Почему Эльдару Рязанову было "ни охнуть, ни вздохнуть" на "Небесах обетованных"

6,9K прочитали

Продолжение. Начало вот тут

Снять эти "Небеса обетованные" мог только человек, находящийся в страшной депрессии, или по хорошо оплаченному социальному заказу. По другому появление фильма объяснить нельзя. Не думаю, что Рязанов смог бы так откровенно продаться. Поэтому только депрессия.

Тут в комментариях восхищались - ах какой там романс на стихи Рязанова! Так вот именно этот романс на графоманские рифмы с претензией на глубокий смысл и есть самый характерный симптом этой самой депрессии.

Вот старый сластолюбец Федя исполняет его на своей т.н. "свадьбе".

Господи, не охнуть, не вздохнуть,
Дни летят в метельной круговерти
Жизнь – тропинка от рожденья к смерти
Смутный, скрытный, одинокий путь
Господи, не охнуть, не вздохнуть.
Продолжение. Начало вот тут Снять эти "Небеса обетованные" мог только человек, находящийся в страшной депрессии, или по хорошо оплаченному социальному заказу.

И как же он дошел до жизни такой, что ни охнуть, ни вздохнуть, наш "гений" Эльдар Александрович? Кто же обидел этого в меру упитанного мужчину во цвете лет с сосиской с серебряной ложкой во рту,

Продолжение. Начало вот тут Снять эти "Небеса обетованные" мог только человек, находящийся в страшной депрессии, или по хорошо оплаченному социальному заказу.-2

что так ему невмоготу стало, что понадобились аж инопланетяне, чтобы увезли его со всей компанией в 42 человека туда, где люди живут по-человечески?

И ведь он у нас добрый, ему не жалко, всех надо с этой помойки переселить, все равно скоро все отдадут американцам под строительство завода противозачаточных средств. Зачем населению помойки размножаться?

И опять тут воспоминание о будущем - это же голубая мечта современных глобалистов о сокращении населения планеты. Отсюда и пропаганда однополых браков, и многовариантность определения половой принадлежности человеческих особей. Вот метил Эльдар Александрович в одно, а как всегда. попал в другое. Думало его депрессивное сознание как бы по жестче обгадить советское прошлое, а в итоге опять пророчество. Так бывает.

А забрать он готов и бывшего сотрудника оборонного НИИ Соломона, по дороге инопланетяне сделают остановку в Иерусалиме, там у Соломона родственники. И его соседа по конуре на помойке русского бандюгана и антисемита с типичной физиономией черносотенца Степана.

Я очень доволен дуэтом Романа Карцева и Вячеслава Невинного. Опустившийся еврейский скрипач-самоучка (раньше он был инженером и работал в «ящике») и матерый уголовник и русофил составили в фильме трогательную и смешную пару. Персонаж Невинного, когда напьется, бушует, выкрикивая антисемитские лозунги, которые он впитывает на черносотенных митингах, а персонаж Карцева сносит все это покорно, философично, с еврейской мудростью...

Понятно, евреи - они мудрые, а русские пьяницы и черносотенцы.

Продолжение. Начало вот тут Снять эти "Небеса обетованные" мог только человек, находящийся в страшной депрессии, или по хорошо оплаченному социальному заказу.-3

По блату, за него нищенка Фима попросила, место для депортации в лучшую жизнь предоставляется и полковнику, что "Муданьцзян брал". Вообще-то нельзя так воровать "Казань брал, Астрахань брал." Ну, понравилось это, достаточно двусмысленно звучащее на слух название, но воровать чужие идеи зачем?

Леонид Броневой, как мне думается, показал силой своего искусства очень занятный, неоднозначный тип. Отставной полковник Советской Армии, для которого время войны с Японией в 1945 году, где он принимал участие, оказалось лучшим в его жизни, — персонаж, несомненно, трагический. Хотя он сам этого и не осознает. Глуповатый, наивный, с завидным самомнением, он, тем не менее щепетилен, порядочен и добр. Больше того, он оказывается способен на чистое сердечное чувство. А когда случился конфликт между нищими и милицией, которая намерена уничтожить бомжатник — последнее прибежище униженных, — наш полковник безоговорочно принимает сторону бедняков.

Продолжение. Начало вот тут Снять эти "Небеса обетованные" мог только человек, находящийся в страшной депрессии, или по хорошо оплаченному социальному заказу.-4

Даже можно взять с собой и машиниста паровоза. Откуда-то на свалке стоит паровоз. Намек понят. "Наш паровоз вперед лети, в коммуне остановка" списан на свалку истории. И остался при нем полусумасшедший машинист, а каким еще должен быть настоящий "совок", который пытается содержать свой аппарат в технически исправном состоянии.

Хочу еще вспомнить помешанного на коммунистических газетных штампах машиниста паровоза. Его сыграл превосходный Александр Пашутин. Так натурально, что порой берет оторопь — а артист ли это? Роль Пашутина тем более трудна для исполнения, что в ней нет никаких нормальных человеческих фраз, она состоит только из коммунистических призывов, заголовков передовиц и лозунгов, что висели повсеместно.
Продолжение. Начало вот тут Снять эти "Небеса обетованные" мог только человек, находящийся в страшной депрессии, или по хорошо оплаченному социальному заказу.-5

И ведь работоспособное состояние паровоза позволит совершить побег с помойки в неизвестном направлении. Через пару лет в фильме "Комедия строгого режима" зэки совершают на паровозе побег из колонии, правда железная дорога закольцована вокруг зоны и получается у них бег по кругу.

