Один из самых массовых германских вооруженных машин Второй мировой войны был бронетранспортёр Sd.Kfz. 251, который получил прозвище «Ганомаг». Эта машина была разработана с целью обеспечить боевую мобильность пехотных подразделений вермахта. Благодаря своей солидной конструкции и надёжности, Sd.Kfz. 251 «Ганомаг» долгое время оставался одним из основных транспортных средств в немецкой армии.
Бронетранспортёр Sd.Kfz. 251 был ориентирован на перевозку пехоты и боевого обеспечения. Его корпус состоял из бронированных бортов, толщина которых составляла 14,5 мм, что обеспечивало некоторую защиту от мелкокалиберного стрелкового оружия и осколочных фугасов. На бортовых панелях были установлены откидные окна, через которые соответствующей мощности двигатели способны продвигать транспортное средство при любой погоде и на любой местности.
Особенностью этой машины была разнообразность вооружения и возможность его наращивания. Передние отделения вмещали три члена экипажа, которым доступны основные приборы управления и принципы действия основного вооружения. По мере необходимости в передних отделениях можно было устанавливать различное оружие. Часто Sd.Kfz. 251 «Ганомаг» вооружался парой сдвоенных пушек, гаубиц, бронзовых и тяжелых пулеметов.
Основной бронетранспортёр Вермахта. Sd.Kfz. 251 «Ганомаг»
Основной бронетранспортёр Вермахта Sd.Kfz. 251, известный также как «Ганомаг», был одним из основных боевых машин германских войск во время Второй мировой войны. Эта модель бронетранспортера с тяжелым вооружением стала важной частью боевых операций германской армии.
Бронетранспортер Sd.Kfz. 251 был разработан в 1939 году и имел боевую классификацию «Sonder-Kraftfahrzeug 251» (Sd.Kfz. 251). Первые модели этой машины оснащались только передними полугусеничными траковыми колесами, но в дальнейшем было решено добавить и задние, что позволило увеличить скорость передвижения.
Сd.Kfz. 251 был разработан в нескольких модификациях, которые представляли собой различные командные и десантные версии с разным вооружением. Например, одним из вариантов была модель Sd.Kfz. 251/1, имевшая бортовые пушки и могла перевозить командиров. Также была модель Sd.Kfz. 251/2, которая использовалась в качестве радиостанции на полевых операциях.
Бронетранспортер имел крепкую броню, которая состояла из нескольких частей, и понижающую передачу, что обеспечивало машине высокую проходимость по труднодоступным местам. Модель Sd.Kfz. 251 была оснащена двухдисковыми пальцами и имела передние колеса на каждой стороне для лучшего управления.
Вес этого бронетранспортера составлял около 8,8 тонн, длина - 5,8 метров, ширина - 2,1 метра, а высота - 1,8 метра. Эта машина могла перевозить до 12 человек в качестве десантного отделения и до 9 человек в качестве командиров. Максимальная скорость составляла около 55 км/ч на дорогах и 35 км/ч в полевых условиях.
Бронетранспортер Sd.Kfz. 251 «Ганомаг» имел различное вооружение в зависимости от модели. Некоторые версии были вооружены пушками, другие использовались в качестве артиллерийского тягача. Командир машины имел возможность одновременного ведения огня из личного оружия и из вооружения машины.
Всего было выпущено около 15 252 экземпляров бронетранспортеров Sd.Kfz. 251 разных моделей. Они использовались во многих операциях и при различных условиях боевых действий на всей территории Второй мировой войны.
История, характеристики и применение
Бронетранспортер Sd.Kfz. 251 «Ганомаг» был разработан в Германии во время Второй мировой войны. Первые модели данной машины были установлены на полугусеничные тягачи SDKFZ 7 и использовались для перевозки боеприпасов и обеспечения передвижения полевых гаубиц.
Одновременно с установкой на тягачи, наибольшее распространение получила версия бронетранспортера Sd.Kfz. 251 Ausf.C, которая в течение кампании на Восточном фронте была массово использована германской армией.
Обозначение «Ганомаг» произошло от образа габаритных кронштейнов на бортам машины, которые имели форму понижающую передачи для установки и управлением артиллерийского орудия.
Бронетранспортер Sd.Kfz. 251 имела массу около 8 тонн и оснащалась полугусеничной трансмиссией, что позволяло ей передвигаться по твердым и вязким дорогам при любой температуре и в состоянии движения.
