Сегодня у нас будет не обычный материал, а настоящая история про вечного студента. Так называют людей, которые любят учиться или по другим причинам становится студентом на долгие годы. В честь праздника свою историю про долгое обучение рассказал нам Анатолий Коцеруба. Также в рамках статьи мы разберем с вами психологическую сторону вопроса о вечном обучении.
История Анатолия
Хотя Анатолий учился долго, сейчас он с гордостью заявляет, что вообще-то он уже человек с высшим образованием. Но вот путь к нему оказался тернист. А всё - стечение обстоятельств, которые не позволяли получить заветную корочку под названием Диплом о высшем образовании.
Наш герой пошел по сложному пути получения образования. , начал он своё обучение с Железнодорожного техникума, проучился 4 года, закончил техникум, потом перешел в колледж, где прошел дополнительные курсы длительностью год, окончил их. После окончания пришло понимание, что нужно высшее образование. Поступил и проучился 4 года, но диплом так получен не был, потому что наш герой решил отчислиться и отдохнуть.
Отдых продолжался 5 лет, но когда всё-таки было принято решение о возобновлении обучения, кафедра не прошла переаттестацию. Специальности теперь такой больше нет.
И вы думаете наш герой плюнул на всё и сдался? Нет!
Он просто перешел на другую специальность и получил уже новую профессию. Произошло это совсем недавно, чему Анатолий очень рад. Институт теперь - пройденный этап. Уже сейчас есть семья, много работы и большая ответственность.
История Анатолия со счастливым концом, он закрыл гештальт, получил образование, и главное, он понимает, что делать дальше, куда двигаться. И в его случае у него есть практическое применение его образованию. Но так бывает не у всех. Есть такое понятие, как вечный студент. Что это такое, почему люди сознательно выбирают постоянно учиться, что это - инфантильность? Или наоборот это тяга к знаниям и такие люди самые успешные? Что говорит психология на этот счет?
История Анатолия со счастливым концом, он закрыл гештальт, получил образование, и главное, он понимает, что делать дальше, куда двигаться. И в его случае у него есть практическое применение его образованию. Но так бывает не у всех. Есть такое понятие, как вечный студент. Что это такое, почему люди сознательно выбирают постоянно учиться, что это - инфантильность? Или наоборот это тяга к знаниям и такие люди самые успешные? Что говорит психология на этот счет?
Разбираемся в причинах
Почему люди так много или так долго учатся? Жажда новых знаний – это врожденная потребность человеческой природы. Однако, у людей, которые никак не могут завершить свое обучение, могут быть и другие причины.
Во-первых, это страх выхода из зоны комфорта и начала работы. Особенно это актуально для людей в постсоветском пространстве, где работа может восприниматься как рабство. Постоянное нахождение в роли студента становится оправданием и объяснением для своего страха действовать.
Во-вторых, это поиск своего места в жизни. Общество инфантилизируется, люди взрослеют медленнее, чем раньше. В западных странах говорят: «Сегодняшние 70 – это новые 50». Люди могут позволить себе больше времени для того, чтобы найти свое призвание и любимую профессию.
В-третьих, некоторые люди продолжают учиться не для того, чтобы получить результат, а для самого процесса. Это связано с синдромом отличника. У таких людей нет четкой цели, как они будут использовать свои знания и навыки. Однако, они умеют учиться хорошо и получают удовольствие и моральное удовлетворение от высоких оценок.
Что с этим делать?
Если вы чувствуете, что не можете завершить свое обучение и продолжаете учиться без конкретной цели, то важно разобраться в причинах этого поведения. Если вы боитесь выхода из зоны комфорта и начала работы, то можете обратиться за помощью к психологу или попробовать самостоятельно преодолеть свой страх.
Если вы ищете свое место в жизни, то попробуйте разобраться в своих интересах и поискать профессию, которая вам действительно подходит. Наконец, если вы учитесь для самого процесса, то задумайтесь о том, как вы будете использовать свои знания и навыки в будущем. В любом случае, осознание проблемы - это первый шаг к ее решению.
Психолог Юлиана Ли считает, что “вечные” студенты делятся на два основных типа.
Кто постоянно обучается, повышает свою квалификацию и получает 4 диплом и 5-ю проф.переподготовку
- Кто начинает обучение, затем — берет академический отпуск, восстанавливается — переводится на другие специальности — снова бросает и так по кругу.
