Пройти процедуру зарубежные хостинги уже не успевают. Нежелание продолжать работу эксперты связывают с политической обстановкой и требованиями закона
Ни один зарубежный хостинг-провайдер не подал заявку в Роскомнадзор для легализации бизнеса в России, сообщает РБК со ссылкой на представителя ведомства.
Чтобы продолжить работу на территории России, они должны были зарегистрироваться в специальном реестре провайдеров хостинга до 1 февраля. Это следует из поправок, которые приняла Госдума летом прошлого года. В противном случае все новые сайты, которые будут появляться в России после этой даты, не смогут пользоваться их услугами. Более того, эти сайты вовсе могут стать недоступными для российских пользователей.
Пройти эту процедуру зарубежные хостинги уже не успевают: Роскомнадзор рассматривает заявки в течение десяти дней. То есть ответ они могут получить только 10 февраля.
Комментирует гендиректор компании «Русоникс» Константин Анисимов:
— У нас никто и не присутствовал на самом деле, они все предпочитали работать со своих площадок, в основном в Европе, в США. У нас, во-первых, есть «закон о Google», они обязаны НДС платить, худо-бедно это делали с 2017 года, когда закон вышел, через агентов. Идея, наверное, у наших регуляторов была какая? Раз они предоставляют ресурсы российским клиентам, то они хотя бы должны как-то зарегистрироваться, как мы все регистрировались, предоставить информацию о своих ресурсах в России: о своих IP-адресах, о мощностях, которые они держат, о подключениях к интернету. Тут даже, насколько я понимаю, не требовалось, например, регистрировать юрлицо, чтобы официально работать в России, можно было продолжить работать, как они и делали, взимая плату на свои, например, европейские юридические лица, а здесь оплачивая только НДС. Сейчас очень мало осталось за эти два года, я думаю, что процентов 90, наверное, клиентов все-таки переехали. Разумные люди, у кого риск-менеджмент какой-то в голове есть, понимают, что дальше будут возникать какие-то меры уже физического характера. Например, могут начать ограничивать трафик на ресурсы хостинговых провайдеров, поэтому это достаточно опасно.
— У нас будут открываться сайты, которые не перевелись, есть какая-то угроза для пользователей?
— Нет, тут для пользователей угроза может быть в том, что, во-первых, они не смогут оплатить, вторая история, что возможны какие-то физические ограничения с точки зрения того, что, например, могут начать давать самые низкие приоритеты этому трафику и долго будут ресурсы открываться. Они и так открываются медленнее. Тут нет предмета для блокировки.
— Почему зарубежные хостинг-провайдеры даже из дружественных стран не спешат «приземлиться»?
— А кто из дружественных стран? У нас есть, например, белорусский хостинг, он «приземлился», то есть в России у него есть юридическое лицо.
— Какие-нибудь из Индии, Китая?
— Там тоже есть провайдеры, но они ориентированы очень сильно на свои рынки.
Анисимов отмечает, что хостинговая индустрия сильно сконцентрирована на Соединенных Штатах и Европе. В России ситуация средняя: мы явно проигрываем зарубежным коллегам в цифрах, но при этом ситуация в так называемых дружественных нам странах еще слабее.
Экс-руководитель хостинг-провайдера Dip Host, программист Филипп Кулин также отмечает, что качество российских хостингов порой хуже, чем зарубежных. А уход с российского рынка американских и европейских коллег он связывает в первую очередь с антироссийскими санкциями:
— Невозможно заплатить зарубежному хостеру. Например, я пока оставался в стране, мне приходилось просить друзей, чтобы они мне заплатили, а я им рублями пересылал деньги на телефон. В каком объеме я могу это делать? Европейские и американские компании боятся подпасть под санкции. Если будут нарушать, их на законном основании оштрафуют и закроют.
— Качество зарубежного хостинг-провайдера и российского отличается?
— Есть нюансы. Российский хостинг очень неплохой, например, для частных лиц, которые не занимаются разработкой, а просто хотят сайт. Я бы даже рекомендовал зарубежным покупать российский, потому что он именно для конкретного клиента удобнее по разным причинам. Но, например, если мы говорим о разработке, то сеть хорошая, потому что близко, качество услуг так себе. Но глобально пользователь не пострадает. Единственное, что будет выбор меньше.
— Уменьшается количество хостинг-провайдеров, услуги увеличиваются. Это дорогая статья для бизнеса?
— Увеличатся цены не потому, что западные хостинг-провайдеры ушли, а потому, что российских заставляют выполнять законодательство, на которое им придется тратиться. Данные хранить, еще что-то подключать, выполнять какие-то дела, какие раньше они не выполняли, это все деньги.
Роскомнадзор сообщил, что включил уже 266 компаний в реестр хостинг-провайдеров, которым разрешено работать в России.