Ужасающая госпожа ночи и ведьмовства, со змеями в волосах и факелом в руках, окружённая воющими гончими – так изображают Гекаты в живописи, древних мифах и народных легендах. Культ этой древней богини был популярен во Фракии,
у неё было много последователей среди карийцев Анатолии, и ей поклонялись по всей Греции. Именно благодаря греческим мифам и легендам она нашла свой путь в западную культуру. На древних изображениях Гекату рисовали в виде женщины, сидящей
на троне, в виде трёх женщин, соединённых спинами (женщин одного возраста, или женщин в виде девы, нимфы и старухи), или в виде одного персонажа с тремя головами. Были статуи, изображавшие её как женщину с тремя головами, из которых одна
была человеческой, а две другие были головами лошади и собаки,
или льва и быка. Также, в некоторых изображениях, она рисовалась с головой змеи.
Геката обладала многими аспектами и многими способностями. Часто её культы содержали концепции жизни и смерти, мистической трансформации через смерть и возрождение. Она была доброжелательна и щедра к природе и людям, равно как и безжалостна и ответственна за все ночные зверства и разрушительное ведьмовство. Она правила землёй, небом и морем,
а также решала человеческие судьбы. Её почитатели взывали к ней о счастье, богатстве и процветании. В домах жителей Афин стояли небольшие алтари в честь Гекаты, и она пользовалась большим уважением в простонародье. Согласно «Теогонии»
Гесиода, она была дочерью титанов Перса и Астерии, и доброжелательным божеством, выкормившим детей Зевса. Геката Гесиода была любимицей богов и людей, богиней, которая всегда прислушивалась к обращениям людей и отвечала на них. Она могла наделить человека богатством, властью и славой, защищала воинов в битвах и моряков во время их путешествий по морю. Она
наблюдала за справедливостью на судах и даровала победу в соревнованиях. И, наконец, она также ассоциировалась с луной и почиталась в качестве покровительницы сельского хозяйства.
С другой стороны, Геката рассматривалась как богиня тьмы и смерти. Считалось, что она являлась ночью на перекрёстках, в
сопровождении собак, упырей и привидений. Она могла принимать
ужасающие формы, бродить по кладбищам и предвещать несчастья всем, кто увидит её. Поэтому одним из её имен было АНТЕ́Я («Та, Кто Встречает»). Также её звали ТРЕ́ВИЯ, поскольку она являлась на перекрёстках трёх дорог. Во многих культурах перекрёсток считается местом, где встречаются и пересекаются миры и измерения: царство духов и материальный мир, места обитания
божеств и мирской реальности людей, земное и божественное. Во время своих ночных странствий Геката была чрезвычайно опасна, и люди держались подальше от тех мест, где она могла появиться, потому что считалось, что она несла смерть тем, с кем встречалась.
Но тех, кто осмеливался искать её, она всегда направляла на верный путь – на тот, который следует выбрать из трёх пересекающихся дорог, на путь посвящения в её тёмные тайны.
Гекату часто видели в пустынных местах: на вершинах гор, в глубинах дремучих лесов и в забытых рощах. Дикие животные были обитателями её царства – гончие, волки, олени и змеи. Её ведьмовство часто включало в себя тайны превращения в зверя –
практики, напоминающие шаманские традиции изменения формы. Подобно самой богине, принимавшей формы животных, идущий по её пути мог превращаться в зверей и существ, упоминавшихся в преданиях о ней. В её свите можно было встретить Эмпузу, страшного упыря, питавщегося человеческой плотью и преследующего свою жертву в фальшивом обличии красивой женщины. Геката также была богиней подземного мира и психопомпом – она вела души умерших к воротам Аида, охранявшихся адским псом Цербером.Также считалось, что она управляет местью и искуплением. На перекрёстках её почитатели в качестве подношений оставляли лепёшки и мёд, а иногда также приносили в жертву животных, особенно чёрных собак.