ПЕРВАЯ СИТУАЦИЯ
Когда человек постоянно обучается, «уходит с головой» в учёбу, это может говорить о страхе брать ответственность за себя и за свою жизнь. Страх становиться взрослым и жить во взрослой жизни. Хочется «продлить детство», действовать по известным «правилам» и даже выполнять то, что дают, а не придумывать что-то самому. Привычнее оставаться в комфортной для себя среде. Но важно понимать, что комфорт ≠ рост. Это мешает вашему личностному, профессиональному и духовному развитию, что может привести к определённым навязчивым мыслям и повлиять на психику.
Также «жажда» знаний может говорить о синдроме отличника и погоне за идеальностью. Знать больше всех, знать лучше всех. Если троечник приспосабливается к жизненным условиям, то «отличнику» удобнее оставаться в «понятных» ему обстоятельствах. Отсюда и шутки про то, что троечники «успешнее» в жизни: достаточно зарабатывают, получают высокие должности. Почему?
«Троечник» делает хоть как-то, но делает — и получает от этого опыт, на основе которого делает выводы и продолжает действовать. А «отличник» хочет сделать идеально, тратит на это много времени и сил, а мог бы сделать уже 2 или 3 следующих шага.
Ещё одна неочевидная причина — одобрение. Есть люди, которые хотят получать много дипломов, бумажек. А что такое бумажка? По сути — это одобрение от другого человека на ведение вами какой-либо деятельности. Сюда не входит первое образование по специальности, высшее образование и такие профессии как врачи и т.п. Речь идёт про «очередной» диплом или сертификат об обучении.
Мы хотим получить одобрение, чтобы начать что-то делать, а затем питаем себя, что «этих знаний недостаточно». Нам хочется, чтобы кто-то разрешил и сказал: «да, теперь ты можешь готовить», «да, теперь ты можешь писать посты». И мы забываем, что навык и качество важнее.
В мире много шеф-поваров, но сколько из них реально вкусно готовят? И как правило, это те, кто: много практикуется и постоянно учится на мастер-классах, где не дают «бумажку».
Страшно ошибиться? Страшно проявлять себя? Да. Но вы точно справитесь с этим. Даже если ошибетесь и «опозоритесь» — этот опыт поможет вам увидеть, на что обратить внимание и как попробовать по другому.
Что важно понять в этой ситуации — невозможно быть идеальным!
Почему важно работать с этой темой и не бояться обращаться к психологу? Подобные страхи могут сковывать вас и ваши возможности. Влиять на разные сферы жизни. Например: вы хотите семью и детей, но боитесь создавать теплые, близкие серьезные отношения, потому что понимаете, что это ответственность и определённые обязательства друг перед другом.
Фото: ru.freepik.com
ВТОРАЯ СИТУАЦИЯ
В случае если не получается закончить университет тоже можно поисследовать много интересных моментов:
— почему не хочется заканчивать, доводить до конца? Где ещё так происходит в жизни человека?
— что боится «вечный студент»? Это может быть связано с определенным преподавателем, его отношением к студенту, к сложностям в подготовке к экзаменам, неуверенности в выборе профессии и т.д.
— какие чувства испытывает? Может быть, он разочарован в системе образования? В выборе направления или университета?
Первый шаг — это признать, что я такой. Это может быть очень болезненно. Но как только мы это «увидим» — с этого момента начнётся исцеление.
Второй шаг — увидеть причину.
Потому что страшно, когда я не вижу, «кто» это делает, а когда я вижу «монстра», он мне уже не так страшен: я знаю, с чем работать. Психолог как раз поможет в этом разобраться, чтобы увидеть «своё» направление: что важно для вас?
Остаётся вопрос: где же истина в этих ситуациях?
Где-то посередине: в балансе.
Теоретические знания безусловно важны, они помогают видеть «общую» картину, задают направление, но без применения на практике их эффективность снижается.
Что если учиться и параллельно работать, сразу пробуя применять полученные знания? Во-первых, так информация запомнится лучше, во-вторых, есть возможность посмотреть, как она подойдёт для практики и, возможно, что-либо доработать и так далее.
Начать можно с маленьких шагов. К примеру: изучили интересную тему — поделиться ей с близкими, написать пост в своём блоге и, таким образом, разделить знания с другими, возможно, им тоже будет полезно. А какой может быть ваш первый шаг?