Прежде всего на чем и чем рисовать? В основном это бумага и карандаш. Но бумага может обладать различными свойствами. Например, бумага плохих сортов, изготовляемая из древесины, непригодна для серьезной работы — она быстро желтеет и темнеет от света, ее поверхность непрочна и не выдерживает продолжительной работы. О длительной сохранности рисунка на этой бумаге не может быть и речи. К лучшим сортам, пригодным для рисования, относятся ватман (очень плотная и зернистая бумага), полуватман, некоторые сорта рисовальной и чертежной бумаги.
Карандаши (от тюркского kara — черный и tas или das — камень) бывают твердыми, мягкими, глянцевитыми, матовыми, различной силы и цвета. Следует иметь карандаши различной твердости и мягкости («Кохинор» от В до 5В). Номера указывают степень мягкости карандаша: В (М) — менее мягкий, 5В (5М) — очень мягкий, № 1 мягче № 3.
Графитный карандаш является наиболее распространенным материалом для учебных рисунков. Он хорошо держится на бумаге и легко поддается стиранию резинкой. Острием графита можно давать тончайшую линию, а его боковой, специально отточенной поверхностью — живой, пространственный штрих. Приступающий к работе должен прежде всего усвоить, что рисунок следует вести очень легко, не нажимом, а касанием карандаша, не продавливая бумаги. Этим способом рисования сохраняется поверхность и фактура бумаги, что придает свежесть и прозрачность рисунку и избавляет его от затертости и неряшливости в исполнении.
В этих же целях, исправляя рисунок, не следует злоупотреблять резинкой, размазывая и втирая карандаш в бумагу. Штрихи карандаша, легко лежащие на поверхности, свободно убираются легким касанием резинки или снимки (Снимкой (или клячкой) называют мягкую серую резинку, применяемую для исправления рисунка).
Графитные карандаши хороши для детальных альбомных зарисовок. В длительных рисунках, когда приходится прорисовывать по нескольку раз одно и то же место или оттушевывать тени, появляется блеск, что придает рисунку пестрый неприятный характер.
Необходимо заметить, что этот недостаток графитного карандаша совершенно отсутствует в так называемом итальянском карандаше, обладающем большой силой и отсутствием глянцевитости. Обычно этим карандашом, приготовленным из порошка жженой кости и растительного клея, выполнялись наиболее проработанные рисунки во всех итальянских школах и академиях.
Идеалом выразительного карандашного штриха можно считать римские рисунки Александра Иванова.
Одним из лучших рисовальных материалов, особенно для выполнения тональных и подготовительных рисунков, является обожженный уголь. Он изготовляется из различных древесных пород. Степень мягкости угля обусловливается обжигом и породой дерева.
В зависимости от характера заточки угля им можно проводить и тонкие, четкие линии и закрывать целые поверхности, поэтому техника работы углем разнообразна. Она может носить и графический, и живописный характер. Уголь — чрезвычайно податливый материал, отличающийся своей красивой фактурой.
Существует большое количество первоклассных законченных произведений, выполненных техникой угля. Например, работы И. И. Шишкина, К. Я. Крыжицкого и особенно портретные работы И. Е. Репина и В. А. Серова.
Портрет Элеоноры Дузе, сделанный Репиным углем на холсте, по своей выразительности и красоте не уступит лучшим живописным портретам его кисти. К этой же категории рисунков, сделанных также углем, можно отнести выполненные Серовым портреты И. С. Остроухова, К. М. Тенишевой, П. П. Семенова-Тян-Шанского, его же автопортрет и другие. Из больших работ Серова углем следует упомянуть портрет Ф. И. Шаляпина.
Уголь применяется в подготовительных работах к живописи: как к портрету, так и к композициям. Очень показателен большой угольный рисунок П. И. Щербатовой, выполненный Серовым.
Он является подготовкой к большому портрету. Смерть художника прервала его труд в начальной стадии, которая поясняла нам значение подготовительного рисунка в композиционных портретах мастера.
В больших композициях уголь дает возможность быстро закрывать большие пространства холста и благодаря своей легкости и подвижности хорошо поддается обработке. Чтобы вполне оценить значение этого материала в руках опытного и талантливого мастера, следует вспомнить рассказ Репина в книге «Далекое близкое», где говорится о том, как он пользовался подготовкой углем в работе над своей конкурсной картиной «Воскрешение дочери Иаира».
Рисунки Гольбейна Младшего, Энгра, В. А. Серова, Д. Н. Кардовского свидетельствуют о возможности применения угля для выполнения тончайших рисунков.
Чинить уголь можно, как карандаш, и работать, пользуясь карандашной техникой тушевки. Можно обрабатывать конец угля при помощи кусочка наждачной бумаги, прикрепленной к рисовальному планшету, и работать широким штрихом, нажимая сильнее в темных местах и ослабляя нажим в светлых. Проложив таким способом светотень большой формы, следует взять мякиш белого хлеба для более детальной проработки света. Растушевкой (Растушевка (или растушка) применяется при рисовании карандашом или углем. Она бывает замшевой (мягкой) или бумажной (более твердой) и имеет вид скрученной из замши или бумаги палочки с заостренным концом) или щетинной кистью облегчить рефлексы и переходные полутона.
Хлеб берется свежий, нежирный. Он мнется между пальцами, пока не превратится в тестовидную массу. Вместо хлеба можно употреблять снимку. Она не сохнет, как хлеб, она мягка, податлива и свободно снимает уголь с бумаги.
