Ленинградская школа живописи - уникальное художественное явление, которое ассоциируется с творчеством нескольких поколений ленинградских художников, работавших в 1930-1980 годах.
Поговорим о её чертах и особенностях на примере выставки «Образ Родины» в галерее «Общество Поощрения Художеств».
Экспозиция «Образ Родины» объединила более 100 произведений художников-представителей ленинградской академической школы живописи. В их числе – Б.С. Угаров, В.В. Прошкин, В.Ф. Загонек, Н.Е. Тимков и др.
С уходом этих выдающихся живописцев ушла целая эпоха в истории отечественной культуры. Возрождённое «Общество Поощрения Художеств» делает всё возможное, чтобы сохранить их имена, открыть доступ к их творческим достижениям и особому художественному виденью. Экспозицию дополняют работы современных художников – В.В. Загонека, Н.Ф. Глухова, В.М. Шевчука, по-своему переработавших визуальный код своих предшественников.
Основной массив экспозиции охватывает период с 1960 до 1990-х гг. Самая ранняя работа датируется 1936 г., самая поздняя – 2020 г. На выставке представлен настоящий калейдоскоп русской природы – бескрайние просторы равнин и лесов, цветущие луга, широкие реки и глубокие чистые озера. Картины раскрывают всю красоту, многогранность и величие родной земли, очарование русской деревни. Многие пейзажи были созданы на так называемых творческих дачах - неподалёку от Вышнего Волочка или в Старой Ладоге, которые по большей части уже утрачены.
О концепции выставки, её ключевых темах и именах рассказывает Вера Германовна Шургая-Верейская, представитель знаменитой художественной династии, искусствовед и арт-критик, член Ассоциации искусствоведов (АИС):
«Природа , ты прекрасна»
«Выставка «Образ Родины» знакомит с лучшими представителями пейзажной живописи так называемой Ленинградской школы. Ее глубинное значение безмерно велико. Оно дает возможность в полной мере раскрыть образную специфику пейзажного жанра, рассмотреть и понять «вечные» проблемы неизбежно порождаемые обращением художников к теме природы. Увидеть, как преломлялись их творческие взгляды, художественные принципы, идеи и устремления.
Как мы видим Родину, как представляем ее в художественных образах, какие стереотипы нам близки? Конечно, в сознании сразу возникают березовые рощи, васильковые поля, поля золотой пшеницы, излучины рек, качание лодок на тихих водах голубых озер, белый храм на зеленом взгорке, зимний лес, дым из деревенских домов, стада пасущихся коров и бег воздушных облаков в синеве неба - это и есть правдивый «портрет» нашей родной русской Земли.
На выставке видно, как шел процесс развития пейзажной живописи , как усиливался поиск отклика в природе на человеческие переживания, как созерцательная эпохальность ландшафтных видов преображалась в живую фактуру окружающего мира. Произведения Загонека, Тимкова, Прошкина, Подляского, Галахова, Кранца, Рейхета и других мастеров грандиозного дарования объединяет одна важная характеристика их творчества - неизменная приверженность академическим традициям. Все они стали яркими и талантливыми представителями Ленинградской школы живописи.
Ленинградская школа живописи: истоки
Это художественное понятие в искусствоведческой терминологии приживалось долгие годы. Его история началась в далекие 20 -30-е годы прошлого столетия и хронологически просуществовала до конца 90-х годов XX века. Сегодня это устоявшееся определение вошло в отдельных параграф энциклопедии по истории искусства.
Преобразование Института пролетарского изобразительного искусства во Всероссийскую Академию Художеств в 1934 году и далее в Институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е Репина прекратило пятнадцатилетнюю разрушительную систему старой художественной школы и дало возможность возродить методологическую структуру соединения традиций прошлого и настоящего. Академия Художеств стала крупнейшим учебным заведением страны с мощным педагогическим составом и талантливыми студентами, которые в будущем станут знаменитыми художниками. Началась новая эпоха советского искусства.
В формировании Ленинградской школы в 1930-е годы еще участвовали художники и педагоги, вышедшие из стен Петербургской Академии Художеств - воспитанники великих Репина, Чистякова, Куинджи. Сколько знаменитых имен вышло из под их крыла, сколько из них обогатило историю нашей страны своим выдающимся творчеством.
