Найти тему

Польза и вред родительских амбиций. Разбор двух кейсов одной семьи.

Тема амбиций и ожиданий родителей в отношении детей обширная и во многом неоднозначная. Вместе с педагогом-психологом Гимназии Сколково, членом Общей Профессиональной Психотерапевтической Лиги Ириной Владимировной Осютиной рассмотрим несколько ситуаций и на их примере проведем самодиагностику адекватности ожиданий в отношении детей 8—17 лет, определим маркер сбалансированности родительских ожиданий и ответим на вопрос «Как своевременно заметить дисбаланс?»

Дано:

Финансово состоятельная семья, которая готова предложить своим детям практически любые возможности для развития и дальнейшей счастливой жизни. Правда, как это часто бывает, глава семьи большую часть времени проводит на работе.

В семье трое детей: старшая дочь 12 лет, средний сын 7 лет, младший сын 9 месяцев.

Дочь — активная, сильная, спортивная, конкурентная, хорошо учится и все успевает. Ей многое интересно, она с удовольствием включается в разнообразные школьные проекты, успевает делать домашние задания, да и погулять с друзьями тоже. К ней у родителей вопросов нет.

Дочь соответствует самым смелым родительским ожиданиям.

Она показывает прекрасные образовательные результаты, занимает призовые места в олимпиадах, соревнованиях. Учителя хвалят её и рисуют красивые перспективы.

В данном случае амбиции и ожидания семьи в отношении дочери выглядят сбалансированно: родители получают отдачу от ребенка в форме его активной жизненной позиции, устойчивого познавательного интереса и удовлетворяющих академических результатов.

Таким образом, родительские амбиции можно считать сбалансированными и обоснованными, если:

  • к подростковому возрасту ребенок демонстрирует высокий уровень мотивации,
  • сохраняет высокий уровень познавательной активности,
  • развивает в соответствии с возрастом навыки постановки реалистичных целей и планирования своего времени.

Высокая мотивация и адекватная самооценка ребенка и есть для родителей главный маркер того, что ожидания и родительские амбиции сбалансированы с возможностями и желаниями ребенка. Все участники системы чувствуют себя хорошо.

Если родительские ожидания в балансе с возможностями ребенка, польза и перспектива таких амбиций очевидны:

1. Ожидания родителей могут помочь ребенку развивать высокие стандарты и стремление к совершенству в разных аспектах жизни.

2. Родительские ожидания побуждают ребенка работать настойчиво, учиться управлять своим временем и ресурсами, что уже сейчас приносит достойные плоды и дает хороший посыл в будущее.

3. Взвешенные и разумные родительские ожидания помогают ребенку развивать свои собственные амбиции и желание наилучшим образом представлять свою семью в социуме, расширять границы своих интеллектуальных, творческих и физических возможностей.

-2

Однако, как это часто случается, дети в одной семье могут сильно отличаться. Средний ребенок не такой энергичный, как старший. Мальчик — медлительный, ранимый, немного плаксивый, стеснительный, часто болеет. На фоне яркой и успешной сестры он часто чувствует себя заранее проигравшим. При этом все внимание мамы сосредоточено на младшем ребенке.

В данном кейсе средний ребенок автоматически попадает в привычное поле высоких родительских амбиций. При этом мальчик обладает совершенно другим набором индивидуальных особенностей. Он быстро устает, ему требуется больше сна для восстановления сил. У него нет такого количества ресурсов, как у его активной и успешной сестры. Он не сразу смог поступить в первый класс престижной школы, разволновался и не смог. Он также волнуется и нервничает в ситуациях конкурсов, соревнований, ответственных выступлений. Он может от волнения даже разболеться, и такое часто случается.

Что происходит дальше?

Несколько попыток, занятия с репетиторами, убеждения и строгие наставления родителей, и мальчика с натяжкой принимают в 1 класс именно той школы, где учится сестра. Родители довольны, с гордостью рассказывают друзьям о победе своего сына!

Только почему-то особой радости и гордости у сына они не замечают. Он волнуется, ему страшно, что он не сможет и дальше добывать такие победы, ведь на эту победу он уже истратил все свои детские силы. Этот малыш уже сейчас интуитивно опасается не оправдать ожиданий родителей.

Дальше разыгрывается классическая драма длиною в 4 года начальной школы. Мальчик не справляется с большой учебной нагрузкой, постоянно оказывается в состоянии неуспеха, вынужден закрывать пробелы с помощью бесконечных репетиторов, считывая недоумение и раздражение родителей. Частые болезни — это его проверенный инструмент ухода от неподъемных нагрузок и родительских разочарований, а также возможность получить безусловное родительское принятие.

Переход в основную школу мальчик воспринимает, как безнадежную перспективу длиною еще в 7 ужасающих лет. Он адаптировался к положению отстающего в классе, нашел даже пару таких же друзей, с которыми можно погонять на переменах в футбол и посидеть в телефонах. Научился жить с маской безразличия на лице, даже стал как будто меньше болеть.

На раздражение родителей в свой адрес тоже научился не реагировать. Он перестал плакать из-за плохих оценок.

Давайте сделаем паузу на этом этапе и попробуем провести анализ ситуации.

Очевидно, что в случае со средним сыном нарушен баланс родительских ожиданий и возможностей ребенка. Всем участникам системы плохо.

Какова же плата за дисбаланс?

  1. Ребенок не может справиться с ожиданиями и амбициями родителей, особенно если они непомерны или не соответствуют его способностям и интересам. Стресс и давление могут привести к эмоциональному и физическому истощению.
  2. Низкое самооценка: если ребенок не соответствует ожиданиям родителей, он может начать ощущать себя неудачником и разочаровывать самого себя.
  3. Утрата родительского авторитета и доверия: ребенок может чувствовать, что его родители оценивают его только на основе его достижений. Это может привести к отдалению ребенка от родителей и ухудшению семейных отношений.
  4. Снижение мотивации и познавательной активности: завышенные ожидания и амбиции родителей обесценивают способности ребенка, лишают его радости и удовлетворения от процесса достижения своих целей.
  5. Риск психических проблем: в некоторых случаях завышенные ожидания и амбиции родителей могут привести к развитию психических проблем у ребенка, таких как тревожность, депрессия или нарушения пищевого поведения.

Если после прочтения вы неожиданно для себя обнаружили, что ваши ожидания завышены, то важно предпринять несколько шагов для исправления ситуации и восстановления доверия с ребенком:

1. Поговорите с ребенком открыто и искренне о своих ожиданиях и признайте, что они могут быть слишком высокими. Спросите, как ребенок себя чувствует в связи с вашими ожиданиями и какие у него есть потребности и желания.

2. Будьте готовы выслушивать своего ребенка, уважительно знакомиться с его точкой зрения. Позвольте ему выражать свои эмоции, опасения и желания.

3. Критически и объективно оцените свои требования к ребенку. Подумайте о том, насколько они реалистичны и разумны, и готовы ли вы установить более здоровые и достижимые цели для ребенка.

4. Признавайте усилия ребенка, а не только его конечные результаты. Цените и поощряйте его прогресс и старания.

5. Важно, чтобы ваш ребенок мог доверять вам. Старайтесь не нарушать доверия, будьте последовательными и выполняйте обещания, которые вы даете.

Ребенок обязательно откликнется на ваш искренний интерес и желание сбалансировать ситуацию. Удачи в построении крепких и доверительных отношений с вашими детьми!