В центре Васюганских болот живет злой дух – семикрылый медведь Шелаб, который может появляться в образах огромного змея или орла. У него есть жена - медведица, которая питается исключительно человечиной.
Авторы этого мифа - селькупы. Но в него верят все народы, живущие на болотах, даже русские, правда, они считают Шелаба - дьяволом.
В этой части Западной Сибири, на Васюганских болотах издревле живут два коренных народа: ханты и селькупы. Они говорят на разных языках, но схожи по образу жизни. Истоки мифа о Шелабе заложены в мировоззрении селькупов.
Главная в селькупском пантеоне духов - священная мать-земля, прародительница всего сущего. Она может выглядеть по-разному, иметь нескончаемое количество образов, появляться даже в облике животного, в частности в образе медведицы.
Этнограф, профессор Галина Ивановна Пелих обнаружила также в мифологии селькупов и образ крылатого семикрылого (иногда девятикрылого) медведя Шелаба, который может летать во всех мирах:
«Шелабкуб, остяцкий человек, дьявол-медведь, крылатый дьявол»; «Шелаб — семикрылый медведь, говорят, девятикрылый бывает, это значит, что он во всех мирах летать может». Этот медведь — одно из лиц триединого образа могущественного древнего духа Шелаба — крылатого дьявола в образе птицы с железными крыльями (орла) и змея.
У хантов, медведь также занимает центральное место в мировоззрении. Он – посредник между миром живых людей и миром мертвых. О его происхождении существует множество версий. По одной, медведь имеет божественное происхождение. По другой, медведь рожден духом земли. Еще по одной - он когда-то был человеком. У хантов существует целый культ медведя. И по мнению некоторых ученых, их мировоззрение, основанное на центральной роли медведя, более древнее, чем шаманизм (В. М. Кулемзин, 2004).
Медведь может быть хозяином Верхнего или Нижнего мира, он может играть роль судьи в жизни людей. По некоторым преданиям, именно медведь дал человеку огонь. Некоторые старцы, после смерти, становятся медведями. Его часто называют дедушкой, бабушкой, братом, дядей и относятся с большим почтением, считая покровителем людей в мирах духов и богов. Настоящее, тайное имя медведя – Их, но его никогда не произносят вслух! Считается, что медведи не только понимают человеческую речь, но даже могут читать его мысли.
Есть у медведя еще одно хантыйское имя - Пупи. Это одно из 132 имен медведя. Используется оно только тогда, когда о медведе говорят как о существе, способном нанести вред человеку.
Но крылатый медведь Шелаб - особо почитаемый злой дух именно у селькупов.
Они считают, что каждый человек после смерти становится медведем, и потому считают зверя своим ближайшим родственником и поклоняются ему.
В фольклоре селькупов есть сюжет о сожительстве с медведем женщины селькупки и рождении ею детей от медведя (Пелих, 1972) и о рождении сына-медведя от героя Итте и дочери лесного духа - медведицы. Из этих сюжетов можно заключить, что, по представлениям селькупов, человек произошел от медведя, а медведь от человека, и родство между медведем и человеком очень тесное. Селькупы считают себя и медведей «одним народом».
По сведениям исследователя П. Третьякова, селькупы называли медведя шалэб куб — «остяцкий человек» (Третьяков 1869). «Настоящее» имя Карагинских остяков, по замечанию этнографа Маслова, было Шежелобы, т.е. «медвежьи люди» (Маслов 1833). От слова корг — медведь на селькупском — произошли селькупские фамилии Каргалиных и Каргачевых. И сегодня любой селькуп вам скажет, что медведь — это его родственник.
Вернемся к васюганскому мифу о семикрылом медведе Шелабе и его жене – медведице- людоедке.
Если бы надо было дать имя медведице – людоедке, жене Шелаба (принять ее образ за образ прародительницы всего сущего, священной матери-земли), то ее вполне могли бы звать Сорни пупи.
Пупи – медвежья угроза для человека, а слово «сорни» имеет множество значений: блестящий, умный, мудрый, добрый, сердечный и, наконец, золотой.
Вы скажете такой перевод слова «сорни» не очень-то сочетается с образом медведицы, пожирающей людей? Но здесь необходимо взглянуть на само понятие «людоедство» как на необходимый в жизненном цикле воспроизведения человеческого рода процесс.
Две основные функции священной матери-земли у селькупов это: давать жизнь всему земному и забирать ее. Этот образ полярен, имеет две противоположные натуры. Одна – добрая, щедрая, дарующая жизнь. Вторая – злая, страшная, карающая, убивающая и съедающая.
Священная мать-прародительница служит воплощением селькупской идеи непрерывности бытия, постоянного возрождения жизни и «круговорота» души в мироздании. Она выражается простой формулой: «земной мир — утроба священной матери (иной мир) — земной мир».
Понимая, как селькупы и ханты смотрят на устройство мира, не трудно принять и их веру в самый главный миф Васюганья о семикрылом медведе Шелабе и его жене медведице Сорни Пупи.
Читать подробнее о:
- селькупах Васюганья
- хантах Васюганья
- культе Медведя
@ Галина Ярось, 2024