Привет, дорогие! Вновь поднимаю интересную и нужную тему в своих статьях.
Помню, лет 10 назад, я пыталась наладить отношения с бывшей одноклассницей, уже к тому моменту сделавшей хорошую карьеру в банковском секторе. С позиции своей должности и своего заработка, девушка пыталась и меня "учить жизни", критикуя один поступок моего мужа, который собрал себе тогда первый серьезный педалборд для баса и уже год, как играл в группе, активно набирвашей популярность, получая при этом гонорар за концерт. При этом мы оба пока еще жили вместе с моими родителями и планировали решать вопрос с собственным жильем. На тот момент — на стадии обдумывания.
"Педалборды, всякие модные гитары — это игрушки для богатых," — поучала меня бывшая одноклассница, начальник в банковском секторе, — "А вы для начала денег на необходимое заработайте".
Звучало это тогда немного даже унизительно. И, когда это говорила девушка лет 27-28ми, сама и без связей продвинувшаяся на начальственную должность в банке, очень хотелось поверить. Ведь она должна знать, что такое инвестиции, окупаемость, а что – просто траты "для прикола".
Однако, теперь особенно уже я понимаю, как она была неправа. Учитывая тогдашнее количество концертов у мужа, с которых он получал гонорар и сам гонорар, тот "злополучный" педалборд окупился за полтора года, в принципе.
Судьба того, первого педалборда была непростой и вскоре муж собрал новый. Да и он, если посчитать, окупился. К тому же, когда моего мужа как басиста приглашают сессионно поработать, отмечают его классный, почти "авторский" звук. Безусловно, тут заслуга и рук, но и оборудование играет немалую роль. Вот тебе и "игрушки для богатых", угу.
Итак. Давайте подумаем: когда трата на музыкальное оборудование — действительно роскошь (иногда непозволительная и толкающая на бессмысленные кредиты), а когда – реально инвестиция?
Пожалуй, первый и самый главный признак этого — когда ты реально приобретаешь средство производства.
Грубо говоря, тебе нужно (в "Страдающем" средневековье) вспахать N акров земли. Для этого тебе нужна лошадь и нужен плуг. Даже если лошадь и плуг будут приобретены за счет единственных свободных средств, это стоит сделать, т.к.ты увеличишь собственную производительность труда.
Другой пример, уже недавний. Я – не человек-ходячий "успешный успех", о чем честно рассказываю в блоге. Но в какой-то момент поняла, что мне нужно всеми правдами и неправдами заиметь ноутбук. В первую очередь потому, что я беру достаточно мало студийных сессионных заказов, т.к.рабочий компьютер стационарный у нас с мужем один на двоих, у него есть и своя работа, а я имеющийся объем заказов на запись клавишных партий вынуждена делать урывками: когда этот компьютер освобождается.
Безусловно, речь идет не о том, чтобы пойти в салон компьютерной техники и приобрести топовый агрегат. Потому я искала себе чисто "рабочую лошадь": можно б/у, у меня на это выделен строго определенный бюджет, за который можно приобрести комп с соответствующими характеристиками. В итоге мы с мужем (ему, кстати, тоже ноутбук нужен, чтобы делать работу по дизайну в поездках) купили хороший, добротный, но б/ушный ноут у одного из приятелей.
Я почситала: всего два контракта на альбом и ноут окупится.
"Игрушкой для богатых" покупка ноута в моем случае была бы, если бы я влезла в кредит на приличную сумму, отправилась в "я"-магазин и заимела бы топовый "огрызок" на рынке, новенький, из салона, в коробочке.
Та же история была у меня в свое время и с синтезатором.
Когда я возвращалась в музыку после паузы и встала снова необходимость в рабочем инструменте, я приобрела за скромную деньгу Korg N5EX выпуска конца 90-х и начала 2000х. Хотя, меня уговаривали, что "Кронос" – это круто, что "Не работала на Нордах — не поймешь" и т.д., но у меня снова был определенный бюджет и было желание активно выступать, а также – пусть и призрачное на тот момент понимание, что надо как-то выходить на профессиональную уже игру за гонорар. В итоге моя "рабочая лошадь" окупилась очень быстро. И стала надежным средством производства (кстати, не зря сам Андерсен не списывает этот инструмент со счетов: "лошадь" стоящая того, несмотря на возраст).
Безусловно, я куплю себе еще что-то, посерьезней, ну или поудобней для разъездов на гастроли. Но этим я займусь тогда, когда встанет вопрос: "У меня есть N денег. Куда и как их лучше инвестировать?"
Однако, встречаются в музыкальной тусовке и такие случаи. Человек, диванного склада музицирования, приобретает себе какую-нибудь серьезную техническую "приблуду" под девизом: "....я, хочу!" Сюда же — бездумное "коллекционирование" гитар.
Кстати, я вот безумно люблю олдовые синты и рабочие станции. И просто бы коллекционировала бы их. Но я понимаю, что это — не вложение. Часто у многих покупка "еще одной гитары" и превращается в бездумное коллекционирование. Не под работу, не под решение чисто рабочих задач, а просто: "Шоб былО" :)
Или история: просто так, для приколюхи и домашнего музицирования (до которого редко доходят руки, ведь надо же работать, кредит платить надо) покупается серьезного уровня профессиональный инструмент. Я как-то читала в сети, как человек для "домашней игры на фортепиано" приобрел себе Nord. Ну, думаю, ни фига себе, и это – для домашних занятий, которые человек через полгода забросил?
Подобные агрегаты покупаются профессионалами и тоже как средство производства, при определенном витке профессионального развития. А тут – просто из надежды, что "может быть, когда-нибудь я более-менее прилично научусь играть на пианино", не более того.
Под занавес лонгрида, пожалуй, дам ряд рекомендаций, которые помогут сделать инвестицию, а не купить ненужную "игрушку для богатых".
1. Почему вы хотите именно это и именно за столько денег? "Жжет ли вам карман" сумма, которую надо потратить?
2. Прикиньте окупаемость затрачиваемых средств. Сколько заказов, халтур и т.д.вам надо "отбомбить", чтобы заработать эту сумму денег за счет этого конкретно оборудования?
3. Какие есть альтернативы? Есть ли конкретное, фактологическое объяснение, почему надо взять именно эту вещь, а не аналог или б/у с того же Авито. "Я себя люблю, потому у меня должны быть только самые новые и самые лучшие вещи из лучших салонов" – это "эзотерическое" объяснение, а не фактологическое.
4. Как часто мне эта вещь будет нужна? Понадобится ли она мне более, чем несколько раз в год?
Может, экзотическую гитару лучше, что называется, "взять погонять", если нужна она всего 1-2 максимум раза?
Благодаря такому, осознанному подходу к вложениям и тратам на оборудование можно рано или поздно справиться с типичной "болью" многих музыкантов: "Я вкладываю, вкладываю, а оно – плак-плак! — так и не возвращается."
Благодарю вас за обратную связь и интерес к моим статьям :) адекватные мнения, как всегда, в комментариях приветствуются.