Что же получается? Вот есть обитатели помойки - алкаши, воры, попрошайки, антисемиты, сионисты, "жертвы репрессий", в общем каждой твари по паре, граждане, ведущие паразитирующий и тунеядческий образ жизни. И только они достойны лучшей жизни. Именно их, как выпадет "голубой снег", ждут, там где люди живут по-человечески, намекается на Америку и Израиль. А все остальное население "этой" страны не достойно. Им "инопланетяне"- американцы построят завод противозачаточных средств. Вот и все медицинское обслуживание какого "эта" страна достойна.

И по советскому социальному и медобслуживанию Рязанов прошелся. В его представлении дом престарелых, куда отвозят обитателей помойки выглядит так. Как колония строгого режима.

Продолжение. Начало вот тут Снять эти "Небеса обетованные" мог только человек, находящийся в страшной депрессии, или по хорошо оплаченному социальному заказу.-6

А занятие лечебной физкультурой на свежем воздухе выглядит, как прогулка заключенных в фашистском концлагере (как показывали в наших фильмах), которой командует медсестра, один в один Эльза Кох.

Продолжение. Начало вот тут Снять эти "Небеса обетованные" мог только человек, находящийся в страшной депрессии, или по хорошо оплаченному социальному заказу.-7

Где уж тут охнуть и вздохнуть. Поэтому и говорит президент помойки:"Тут жить нельзя!" В том же 1990 г. снимал свой фильм С. Говорухин "Так жить нельзя". То есть тут жить еще можно, но не так. А вот Рязанов уже четко декларирует - нельзя тут жить, пора валить. То есть спасайся кто может и бежим в разные стороны. "Скажите товарищ,"Трудовые резервы" бегут? - Все бегут, папаша!"

А чем же была вызвана эта глубочайшая рязановская депрессия, в результате которой и появился этот пасквиль на тогда еще советскую действительность?

А все это он высказал в своем стихотворении, написанном в 1989 г.

Его взяло отчаянье и зло.
В тюрьме родился, в ней провел всю
                                          жизнь он.
Иным везет. Ему не повезло:
застенком для него была отчизна.
Пожизненно! Весь срок прошел в тюрьме,
где свыкся он с суровым распорядком.
Он знал, конечно, что живет в дерьме,
но уговаривал себя, что он в порядке.
Он жал плечом – незыблема стена!
А правила жестоки, неизменны.
Да, на таран не шел, и в том его вина.
Порой лишь бился головой о стену.
Считал, что в каталажке и умрет.
Но вдруг начальник новый был назначен,
пробил в стене дыру, проем, проход
и для начала всё переиначил.
Привольный мир открыла та дыра:
дорогу, речку, луг, где лошадь ржала.
В пролом рванула первой детвора
и босиком по полю побежала.
Ребята в речку прыгали визжа,
они свободу приняли как должно.
А он, привыкший к кулакам вождя,
с опаской шел, наощупь, осторожно.
Приволье, а ему не по себе:
нет стукачей, не бьют, не держат плетку.
И он, мечтавший о такой судьбе,
вдруг захотел вернуться за решетку…
Он рад и злобен. И в конце пути
всё проклинает и благословляет.
Тюрьма не только держит взаперти,
она к тому ж еще и охраняет.
Гримасой жалкою его лицо свело,
фигура сгорбилась понуро и устало.
С эпохою ему не повезло —
как раз на жизнь свобода опоздала!

Вот так, опоздала свобода. А приди она раньше - уехал бы в Голливуд и стал бы там человеком. Тут же его на руках носят, а на Западе никто не знает. А уехал бы и там на руках начнут носить. И зарплата совсем другая была бы. В у.е. А сейчас кому он там старый и больной нужен.

А кроме того, человек вдруг осознал, что исчерпал свой творческий потенциал. Совершенно случайно став режиссером-комедигорафом (ему повезло, что в первых комедиях сценарии писали опытнейшие профессионалы, а потом появился Брагинский), он решил под конец жизни перестроиться с легких комедиек на социальную тему. А не получилось.

У Рязанова разошлись пути с Брагинским. Начались шараханья. Мрачная "Дорогая Елена Сергеевна" не вызвала никакого резонанса у избалованного зрительским вниманием режиссера. Потом попытка поставить "Чонкина". Здесь он столкнулся с западной, рыночной системой кинопроизводства, где его в кровь приложили носом о стол.

И что снимать? Да еще и на "социальную" тему? И тут появился жутко конъюнктурный, очень слабый, студенческий, вгиковский сценарий. "Гений" комедии опустился до примитивного студенческого стеба в стиле КВН. В итоге получилась халтурка, снятая на скорую руку. Начал снимать в сентябре 1990 г., а монтаж и озвучка закончены уже в декабре того же года.

А тут еще и путч 1991 г. Танки на улицах Москвы. Рязанов в своих интервью стал похваляться, что как это он предвидел в своем фильме ввод танков на помойку.

В своих мемуарах у него очень небольшое место уделено "Небесам обетованным". Обычно Рязанов очень подробно рассказывает о своих фильмах, о том как они снимались. в чем состоял режиссерский замысел, об актерах А тут всего пара страничек, в основном комплименты исполнителям ролей. Так кратко он описывал только свой самый нелюбимый фильм "Девушка без адреса". И при этом, при описании "Небес" больше двух третей посвящено тому, как он во время съемок работал над повестью "Предсказание".

Это "Предсказание", опять же на "социальную" тему, снятое в 1993 г. стало апофеозом его деградации. Вероятно, осознав свою беспомощность как режиссера "социального" жанра, Рязанов вернулся к тому, что делал ранее успешно. К незамысловатым комедийкам про дуралеев, старых кляч, и тихие омуты.

Но к тому времени подобной продукции, снятой "под Рязанова" на экране была уже масса. Время его давно закончилось. Если он только это понял.