Найти тему

Обслуживание промышленных насосов

Оглавление

Насосы, предназначенные для промышленного использования, отличаются от продаваемых на коммерческом рынке усиленной конструкцией и повышенной надежностью корпуса. Подобные модификации необходимы для правильной работы агрегатов в условиях высокоинтенсивной нагрузки. Но даже такие модели насосов подвержены естественному износу. Больше всего страдают движущиеся детали и изделия, уплотняющие стыки между комплектующими. Износ можно значительно замедлить, если следовать инструкции по эксплуатации, приложенной заводом-изготовителем к агрегату. Также на скорость износа влияет своевременное обслуживание промышленных насосов, проводимое с рекомендованной производителем частотой. В статье мы расскажем об особенностях ТО распространенных видов насосных агрегатов.

Что входит в ТО насоса

Состав операций, включаемых в техническое обслуживание, зависит от периода его проведения и типа агрегата. Самые сложные и затратные по времени манипуляции, связанные с открытием корпуса или снятием всего агрегата с сиденья, проводят один раз в год, если в паспорте промышленного насоса не указано иное. Операции, входящие в техобслуживание меньшей периодичности, всегда входят в список операций ТО большей периодичности.

Каждый день:

· Находят и убирают загрязнения, включая масляные пятна, пыль и налипший мусор.

· Если есть масляные разводы, проверяют плотность прилегания сальников.

· Следят за герметичностью всасывающей и напорной трубы, и если видят утечки, сразу их устраняют.

Еженедельно делают все то, что делали каждый день, плюс:

· Следят за прочностью креплений исходящего и всасывающего трубопроводов.

· Измеряют уровень масла и наличие смазки в приводах задвижек.

· Тестируют работоспособность измерительных приборов.

· Осматривают питающие кабели и замеряют сопротивление между клеммами. Если обнаруживают повреждение оболочки, неисправный провод немедленно меняют.

Ежемесячно выполняют работы из еженедельного списка, плюс:

· Подтягивают сальники.

· Смотрят, в каком состоянии находятся задвижки и вентили.

· Доливают масло.

· Регулируют центровку между валами.

Раз в полгода обслуживают запорную и регулирующую арматуру. Специалист по ТО счищает с этих деталей ржавчину и пыль, промывает, ищет трещины. Если арматура целая и исправная, ее смазывают и возвращают на место.

Раз в год повторяют полугодовой, ежемесячный, еженедельный и ежедневный перечень работ. В дополнение к нему:

· Разбирают корпус, тщательно вычищают грязь, смазку, масло, налипшие твердые частицы. Подшипники обрабатывают бензином и смазываются. Сальники набивают заново.

· Проверяют, исправна ли арматура, приборы для измерения давления, напряжения, силы тока и других величин.

К ежегодному техническому обслуживанию относят пополнение комплекта деталей и расходных материалов на складе предприятия. Иметь запас необходимо для быстрого ремонта насосного оборудования на месте. Инженер по техническому обслуживанию проверяет комплект запчастей по ведомости и восполняет недостающие позиции.

Как учитывают проведение технического обслуживания насоса

Специалисты по ТО вписывают информацию о периодичности и составе работ в журнал. Этот журнал лежит в инженерной службе. Если мастера находят дефекты и проводят ремонт раньше рекомендованного производителем срока, они подробно описывают их в журнале. Ведение журнала помогает оценивать частоту возникновения поломок и делать выводы о состоянии насосного оборудования.

Еще одна цель внесения сведений в журнал — предотвращение конфликтов при передаче ответственности за ТО от работника к работнику. Это имеет значение при уходе сотрудников в отпуск, увольнении, оформлении больничных листов.

На больших предприятиях журнал проведения технического обслуживания ведут в электронном виде. В файле легко находить интересующие операции, делать выборку по неисправностям на конкретных насосах или производственных линиях. Программы для ведения журналов уведомляют инженеров о приближении очередного ТО, помогают назначить исполнителей.

Особенности обслуживания центробежного насоса

Частота выполнения плановых профилактических работ зависит от нескольких факторов. В случае с центробежным насосом, это вязкость и температура рабочей среды, присутствие в ней твердых включений, напряжение в сети, разновидность мотора и ряд других факторов. То есть, на регулярность проведения технического обслуживания во многом влияют эксплуатационные условия. Чем они сложнее, тем короче будут интервалы между ТО. Рекомендации производителя приведены в специальной технической документации на насосы, применяемые на конкретном предприятии.

Если на производстве не пропускают техобслуживание, аварийные ситуации с центробежными насосами будут происходить реже. Вовремя замененные изношенные детали будут продлять ресурс тех, которые по определению не изнашиваются в течение долгого времени.

Ориентировочный интервал между регулярным ТО промышленного центробежного насоса — один раз в 700-750 часов работы. Плановое техническое обслуживание включает:

· нанесение новой смазки на элементы подшипникового узла;

· продув гидравлической защиты;

· чистку магистралей для масла;

· проверку расположения агрегата с помощью уровня;

· прочистку картера;

· установку новых подшипников;

· замену уплотнительных деталей;

· проверку муфт.

После 4300-4500 часов работы выполняют плановое ТО центробежного насоса, к которому относится:

· отсоединение агрегата от всего остального оборудования;

· проверка каждой детали насоса на соответствие нормативам;

· проверка плотности установки ротора;

· тщательный осмотр агрегата на предмет слишком больших зазоров между элементами и других дефектов;

· снятие изношенных и установка новых подшипников качения;

· проверка корпуса с использованием дефектоскопа.

Все комплектующие центробежного насоса внимательно проверяются на соответствие стандартам. Любая обнаруженная проблема исправляется на месте. Если разобраться с дефектом не удается, устанавливают новый агрегат взамен сломанного.

