Найти тему
Ридус

Разъединенные штаты: США движутся к новой гражданской войне

На днях бойцы Национальной гвардии Техаса по приказу губернатора штата Грега Эбботта заблокировали пограничный патруль США на участке мексиканской границы в районе реки Рио-Гранде. Об оказании прямого сопротивления федеральным подразделениям со стороны техасских нацгвардейцев заявила The Washington Post со ссылкой на администрацию Байдена, выступившую с экстренным обращением.

Техас плюет на Байдена

Чиновники Департамента общественной безопасности и Национальной гвардии Техаса по решению властей штата возводят проволочные ограждения вокруг набережной парка Шелби в районе Игл-Пасс — пограничного перехода, куда в последние месяцы прибыли тысячи мигрантов.

«Техас имеет законные полномочия контролировать въезд и выезд в любую географическую точку штата»,— заявил Эбботт журналистам.

Этот шаг возмутил администрацию Байдена и побудил ее обратиться к Верховному суду с просьбой вмешаться в ситуацию. Правительственные юристы поспешили заявить, что Техас не имеет права препятствовать действиям пограничной службы или диктовать ей свои условия, так как граница штата с Мексикой по реке Рио-Гранде является международной границей, находящейся под юрисдикцией федеральных властей.

Однако это решение нисколько не охладило ситуацию. Напротив, очередной виток эскалации ознаменовал продолжение многолетнего противостояния Эбботта с федеральными иммиграционными властями по поводу контроля над юго-западной границей в Техасе. Губернатор в очередной раз прямо намекнул на неспособность федеральных властей решить вопрос прекращения потока мигрантов.

Призрак гражданской войны

Силовые действия национальных гвардейцев Техаса стали еще одной демонстрацией угрозы гражданской войны между штатом и федеральным центром. Пока война не перешла в открытую горячую фазу, но боевые действия уже вовсю идут на юридических фронтах.

В декабре Апелляционный суд 5-го апелляционного округа США принял решение в пользу штата, временно запретив федеральным агентам убирать или перемещать колючую проволоку, установленную Техасом на берегу реки Рио-Гранде, которая, по утверждению федерального правительства, мешает их работе. В ответ администрация Байдена заявила суду, что этот шаг Эбботта является незаконным, поскольку мешает действиям федерального пограничного патруля.

Кому-то происходящее на юго-западной границе США может показаться малозначимой региональной историей, затрагивающей лишь амбиции властей Техаса и не влияющей на общее положение дел в США и мире. К сожалению, это далеко не так.

Для понимания того, с какими рисками столкнулась сегодня администрация Байдена на юге собственной страны, и возможных последствий происходящего необходимо обратиться к истории нынешнего конфликта.

Истоки кризиса

Мигранты в США.© Соцсети
Мигранты в США.© Соцсети

В середине 2023 года мэр Нью-Йорка Эрик Адамс дал пресс-конференцию, посвященную пограничной политике администрации Байдена. Согласно прозвучавшим на ней данным, за предыдущий год более 57 000 мигрантов, просящих убежища, прошли через и без того перегруженную систему приема беженцев Нью-Йорка. И их число по-прежнему увеличивается со скоростью примерно 200 человек в день.

В сложившейся ситуации город вынужден использовать 103 отеля в качестве временных прибежищ для мигрантов. Более 14 000 прибывших в страну детей зачислены в государственные школы.

Назвав это «одним из крупнейших гуманитарных кризисов, которые когда-либо переживал Нью-Йорк», Адамс отметил, что стоимость помощи новоприбывшим выросла до 4,3 миллиарда долларов за два года, и это вынудило его пойти на повсеместное сокращение бюджета в других областях городского хозяйства.

«Президент и Белый дом подвели Нью-Йорк в этом вопросе»,— цитирует мэра Джулия Престон из Foreign Affairs.

Она акцентирует внимание на том, что, будучи мэром крупнейшего города страны, выдвинутым от Демократической партии, Адамс открыто вменяет происходящее в вину демократическому же президенту США Джо Байдену.

Интенсивные дебаты по поводу решения администрации Байдена положить конец политике пограничного контроля эпохи Трампа привели к тому, что так называемый «Раздел 42», позволявший депортировать мигрантов без излишних бюрократических процедур и объяснения причин, был отменен в мае 2023 года.

