Найти в Дзене

Искусство с перекрестка: Гольбейны, Бургкмайр и другие

Автор текста Алексей Мокроусов Европейским хитом нынешней зимы стала большая выставка «Ренессанс на Севере. Ганс Гольбейн, Ханс Бургкмайр и эпоха Фуггеров» во франкфуртском музее Штедель. Героев здесь больше, чем упомянуто в названии. Что стоит знать зрителю перед посещением выставки в Штеделе? Что название «Ренессанс на Севере» связан с итальянской системой координат, где юг – это Апеннины, а остальное все за Альпами. И что выставка не о Гольбейне, по крайней мере, не об одном, а о двух, отце и сыне – оба Гансы, и не только о недооцененном историей Хансе Бургкмайре, здесь много героев – Альбрехт Дюрер, мастера Аугсбурга, итальянского, голландского и вестфальского Возрождения, живописцы, скульпторы и графики от Донателло и Себастьяна Лошера до Хуго ван дер Гуса и Исраеля ван Мекенена. Есть и малоизвестные не только "широкой публике", но и специалистам, но оттого не менее замечательные. как скульптор Михель Эрхарт (ок. 1440 - ок. 1522). Все они – часть бурлившей в Германии рубежа XV-X

Автор текста Алексей Мокроусов

Европейским хитом нынешней зимы стала большая выставка «Ренессанс на Севере. Ганс Гольбейн, Ханс Бургкмайр и эпоха Фуггеров» во франкфуртском музее Штедель. Героев здесь больше, чем упомянуто в названии.

Что стоит знать зрителю перед посещением выставки в Штеделе? Что название «Ренессанс на Севере» связан с итальянской системой координат, где юг – это Апеннины, а остальное все за Альпами. И что выставка не о Гольбейне, по крайней мере, не об одном, а о двух, отце и сыне – оба Гансы, и не только о недооцененном историей Хансе Бургкмайре, здесь много героев – Альбрехт Дюрер, мастера Аугсбурга, итальянского, голландского и вестфальского Возрождения, живописцы, скульпторы и графики от Донателло и Себастьяна Лошера до Хуго ван дер Гуса и Исраеля ван Мекенена. Есть и малоизвестные не только "широкой публике", но и специалистам, но оттого не менее замечательные. как скульптор Михель Эрхарт (ок. 1440 - ок. 1522).

Все они – часть бурлившей в Германии рубежа XV-XVI веков жизни; ее центр находился не там, где находятся современные центры. В ту пору торговые пути, включая Шелковый путь с Дальнего Востока в Венецию, пересекались в Аугсбурге, следом пересекались пути политические – здесь проходили рейхстаги, всесословные собрания Священной Римской империи, здесь кристаллизовался в итоге германский миф, формировалась сознание немца как европейца. В городе проживало 30 000 жителей, что казалось современникам огромной цифрой, но она бы немногого стоила, если б не две семьи, Фуггеров и Вельзеров. Те создали финансовые империи, охватившие Европу, а следом и мир, они спонсировали проекты кайзера и Папы Римского, ссужали деньги архиепископам и эрцгерцогам, торговали индульгенциями, снаряжали корабли в заморские экспедиции и вели социальную работу – построенный Фуггерами квартал для не самых богатых горожан до сих пор обитаем, это одна из достопримечательностей нынешнего Аугсбурга. В ответ сыпались привилегии, так, Вельзерам досталась эксклюзивная торговля с территориями нынешней Венесуэлой, что их немало обогатило.

Большим деньгам – большое искусство! Фуггеры, эти Медичи северных Альп, заказывали алтарь для домашней церкви самому Дюреру и приглашали в Аугсбург лучших авторов эпохи. Работавший на них Ганс Гольбейн-младший стал в итоге придворным живописцем Генриха VIII в Англии. (...)

Полностью здесь https://morebook.ru/tema/segodnja/item/1706106111187.