Экипаж бронетранспортера составляли водитель, стрелок и до 10 пехотинцев, которые могли передвигаться по кормовой части машины и использовать ее в качестве переносной пулеметной точки.
Бронетранспортер Sd.Kfz. 251 оснащался различными моделями двигателей, включая бензиновые и дизельные варианты, и устанавливались на разные модели тягачей.
В ходе эксплуатации бронетранспортера Sd.Kfz. 251 были разработаны несколько модификаций, включая версию Ausf.D с установкой новой пушки и версию Ausf.E, которая отличалась установкой брезентового капота.
Основной задачей бронетранспортера Sd.Kfz. 251 была перевозка пехоты и обеспечение огневой поддержки. Бронетранспортер оснащался различным вооружением, включая пулеметы, автоматы и гранатометы, а также мог использоваться для транспортировки боеприпасов и раненых солдат.
В ходе Второй мировой войны бронетранспортер Sd.Kfz. 251 был широко использован германской армией и его производство стало наиболее массовым среди всех полевых бронетранспортеров.
Модели и классификация бронетранспортеров «Ганомаг»
B модельном ряду бронетранспортеров «Ганомаг» было несколько разновидностей машин. Изначально, с момента первой модели Sd.Kfz. 2511, машина состояла из двух частей: передней и задней, которые соединялись между собой. Первые модификации «Ганомага» оснащались двигателями от других германских машин, таких, как Hansa-Lloyd Goliath или BMW R75. Впрочем, уже через некоторое время это было изменено, и бронетранспортер стал устанавливать свой собственный двигатель Maybach, что значительно повлияло на его характеристики и возможности.
Также было несколько вариантов установки боевого вооружения на бронетранспортере. Например, первые модели имели противотанковое вооружение, состоящее из пушек и пулемётов, которое устанавливалось на бортовые платформы. Впоследствии, с появлением новых модификаций, на бронетранспортере установили радиостанции, которые позволяли поддерживать связь с командованием и соседними частями во время полевых действий.
Что касается особенностей использования бронетранспортера «Ганомаг», то его можно назвать очень многофункциональным. На нём можно было осуществлять как десантную смешанной командой, так и одновременное использование в качестве машин грузоперевозчиков. Но в основном «Ганомаги» служили для перевозки важных грузов и снабжения войск различными материалами.
Советских солдат встречали «Ганомаги» на протяжении всей войны, и отзывы о них были весьма разнообразными. Технические характеристики машины, её вооружение и проходимость позволяли бронетранспортеру «Ганомаг» быть востребованным в боевых действиях. Тем не менее, у этой машины были свои особенности, среди которых можно отметить шахматное расположение передних тормозов, что затрудняло их обслуживание и ремонт в полевых условиях.
- Модели и классификация бронетранспортеров «Ганомаг»:
- - Sd.Kfz. 2511: первая модель с двигателем от Hansa-Lloyd Goliath;
- - Sd.Kfz. 251/1: модель с собственным двигателем Maybach;
- - Sd.Kfz. 251/1 Ausf.A: модификация с перевернутой радиостанцией;
- - Sd.Kfz. 251/1 Ausf.B: модель с увеличенной бронёй;
- - Sd.Kfz. 251/1 Ausf.C: модификация с изменениями в конструкции;
- - Sd.Kfz. 251/1 Ausf.D: модель с новыми техническими приёмами;
- - Sd.Kfz. 251/1 Ausf.С "Hanomag Notek": модификация с новым освещением бортов;
В итоге, можно сказать, что всем модификациям бронетранспортера «Ганомаг» было присуще нечто особенное. Они имели различные характеристики, вооружение и возможности, что позволяло использовать их в разных условиях во время Второй мировой войны.
Ганомаг 251
В начале 1930-х годов Германская промышленность получила задание разработать новый бронетранспортер, который бы соответствовал требованиям германской армии и представлял собой улучшенную версию предыдущих моделей.
Первые модели ганомага 251 были оснащены более мощными двигателями и трансмиссией, отличались от предшественников увеличенной толщиной брони, а также изменениями в габаритных размерах и конструкции треков. Ганомаг 251 также был оборудован передними переключателями передач, что позволяло усилить его тяговые характеристики.
В последующие годы производства бронетранспортера Ганомаг 251 были внесены различные изменения в конструкцию и вооружение. Например, некоторые модели были оснащены радиостанциями, а на корме бронетранспортера устанавливались кронштейны для установки запасных траков.