После 25 000 часов работы центробежного насоса или его серьезной поломки проводят такие работы:

· диагностика подвижных деталей с применением измерительного и другого оборудования;

· замена изношенных запчастей;

· полная разборка насоса;

· починка, выравнивание, укрепление сиденья для агрегата на опорной плите с уделением повышенного внимания местам его крепления;

· обратная сборка устройства, возврат на сиденье;

· тестовый запуск под давлением, превышающим рекомендованное производителем на 0,5 МПа.

После успешного завершения всех перечисленных действий капитальный ремонт считают законченным и продолжают использовать центробежный насос по назначению.

Обратите внимание! ТО и починка промышленного насосного оборудования выполняется только после прекращения подачи электроэнергии и его отсоединения от дренажной системы. Диагностику и ремонт проводят на месте установки агрегата. Если не удается восстановить неисправную деталь, ее отдают на починку в сервисный центр производителя конкретного насоса.

ТО консольных насосов

Эти насосы имеют взрывозащищенные корпуса и рассчитаны на работу в пожароопасных условиях эксплуатации — например, на нефтеперерабатывающих и химических производствах. Из-за этого интервалы между техническим обслуживанием короткие, а требования к ТО — высокие. К каждому насосу прилагается техпаспорт, где указаны конкретные сроки диагностики и ремонта. Например, максимально допустимый интервал между осмотрами корпуса консольного насоса — 2 месяца. Инженер проверяет уплотнение фланца и убеждается, что насос корректно заземлен. Участки с коррозией зачищаются, проверяется надежность соединения контактов, подтягиваются крепежи.

-2

Каждые 420 часов работы консольного насоса выполняют следующие действия:

· удаляется грязь, зачищается ржавчина;

· проверяется плотность контакта между защитным кожухом и мотором;

· восстанавливается уровень масла в подшипниковом узле;

· заменяются изношенные уплотнители;

· подтягиваются крепежи и соединения;

· проверяется точность измерительных приборов;

· замеряется температура запчастей при включенном насосе.

После 4200 рабочих часов инженеры выполняют текущее обслуживание. Разборкой, диагностикой и ремонтом агрегата занимаются каждые 25000 часов. Пристальное внимание уделяют торцевым уплотнителям, которые должны быть лишены даже мелких дефектов.

ТО винтовых насосов

При работе с полостным винтовым насосом необходимо убедиться, что крепления и контакты надежны, и только после этого открывать корпус. Регламент ТО значительно разнится от насоса к насосу, поэтому перед началом работы инженер просматривает паспорт конкретного устройства.

Перед началом проверки специалист по техобслуживанию опорожняет трубы и убеждается в полном отсутствии жидкости в агрегате. Он отсоединяет устройство от электрической сети и активирует защиту от случайного включения.

-3

Собственно ТО винтового насоса включает:

· проверку ротора, статора и других узлов на износ и дефекты;

· смазывание муфт, приводных валов, подшипникового узла;

· замену уплотнителей.

Если в процессе эксплуатации корпус винтового насоса становится горччим, щель между торцом шестерни и защитным кожухом увеличивают, подтягивают сальник, настраивают перепускной клапан для уменьшения давления.

ТО фекального насоса

О необходимости в диагностике и обслуживании фекального насосного агрегата говорит уменьшение напора жидкости на 5-7% от указанной в паспорте устройства. Оборудование прочищают от мусора после каждого отсоединения от электросети. Резервные насосы тестируют каждые 10 дней. Если на одной линии установлено несколько одинаковых фекальных насосов, их включают по очереди. Неисправности устраняют непосредственно после выявления.

-4

К типичным проблемам в работе фекальных насосов относят:

· Отсутствие перегона жидкости после включения. Это происходит, если агрегат не заправлен, необходимый напор превышает расчетный, или когда через трубку сальника втягивается воздух. Также проблемы с нагнетанием воды бывают при неправильном монтаже устройства относительно уровня залегания грунтовых вод.

· Напор падает в процессе эксплуатации. Причиной может быть низкое напряжение в сети, затягивание воздуха через неплотные соединения или старые уплотнители, повреждение корпуса или рабочего колеса.

· Сильную вибрацию или гул. Проблема заключается в неправильном выравнивании агрегата, недостаточно затянутых креплениях рамы, заклинивания движущихся деталей, разрушения подшипников, слишком большой высоте всасывания жидкости.

· Сильный нагрев корпуса или других деталей. Это происходит из-за закрытой задвижки, очень туго затянутого сальника, неподходящей или некачественной смазки в подшипниковом узле, слишком сильно затянутого корпуса подшипника.

Изменение в поведении насоса может быть следствием разных причин. Специалист по ТО выясняет конкретную причину с помощью изучения показаний измерительных приборов агрегата и последовательного тестирования всех узлов.

Выводы

Даже если насосный агрегат работает без нареканий, следует точно соблюдать предписанные промежутки между ТО вне зависимости от типа, модели, особенностей конструкции и срока эксплуатации устройства. Лучше всех в оборудовании разбираются специалисты по техническому обслуживанию при производителе, к которым можно обратиться через региональные сервисные центры. Но и штатные инженеры могут взять на себя диагностику запчастей, подверженных быстрому износу.

Задача сотрудников, ответственных за ТО — уделять особое внимание состоянию систем привода, подшипников и уплотнителей. Износ этих запчастей становится причиной восьми из десяти поломок промышленных насосов. Их состояние определяется путем регулярных осмотров. Если реализовать это сложно, для мониторинга используют показания датчиков или проводят измерения с применением диагностических приборов.


Для подбора подходящего вам оборудования вы можете обратиться в соответствующий раздел нашего сайта:
насосное оборудование