Напомним, в 2022 году, когда «Раздел 42» еще действовал, пограничные службы США остановили 2,2 миллиона мигрантов, пытавшихся пересечь границу, что является рекордом за всю историю США. Впрочем, здесь нельзя не упомянуть и о еще одном «рекорде» эпохи президентства Байдена, когда с марта 2021 года по ноябрь 2022-го более 1,1 миллиона мигрантов были выпущены пограничными властями США на территорию Соединенных Штатов.

Как отмечает Foreign Affairs, большинство из них получили временные разрешения на пребывание и уведомления о явке в иммиграционные суды в определенные даты… далеко в будущем.

Техас против

Губернатор Техаса Грег Эбботт.© flickr.com
Губернатор Техаса Грег Эбботт.© flickr.com

Эта рекордная волна имела новые и далекоидущие последствия. Еще в апреле 2022 года республиканский губернатор Техаса Грег Эбботт начал отправлять тысячи мигрантов, прибывших в его штат с территории Мексики, на автобусах в Нью-Йорк и другие города «синих» (демократических) штатов. Таким образом он пытался заставить лидеров демократов противостоять ими же поощряемому наплыву мигрантов. В итоге к сентябрю резкий рост числа просителей убежища побудил Адамса и глав других субъектов федерации, в частности мэра Вашингтона Мюриэл Баузер и губернатора Иллинойса Джея Притцкера, объявить чрезвычайное положение.

Тем временем на мексиканской стороне американской границы разворачивалась гуманитарная катастрофа. Этой весной в городах Матаморос и Рейноса, напротив долины Рио-Гранде в Техасе, более 20 000 мигрантов, с нетерпением ожидающих возможности пересечь границу, проживали в палаточных лагерях без водоснабжения и канализации. Многие из них стали жертвами нападений, вымогательства и сексуального насилия со стороны мексиканских наркокартелей.

Откуда берется миграция

Мигранты в США.© Соцсети
Мигранты в США.© Соцсети

Причин взрыва миграционной активности на мексиканской границе довольно много, и они не новы, но именно их витиеватое сочетание делает проблему вовсе неразрешимой. За последние несколько лет слияние политической нестабильности, криминального насилия и тяжелых экономических последствий пандемии COVID-19 привело к возникновению самого высокого уровня миграции в Западном полушарии со времен Второй мировой войны.

Движения начались десять лет назад с семей, спасающихся от банд террористов и наркоторговцев и от безнадежной нищеты в северных странах Центральной Америки. В последние годы сотни тысяч мигрантов также прибыли на границу США с Кубы, Гаити, Никарагуа и Венесуэлы. Плохое государственное управление и репрессии вынудили этих людей покинуть родину, при том что у Соединенных Штатов отсутствуют какие-либо возможности смягчить основные причины массового бегства населения из этих стран.

Следуя по недавно проложенным путям мигрантов из Южной Америки, беженцы из Бразилии, Колумбии, Эквадора и Перу начали прибывать в США в невиданных ранее количествах.

США виноваты не меньше

© mavink.com
© mavink.com

Что бы ни происходило в соседних (и не очень) с США странах, винить в миграционном кризисе только их было бы несправедливо. Неменьшая, если не большая вина за происходящее лежит и на нынешних демократических властях Соединенных Штатов. Первая и главная причина состоит в том, что нынешняя правящая элита заинтересована в мигрантах ничуть не меньше, чем мигранты хотят оказаться в числе обладателей заветного американского паспорта.

Свежеобращенные «американцы» являются идеальной подпиткой электоральной базы демократов наравне с приверженцами идей BLM и различными меньшинствами. Они существенно ограничены в возможностях самостоятельных социально-экономических действий и максимально зависимы от государства. Неудивительно, что именно на эту социальную группу делают ставку нынешние демократические власти США.

Потрясающие масштабы миграции объясняются не только и не столько неспособностью американской погранслужбы «держать границу». В основе кризиса, распространяющегося от приграничных до внутренних штатов Америки, лежит система предоставления убежища в США.

Как отмечает Джулия Престон, система была создана почти полвека назад для индивидуальной оценки заявлений иностранцев о преследованиях на родине и понимания необходимости их спасения через предоставление гражданства США. За последнее десятилетие она превратилась в нечто иное, а именно в основной канал массовой иммиграции через юго-западную границу, для чего та изначально не предназначалась.

По данным Центра исследования данных Transactional Records Access Clearinghouse, к концу 2022 года почти 800 000 дел о предоставлении убежища ожидали вынесения решения в иммиграционных судах. Это лишь часть огромной очереди всех видов иммиграционных дел, которыми сегодня заполнены суды.

