Эту новость можно считать из разряда сенсационных. Оказалось, что рынком №2, по итогам прошлого года для американской марки Chevrolet, стала одна из постсоветских центрально-азиатских стран. В прошлом году в Узбекистане было реализовано 369 980 автомобилей с золотым крестом на радиаторе, что больше, чем на таких традиционных рынках американского автопроизводителя как Бразилия и Китай, где было продано 327,7 тыс. и 168,8 тыс. автомобилей американского бренда соответственно. Для нас этот факт лишь подчеркнул реалии – российский АвтоВАЗ и российский автопром в целом теряет позиции вне территории РФ в странах ближнего зарубежья.
Этот тренд обозначился еще задолго до 2022 года, когда с уходом ведущих мировых игроков условная «шахматная доска» авторынка оказалась перевернутой. События теперь уже позапрошлого года оказали сильнейшее влияние не только на российский, но и на автомобильные рынки соседних стран. Исторически со времен СССР так сложилось, что соседние с Россией страны традиционно являлись по сути импортерами продукции российского автопрома. Но теперь все не так. В прошлом году российский автогигант отправил на внешние рынки всего ... 6,5 тысяч автомобилей.
Во времена плановой экономики практически все заводы легкового автомобилестроения были сосредоточены на территории Российской Федерации - ВАЗ, Москвич, Иж, ГАЗ, УАЗ, продукция которых шла во все союзные республики. Потому структура автопарков стран ближнего зарубежья формировалась в основном из российских брендов. Но после распада СССР начались интересные события.
В Российской Федерации в отсутствии внятной стратегии развития отрасли автозаводы в 90-ые годы пытаются самостоятельно выжить в новых условиях. Именно в этот момент мировую экспансию начинает корейский чеболь Daewoo. Эмиссары этой компании ездят по бывшим социалистическим и постсоветским странам. Они предлагают такую модель развития автопрома: в обмен на инвестиции страна поднимает пошлины на ввозимые автомобили, корейцы, в свою очередь, развивают отрасль, модернизируют или строят заводы.
Но если эту модель не удалось протолкнуть в странах Восточной Европы, которые уже тогда нацелились на членство в Евросоюзе, где Daewoo Motors стала собственником заводов в Польше, Чехии и Румынии, то на постсоветском пространстве этот рецепт отлично прижился в Узбекистане. В результате в Ферганской долине в городе Асака появилось крупное автосборочное предприятие «УзДэу-Авто».
Всю дальнейшую историю с банкротством Daewoo и появлением компании GM Korea, как и переименование предприятия в GM Uzbekistan, попытку внедрить на рынок бренд Ravon, оставим все это в стороне. С февраля 2020 года все выпускаемые автомобили на UzAuto Motors имеют на радиаторе «золотой крест», т.е. Chevrolet.
В Узбекистане сложился второй по емкости авторынок после РФ на постсоветском пространстве. В прошлом году здесь было продано 451,6 тысяч легковых автомобилей (в РФ практически вдвое больше, по данным Автостат – 1 058 тыс. авто). В структуре продаж порядка 82% приходится на марку Chevrolet, поставивший страну в лидеры американской марки в Евразии. На втором месте KIA с долей в 3%, замыкает тройку китайский Chery с 2,2%.
В ТОП-10 самых популярных автомобилей Узбекистана семь Chevrolet – Damas, Cobalt, Lacetti, Tracker, Onix, Malibu и Equinox. Все выпускают на UzAuto Motors. Марка увеличила продажи на 31%, в сравнении с годом ранее. А общие продажи авторынка Узбекистана показали рост на 69%.
Фактически в этой стране реализована та самая вышеупомянутая концепция корейской Daewoo родом из 90-ых. Зачем мы так подробно описываем этот прецедент? Для того, чтобы привести пример одной из стран постсоветского пространства, которая выбрала свой путь. Заметим, что первоначально предприятие «УзДэу» также ориентировалось на экспортные продажи и в России. Сегодня многие российские автолюбители еще помнят автомобили Daewoo Nexia и Daewoo Matiz.
Но с июня 2022 года экспортные поставки автомобилей в РФ прекращены. Компания из Узбекистана наращивает усилия по поиску новых рынков и здесь у нее есть определенные успехи. В сентябре прошлого года был открыт первый дилерский центр Chevrolet в Армении. В рамках Туранского автопромышленного альянса организована CKD-сборка автомобилей Chevrolet в Азербайджане и Казахстане, комплекты поступают из UzAuto Motors.
Соседний рынок Казахстана более чем в пять раз меньше российского. Инфографика дает представление о марочной и модельной структуре автомобильного рынка Казахстана. Сюрпризом может оказаться тот факт, что в ТОП-10 теперь нет российских автомобилей Lada. Зато сюда в Казахстан переместился коммерческий интерес корейских Hyundai и KIA. Автомобильный завод Allur является флагманом автостроения в Казахстане, выпускающим автомобили KIA, Chevrolet, JAC, Jetour. В рамках производственной кооперации между Allur с UzAuto Motor и General Motors начато серийное производство методом мелкоузловой сборки автомобиля Chevrolet Onix в городе Костанае, расчетная годовая производственная мощность 30 000 автомобилей. А в начале прошлого года там же в Костанае открыта линия по производству кроссовера KIA Sportage производственной мощностью 25 000 автомобилей в год.
В Алма-Ате работает предприятие Hyundai Trans Kazakhstan мощностью 50 000 автомобилей в год. Здесь выпускают несколько моделей Hyundai, в том числе Accent (Solaris) кузовные панели к которым приходили из Санкт-Петербурга с завода ХММР (Хёндэ Мотор Мануфактуринг Рус).
Примеры центрально-азиатских стран Узбекистана и Казахстана показывает, что российская автоиндустрия теряет даже те немногочисленные рынки, на которых она исторически была представлена. Теперь чтобы восстановить позиции марке Lada надо много, очень много поработать на постсоветском пространстве.
P.S.
В 2023 году UzAuto Motors произвел 370 660 автомобилей, прирост +20,83%. Российский АвтоВАЗ за прошлый год собрал 374 077 авто.
Самые популярные модели седан Chevrolet Cobalt - 118 093, Chevrolet Damas - 89 154, Chevrolet Gentra/Lacetti - 82 133 авто. Новые продукты - кроссоверов Chevrolet Tracker собрано 48 082 авто, седанов Onix - 30 596 авто.
План выпуска UzAuto Motors на текущий год - 430 тысяч автомобилей.
По моделям план производства:
1. Chevrolet Cobalt — 150 000 ед.,
2. Chevrolet Tracker — 80 000,
3. Chevrolet Onix — 61 000,
4. Chevrolet Lacetti — 12 000,
5. Chevrolet Damas/Labo — 127 000.
Руководитель АвтоВАЗ Максим Соколов анонсировал план по выпуску 500 000 автомобилей Lada в текущем 2024 году.
Читать полностью: https://news.drom.ru/GM-Uzbekistan-96065.html
Drom.ru — всероссийский автомобильный портал
Наш канал "Проавтобизнес" ВКонтакте
Наш телеграмм канал https://t.me/proautobiz