Ганомаг 251 имел различные модификации, включая боевые и транспортные версии, что позволяло ему выполнять разнообразные задачи на поле боя. Бронетранспортер применялся как в чисто германских частях, так и в смешанной боевой группе вместе с отечественной и другими иностранными союзниками вермахта.
Управление бронетранспортером осуществлялось с бортов, где располагались все необходимые приборы и инструменты для работы экипажа. Во время движения бойцы могли стрелять из открытых гнезд, расположенных по бокам и на корме транспортера.
Ганомаг 251 в боевом применении
Ганомаг 251 был широко использован в германской армии во время Второй мировой войны. Он представлял собой надежное и многофункциональное средство перемещения войск и ведения боевых операций.
Благодаря своей популярности и эффективности, ганомаг 251 был использован как для транспортировки пехоты и оружия, так и для предоставления огневой поддержки. Бронетранспортер был оснащен различными видами вооружения, включая пулеметы и противотанковое оружие.
Ганомаг 251 имел высокую мобильность и мощность огня, что позволяло ему успешно выполнять свои задачи на поле боя. Бронетранспортер использовался для транспортировки и обеспечения огневой поддержки пехоты, а также для ведения боевых операций в виде командного центра.
Одной из особенностей ганомага 251 было его уникальное бронетранспортное шасси, благодаря которому он мог передвигаться как на дороге, так и в неровной местности. Такая гибкость и маневренность делала его незаменимым средством на поле боя.
В целом, ганомаг 251 был надежным и эффективным средством транспортировки во время Второй мировой войны, и его значение сохранялось на всем протяжении военных лет.
Технические особенности бронетранспортера Sd.Kfz. 251
Бронетранспортер Sd.Kfz. 251 «Ганомаг» был основным бронетранспортёром Вермахта во время Второй мировой войны. Этот транспорт был разработан на основе шахматного тягача «hansa-lloyd-goliath» отечественной фирмы. В конечном итоге «Ганомаг» превратился в один из основных транспортных средств германских десантных подразделений.
Особенностями бронетранспортера Sd.Kfz. 251 были его различные модификации. Этот бронетранспортер предлагался в нескольких вариантах, включая танковую вооруженную артиллерию («Ганомаг»), который имел установку пушек или пулеметов на своих сдвоенных тягачах.
Технические характеристики бронетранспортера Sd.Kfz. 251 включали в себя длину около 5,8 метров и ширину около 2 метров. За счет своих полугусеничников и 8-тонной массы этот бронетранспортер имел хорошую проходимость даже в тяжелых условиях.
Все модификации бронетранспортера Sd.Kfz. 251 имели оснащение радиостанции и комплект запасных частей. Кроме того, внутри бронетранспортера обычно размещался экипаж из 7 человек.
В боевом составе этот бронетранспортер представлял собой классическую линейку с шахматным десантным отделением, состоявшим из нескольких бортов. Такие отделения позволяли вести огонь в движении и имели возможность оснащать пушки или пулеметы.
Изменений в конструкции бронетранспортера Sd.Kfz. 251 было много и они включали в себя различные модификации и варианты оборудования. Например, некоторые модификации имели брезентовые крыши, а некоторые сохраняли крышу из броневого пластика.
Кроме того, бронетранспортер Sd.Kfz. 251 имел большое разнообразие вооружения, включая пулеметы и пушки разных калибров. Получая новые модификации, транспортер также устанавливал различные двигатели, чтобы улучшить его производительность и скорость.
Полугусеничные характеристики бронетранспортера Sd.Kfz. 251 позволяли ему сохранять хорошую мобильность и проходимость даже в сложных условиях полевых боев. Он мог преодолевать различные препятствия, включая водные преграды и неровности местности.
По многим показателям и особенностям бронетранспортер Sd.Kfz. 251 являлся одним из наиболее успешных и заметных моделей германской техники Второй мировой войны. Его технические характеристики и вооружение позволяли использовать его в различных сферах военной деятельности.
От артиллерийского тягача к бронетранспортеру
Популярность бронетранспортера Sd.Kfz. 251, известного также как «Ганомаг», в Вермахте объясняется его многоцелевостью и адаптивностью к изменяющимся полевым условиям. Первоначально разработанный в 1939 году как артиллерийский тягач, Sd.Kfz. 251 быстро превратился в боевой бронетранспортер и стал одним из наиболее значимых и многочисленных машин в Вермахте.