В среднем на рассмотрение одного заявления о предоставлении убежища уходило более четырех лет. Однако в 2022 году по всей стране убежище было предоставлено только в 22 311 случаях, тогда как большее количество решений, принятых в прошлом году (около 26 000), были отрицательными.

Поскольку четких процедур депортации мигрантов, чьи заявления были отклонены, в законодательстве не прописано, многие из этих людей и их семьи, наряду с десятками тысяч отказников прошлых лет, присоединились к миллионам незарегистрированных иммигрантов, уже находящихся в стране.

Теперь, когда Нью-Йорк, Чикаго и другие города несут расходы на поддержку вновь прибывших, им приходится сталкиваться с еще одной проблемой, вытекающей из первой. Действующая система не позволяет лицам, ищущим убежища, официально работать, внося свой вклад в экономику США. Таким образом, они вынуждены пополнять ряды работников-нелегалов, не платящих налоги и дестабилизирующих рынок труда.

Каковы перспективы?

Нацгвардия США. © planetminecraft.com
Нацгвардия США. © planetminecraft.com

Сложившаяся ситуация стала для действующих демократических властей цугцвангом. Чтобы усилить пограничный контроль в период массовой миграции, Байден должен отказаться от гуманитарного принципа защиты тех, кто ищет убежища, закрепленного в американском и международном праве и являющегося одной из основ американских ценностей.

С другой стороны, любое замешательство в принятии соответствующих решений ведет к вскипанию народного гнева в приграничных штатах, в частности в Техасе. Неспособность Байдена перекрыть миграционные потоки уже привела к разрастанию хаоса и криминализации обстановки на мексиканской границе. Демонстративные действия Грега Эбботта, отправляющего автобусы с мигрантами сразу в Нью-Йорк и Чикаго, уже не приносят никакого результата для того же Техаса, фактически оказавшегося на линии фронта необъявленной войны.

Все это уже стало сильнейшим ударом по американскому федерализму, в результате разговоры о новой гражданской войне и отделении южных штатов уже не воспринимаются исключительно как фигуры речи.

Пока в конгрессе республиканцы пытаются заставить демократов обратиться к проблемам юго-западной границы, блокируя решения по оказанию помощи Украине и Израилю, ситуация принимает все более угрожающие формы для США.

По данным Госдепартамента, более 20 миллионов человек в Западном полушарии вынуждены покинуть свои дома. Если новые потоки мигрантов направятся в Соединенные Штаты, граница может стать еще более опасной и беспорядочной, что положит конец терпению жителей южных штатов — со всеми вытекающими последствиями.

Ждать ли гражданской войны?

Еще пару лет назад подобная постановка вопроса могла вызвать лишь улыбку, однако сегодня жителям самого южного штата США уже не до смеха. Неконтролируемый поток мигрантов, отчасти регулируемый лишь действиями криминальных структур, представляет реальную опасность для его жителей.

С прошлого года Техас ведет самую настоящую военную операцию в приграничных районах с использованием сил нацгвардии, дронов, вертолетов и легкой бронетехники. Власти штата пытаются продолжить строительство защитной стены, возведение которой началось во время президентства Трампа и было приостановлено администрацией Байдена. Этому препятствует федеральная Пограничная служба США, выполняющая приказы, поступающие из Вашингтона.

Как уже отмечалось выше, приток мигрантов в страну не противоречит, а скорее соответствует политическим установкам нынешней демократической администрации. Это означает, что разрешение конфликта каким-либо мирным путем выглядит маловероятным ввиду полного несовпадения интересов его сторон.

Все это только усиливает напряженность на юге США и потворствует сепаратистским тенденциям. Вопрос проведения референдума о выходе из состава США вполне серьезно обсуждается в конгрессе штата. Может ли это послужить поводом для силовых действий Вашингтона по удержанию Техаса в составе федерации?

А почему бы и нет. У других штатов накопилось не меньше вопросов к Белому дому, поэтому у того нет никаких резонов создавать столь опасный прецедент.

Впрочем, развитие подобного сценария будет возможно лишь в том случае, если нынешней демократической администрации удастся сохранить за собой власть в ходе ноябрьских президентских выборов. Судя по тому, как развивается сегодня политическая ситуация в США, вероятность этого тает с каждым днем.

В случае же прихода к власти кандидата от республиканцев новая администрация первым делом постарается решить именно мигрантский вопрос, чтобы пресечь на корню любые сепаратистские устремления штатов.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц