свой путь, радуясь. А Филипп оказался в Азоте: и там он возвещал Добрую весть во всех городах на пути в Кесарию Приморскую.

9

Обращение Савла (9:1–19)

Савл в запале решил, что надо расправиться со всеми учениками нового учения не только в Иерусалиме. Он попросил у первосвященника рекомендательные письма в синагоги Дамаска, чтобы и там иметь право заключать под стражу последователей того учения, что называют «Путь», а затем отправлять их для суда в Иерусалим.

Но на пути в Дамаск, недалеко от города, внезапно его озарил яркий свет с неба. Он пал на землю и услышал такие слова: «Саул, Саул! Зачем ты Меня преследуешь?» Он спросил: «Кто ты, Господи?» И услышал ответ: «Я Иисус, Которого ты преследуешь. Но тебе трудно Мне противиться!» Он сказал с трепетом: «Господи! Что же мне делать?» И дано было ему повеление: «Встань, иди в город, там узнаешь».

Спутники Савла потеряли дар речи. Они слышали голос, но никого не видели. Савл поднялся с земли и, когда стал оглядываться, понял, что ослеп. Тогда его за руку привели в Дамаск. Три дня он не хотел ни есть, ни пить.

В Дамаске жил ученик Иисуса по имени Анания, Господь явился ему в видении: «Анания!» «Да, Господи!» – отозвался тот.

«Собирайся и иди в дом Иуды на Прямой улице, – повелел ему Господь. – Когда придешь туда, спросишь постояльца по имени Савл Тарсянин. Он сейчас молится, и ему было сказано, что человек по имени Анания придет, возложит на него руки – и он прозреет».

Анания воспротивился было: «Господи, люди рассказывали ужасные вещи про него, о том, что делал он в Иерусалиме. И теперь от первосвященника он получил право прийти сюда и хватать тех, кто поклоняется Богу во имя Твое».

Господь стал убеждать Ананию: «Иди! Этот человек избран Мною, чтоб нести имя Мое иноземцам, царям и израильтянам. Я покажу ему, сколь много предстоит ему претерпеть за имя Мое».

Пошел Анания и нашел дом, где остановился Савл. А затем он возложил на него руки и провозгласил: «Саул! Брат мой! Господь Иисус, Тот Самый, что явился тебе по дороге, прислал меня. Он желает, чтобы ты прозрел и исполнился Духом Святым».

И внезапно с глаз Савла словно пала пелена – он прозрел. Встав, он попросил крестить его. Затем Савл поел и почувствовал себя лучше.

Несколько дней он провел с учениками Господа в Дамаске. Вскоре Савл пошел в синагогу и начал там провозглашать, что Иисус есть Сын Божий.

Воскрешение Тавифы (9:36–43)

В Яффе жила некая Тавифа, верующая женщина (имя ее значит «антилопа»). Она делала много доброго и заботилась о бедных. И вдруг она заболела и умерла. Тело ее омыли и положили в горнице. А Петр в это время был неподалеку от Яффы, в городе Лидда (ныне Лод, 5 часов ходу), за ним прислали двух человек и попросили его срочно прийти к ним. Петр пришел, и его провели в горницу. Вдовы того города оплакивали ее, и они стали показать ему все те одежды, что сшила для них Антилопа. Петр отослал всех и остался в комнате один, преклонив колени, помолился, а затем сказал умершей: «Тавифа, встань!» Она открыла глаза – увидела Петра и села. Он протянул ей руку и помог встать. Затем он позвал братьев и вдов – и она предстала перед ними живою. Всей Яффе это стало известно, и многие уверовали в Господа. Петр остался в Яффе, его приютил Симон-кожевник.