Термин «Ленинградская школа» в 1980-е годы уже активно употреблялся в искусствоведческой литературе, это было вполне зрелое художественное явление. Ленинградская школа внесла свой неоценимый вклад в восстановление и дальнейшее развитие традиций отечественного образования, которое лежит в пределах понимания реалистической школы. Художники советской эпохи дали мощный энергетический импульс современному поколению творцов, правильному осмыслению своего духовного мира и формированию верных эстетических взглядов. Огромный творческий и методологический вклад Ленинградской школы активно проявились в разных художественных жанрах, но особенно в пейзажной живописи. Ленинградских художников, выходцев из стен Академии Художеств, всегда отличала высокая культура профессионального мастерства, особенное отношение к цвету, линии, к пластическому обобщению образов, внутреннему содержанию изображения, чуткое понимание живописной техники и обладание высоким художественным вкусом. Все представители этой школы были верными приверженцами прогрессивных традиций русского искусства, они воспитывались на лучших образцах отечественной и европейской живописи, их живописно-пластический язык и система образов лежат в круге традиционных принципов, которые ориентируются на общие русско- европейские ценности в искусстве. В то же время для них была важна национальная основа, определенность профессиональных и нравственных критериев, четкое понимание целей и задач искусства. Есть еще один характерный акцент в творческих проявлениях художников этого стилистического направления - они были крайне осторожны в освоении каких либо новаций в искусстве, их ориентиром всегда был традиционализм, классическая академическая школа, от которой они никогда не отходили.
Мастера и шедевры
В экспозиционное пространство, выстроенное организаторами выставки «Образы Родины» не во временной хронологии, как принято в таких масштабных показах, а в четком понимании самой темы и ее образно-интеллектуального насыщения, вошли крупнейшие представители Ленинградской школы живописи.
На ней можно увидеть творческие работы ведущих живописцев Ленинграда - В.Загонека, В.Прошкина и Н.Тимкова, они выбрали свой особый путь в искусстве и стали верными адептами этого художественного направления. Каждый из них, имея объединяющее начало - любовь к пленэрной живописи и ее глубинное понимание, в своей стилистической манере отличались друг от друга индивидуальным отношением к полному набору технических возможностей в художественном изображении. Это разнообразие колористической гаммы, композиционное решение, смысловое содержание, формат холста, его живописная фактура ,эмоционально-чувственное воздействие и энергетическая сила всей изобразительной канвы.
Владимир Прошкин пишет свои пейзажные композиции легко, воздушно, в свободной живописной манере, насыщая их тонкой, поэтической интонацией, он истинный певец лирического пейзажа.
Николай Тимков в своих работах «говорит» о природе искренно и эмоционально, он, как и его предшественники - мастера середины XIX века , создает «пейзаж - настроение». Этюд для него важная и полноправная форма живописи , именно такой подход к фиксации увиденного дает эффект лирической наполненности и интимности выражения. Тимков был всегда в творческом поиске, он чутко принимал все новые веяние в искусстве того времени. Его манера письма развивалась от традиционного пленэрного письма в сторону импрессионистических тенденций и более изысканного колорита, с усилением декоративности, некоторой стилизацией и условностью рисунка. Это не было его творческим обращением к модным течениям, которые стали появляться в те годы, этого требовали его талант и личное миропонимание. Сильное лирическое чувство насыщает его пейзажи, в них русская природа предстает перед зрителем во всей своей поэтической красе.
Еще один из крупнейших представителей пейзажной живописи Ленинградской школы середины XX века - Вячеслав Загонек. Его работы дают сильнейшее ощущение простора, свободы духа, радости жизни. Природа из под кисти Загонека - живой, дышащий организм , на его полотнах все в движении, драматическое напряжение энергии воздушных масс активно окружает все красочное поле. Он умело вписывает в пейзажную канву картины деревенские реалии - людей, машины, тракторы, животных- и все они в творческом соседстве гармонично сплетаются в единстве внутренней взаимосвязи изображаемых предметов. Здесь происходит идеальное совмещение жанра и лирического пейзажа.
В художественную канву четко выстроенного экспозиционного пространства «Образ Родины» гармонично вошли пейзажи современных художников Василия Шевчука и Николая Глухова.
В их творчестве полностью отсутствует художественное противоречие с пейзажными работами представителей старшего поколения. Картины этих двух художников дают яркое подтверждение тому, что традиции продолжают жить в последующих поколениях. Если ими не пренебрегать и не гнаться за стилистическими новшествами, а искренне их хранить и следовать верным координатам классической школы Петербургской Академии Художеств. В их творчестве есть все художественные тенденции характерные для искусства Ленинградской школы - свободное от условностей живописное мышление, сочная манера письма, звучный цвет, продуманность и легкость композиции, своеобразие изобразительного языка, эмоциональная насыщенность и глубина содержания.
Имена некоторых художников уходят в небытие, но коллекционеры-интеллектуалы находят их картины, составляют уникальные собрания живописи и представляют их вниманию образованного зрителя. Показывая масштабную выставку пейзажа «Образ Родины», галерея-музей «Общества поощрения художеств» возвращает имена замечательных русско-советских живописцев в художественное пространство большого искусства.
Увидеть уникальные работы и насладиться выставкой «Образ Родины» можно в галерее «Общество Поощрения Художеств» до 8 февраля 2024 г. по адресу: Санкт-Петербург, ул. Шпалерная, 35.