При отсутствии растушевки для получения полутона иногда пользуются пальцем (если он не влажен). Тогда в зависимости от степени нажима можно получать различной силы полутона, а также смягчить резкости в рисунке. Таким образом, пользуясь углем, растушевкой, хлебом и снимкой, следует постепенно уточнять намеченный заранее объем предмета и, переходя от общего к деталям, завершать рисунок передачей общего впечатления от натуры.
Кроме древесного угля, получаемого в результате обжигания, применяется прессованный уголь, изготовляемый из угольного порошка в соединении с растительным клеем. Он значительно жирнее и чернее древесного угля, хорошо ложится на шероховатую поверхность бумаги, дает при растирке красивые переходы от тени к свету.
Несмотря на преимущества угольной техники, ее все же нельзя рекомендовать неопытным рисовальщикам. Красивая фактура угля, легкость исправления ошибок невольно толкают на безответственное отношение к работе («это пока, потом исправлю...»).
Толщина угля и неумение пользоваться им затрудняют работу над деталями, и поэтому очень трудно выбраться из стадии грубого, первоначального обозначения предмета.
Для рисования углем в настоящее время лучше пользоваться плотными сортами шероховатой бумаги, а также серой бумагой.
Очень часто для определения светлых мест в рисунке на серой бумаге используют мел. Это можно видеть в портрете П. П. Семенова-Тян-Шанского работы Серова. Но применять мел следует с большой осторожностью. Стремление любителей-художников к этому эффектному способу рисования настолько велико, что приходится серьезно предостеречь их от такого приема. В большинстве случаев начинающий художник увлекается получающимся контрастом между углем и мелом и злоупотребляет последним. Необходимо помнить, что мел, а также белила по существу своему всегда одной силы и поэтому не могут быть использованы в построении тональной гаммы. Куда бы ни были положены белила, они всегда остаются в одной силе. При потемневшей со временем бумаге они выпадают из общего тона.
Рисование на серой бумаге без мела возможно, но так как серый цвет бумаги будет изображать свет, то и весь тональный диапазон должен уменьшиться.
Если затонировать бумагу самому, покрыв ее при помощи большой плоской кисти разведенным в воде соусом (Соус — материал для риаования. Имеет вид толстых цилиндрических палочек, спрессованных из мелкого и мягкого порошка — древесной сажи или угля с добавлением клея), крепким чаем или кофе, то перед рисующим открываются новые возможности трактовки натуры. Нужно иметь в виду, что тонированная бумага легко поддается резинке. Силу тона, наносимого на бумагу, подскажет среда, в которой находятся изображаемые предметы.
Работа соусом ведется сухим или мокрым способом. Иногда он наносится на бумагу с помощью тряпки или растушки (сухой соус). Можно растворить соус в воде и выполнять рисунок при помощи кисти (мокрый соус). Соус легко поддается стиранию резинкой.
На такой тонированной бумаге рисунок до последнего момента ведут карандашом или углем, не прибегая ни к резинке, ни к предельной силе карандаша. На последнем этапе рисования, когда выявляются в основном общий свет, тени и полутона, следует твердой резинкой проработать самые светлые места, помня, что (в противоположность однотонному мелу) карандаш имеет возможность придавать светлым местам различные тональные оттенки. Одновременно с этим оставшейся «в запасе» силой карандаша подчеркнуть первопланные контуры и характерные места натуры.
Мягкий жирный карандаш в виде палочек, так называемые сангина (красная) (Сангина (от французского слова sanguine; по-латыни sanguineus — кровавый) — материал, применяемый в рисовании начиная с эпохи Возрождения. Существует в натуральном виде и приготовляется искусственно. Имеет различные оттенки красного — от мутного до красно-коричневого. Наносится «штрихом» или «в растушку», что позволяет добиться разнообразия в тоне) и бистр (коричневый) (Бистр (от французского bistre) — прозрачная краска с коричневым оттенком. Приготовляется из древесной сажи и растворимого в воде клея. Работа ведется пером и кистью. Бистр получил большое распространение у европейских художников XV—XVII веков. В настоящее время почти не употребляется) — прекрасный материал, но только в опытных, руках. Он легко стирается, создавая постепенные переходы из тона в тон. Его недостаток — ограниченность гаммы и недостаточная глубина теней.
Очень часто применяется смешанная техника рисования. В портрете Ричарда Соутвела, выполненном Гольбейном, применен и итальянский карандаш, и цветные карандаши, и акварель, и черная тушь, и перо, и сангина, и уголь.
Свойства каждого материала должны умело использоваться художником. Нет смысла делать альбомные зарисовки или большой рисунок выполнять остро подточенным карандашом. Сангиной не следует пытаться передавать глубокую светотень или приступать к рисунку, требующему широкого тонального масштаба. Мягкие карандаши — «Кохинор» — хороши для работы над классным рисунком; твердый графитный отточенный карандаш предназначается для мелких альбомных рисунков, штриховых рисунков, тонких деталей и т. д.
Поверхность бумаги должна соответствовать данному материалу: гладкая для карандаша, шероховатая для угля и средняя для мягких карандашей и сангины.
#Коллектив-авторов-Школа-изобразительного-искусства-_вып.01_-1964г#Попрограммехудучилища#РИСУНОК#РИСОВАНИЕСНАТУРЫ