Основной структурой Sd.Kfz. 251 было полугусеничное шасси, которое состояло из передних колес и гусеничных лент на корме. Этот дизайн позволял машине передвигаться по различным типам местности и преодолевать препятствия.
У Sd.Kfz. 251 было несколько модификаций, включая Ausf. A, Ausf. B и Ausf. C. Каждая модель имела некоторые улучшения и изменения в конструкции и боевом потенциале. Некоторые модели также имели радиостанции и были использованы в качестве командиров машин.
Транспортная способность
Способность перевозить экипаж и боеприпасы была одной из основных характеристик Sd.Kfz. 251. Машиной могло управлять пять человек: водитель, командир, радист и два стрелка. Емкость пассажирского отсека составляла восемь пехотинцев, которые могли перемещаться внутри машины или использовать ее как платформу для стрельбы.
Ограничения веса и пространства ограничивали количество боеприпасов и оборудования, которые можно было перевозить. Это ограничение часто стало причиной модификаций Sd.Kfz. 251, в которых были добавлены дополнительные бронепанели и шахматные бронеполки для увеличения вместительности.
В целом, Sd.Kfz. 251 был машиной, которая сочетала в себе функции артиллерийского тягача и бронетранспортера. Его использование в танковой и пехотной армии позволяло экипажу быстро и безопасно доставлять пехоту и боеприпасы на передовую. От артиллерийского тягача к бронетранспортеру - Sd.Kfz. 251 «Ганомаг» оставил свой след в истории Второй мировой войны.
Тактико-технические характеристики Sd.Kfz. 251/1 Ausf.A
Бронетранспортер Sd.Kfz. 251/1 Ausf.A был основным вариантом в серии Sd.Kfz. 251 и состоял из различных модификаций. Он имел толщину брони от 14 мм до 20 мм в различных частях корпуса, в зависимости от модификации. Состояние бортов и кормы бронетранспортера складывалось из множества различных модификаций и вариантов.
Основные тактико-технические характеристики Sd.Kfz. 251/1 Ausf.A включали:
- Массово использовались вооруженными силами Германии, в том числе и во Второй мировой войне;
- Десантное отделение, состоявшее из 10 солдат;
- Вооружение включало пулеметы MG34 или MG42;
- Максимальная скорость на дороге - 53 км/ч, по бездорожью - 20 км/ч;
- Дальность хода - 300 км;
- Германская армия использовала Sd.Kfz. 251/1 Ausf.A для поддержки пехоты в боевых действиях.
У Sd.Kfz. 251/1 Ausf.A было несколько модификаций, входивших в состав его бронетранспортёрного парка. Вследствие использования данного бронетранспортера для перевозки боеприпасов, его внешний вид и форма сохранялось в течение всей военной службы. Такие модификации, как sdkfz11, sdkfz7, и Hansa-Lloyd-Goliath, массово устанавливались на бронетранспортере Sd.Kfz. 251/1 Ausf.A.
ХарактеристикаЗначениеДлина5,80 мШирина2,10 мВысота1,75 мМасса7,81 тоннВооружениеПулемет MG34 или MG42Экипаж2 человекаГрузоподъемность10 солдат
Бронетранспортер Sd.Kfz. 251/1 Ausf.A имел гусеничный ход, что позволяло ему оперативно передвигаться по различным типам местности. Он был надежным и маневренным транспортным средством, обладающим хорошей проходимостью в горной местности. Однако, его движение ограничивалось шахматным порядком движения гусениц. Из-за своего веса и конструкции, машина имела понижающую передачу, что позволяло ей легко преодолевать тяжелые условия бездорожья и подниматься в гору.
Транспортировка вооруженных сил на бронетранспортере Sd.Kfz. 251/1 Ausf.A была осуществлялась посредством пальцев типа "твердые пальцы", которые располагались на горизонтальной поверхности днища. Усилие при старте двигателя, как правило, составляло примерно 4,1 тыс. Н. Р. Это позволяло успешно осуществлять высадку десанта даже на маленьких склонах.
Из-за наибольшего размера и массы среди бронетранспортеров своего класса, Sd.Kfz. 251/1 Ausf.A часто применялся для транспортировки гаубиц и других тяжелых транспортных средств. Также его использовали для перевозки запасных частей и материалов.