Найти в Дзене

Воспитанная Япония: этапы и особенности системы воспитания детей

Оглавление

Японская система воспитания детей вобрала в себя богатство традиций и современных методов, создавая уникальную среду для формирования личности и обеспечения успешного будущего граждан страны. Предлагаем ознакомиться с этапами и особенностями этой системы, воспитывающей будущее поколение Японии.

1. "Ikuji" (育児) – Забота о младенцах и раннем детстве:

Первый этап японской системы воспитания начинается с момента рождения. Культура "Ikuji" акцентирует внимание на заботе о младенцах и раннем детстве. Родители активно вовлечены в процесс ухода за ребенком, что способствует установлению крепких семейных уз.

2. "Hoiku-en" (保育園) – Детские сады:

Когда дети достигают определенного возраста, многие из них посещают "Hoiku-en" – муниципальные детские сады. Здесь дети обучаются социальным навыкам, развивают творческий потенциал и готовятся к школе. "Hoiku-en" также способствуют формированию коллективного сознания и воспитанию детей в духе сотрудничества.

Детский сад (источник: meishinkai.jp)
Детский сад (источник: meishinkai.jp)

3. "Shogakkou" (小学校) – Начальная школа:

Следующий этап – начальная школа, или "Shogakkou". Здесь дети получают базовые знания в предметах, таких как японский язык, математика, искусство и физкультура. Уделяется внимание не только академическому, но и этическому воспитанию.

4. "Chuugakkou" (中学校) – Средняя школа:

"Chuugakkou" – средняя школа – важный этап образования, на котором формируются академические интересы и планы для будущего. Ученикам предоставляется возможность выбирать предметы для изучения, что способствует развитию их индивидуальности.

5. "Koutougakkou" (高等学校) – Высшая школа:

Высшая школа предоставляет студентам широкий выбор предметов и готовит их к экзаменам для поступления в университет. Уникальная черта – упор на сбалансированное развитие личности, включая учебу, спорт, искусство и общественную деятельность.

6. "Daigaku" (大学) – Университет:

"Daigaku" – университет – предоставляет студентам возможность специализироваться в выбранных областях. Японская система высшего образования придерживается высоких стандартов и акцентирует научные исследования, что способствует инновациям и развитию страны.

Особенности японской системы воспитания:

1. Уважение к авторитету: В системе воспитания акцентируется уважение к учителям, старшим и традиционным ценностям.

2. Система униформы: Обязательное ношение униформы в японских школах способствует формированию чувства общности и единства.

3. Долгий учебный день: Школьный день в Японии может быть длинным, включая дополнительные занятия и клубы.

4. Экзаменационный стресс: Высокие стандарты экзаменов создают конкурентную среду и подготавливают студентов к вызовам реального мира.

5. Специализация в раннем возрасте: Уже на средней школе студенты выбирают предметы для изучения, что помогает им определить будущую профессиональную направленность.

Возраст с 0 до 5 лет: Ребенок-император

На первом этапе японской системы воспитания, с момента рождения до пяти лет, наблюдается особая забота о младенцах и формирование уникального статуса – "ребенок-император". Этот период играет ключевую роль в формировании характера и будущих основ образования японского ребенка.

Маленькие "императоры" (источник: meishinkai.jp)
Маленькие "императоры" (источник: meishinkai.jp)

1. "Kangogaku" (看護学) – Наука ухода за младенцами:

Первые годы жизни в Японии связаны с "Kangogaku" – наукой ухода за младенцами. Родители активно учатся техникам кормления, ухода за кожей, и развивающим играм, что формирует тесные связи между родителями и ребенком.

2. "Omamori" (お守り) – Обереги и уважение:

Ребенок в этом возрасте считается своего рода "императором" в семье. Термин "Omamori" подчеркивает уважение и заботу, оказываемую окружающими. Этот период наполнен особыми ритуалами и традициями, которые укрепляют взаимоотношения в семье.

3. "Hoikusho" (保育所) – Детский сад для младенцев:

Начиная с нескольких месяцев, многие дети посещают "Hoikusho" – детский сад для младенцев. Здесь они изучают основы социальных навыков, общения и начинают привыкать к коллективному образу жизни.

4. "Kodomoen" (こども園) – Детский сад:

С четырех лет многие дети переходят в "Kodomoen" – детский сад, где формируются основы образования и подготовки к школе. Программа включает в себя разнообразные игры, творческие занятия и формирование коммуникативных навыков.

5. "Shusshinshiki" (出産式) – Ритуал представления в общество:

На пятом году жизни, в Японии проводится особый ритуал "Shusshinshiki" – представление ребенка в общество. Это событие отмечает его вхождение в новый этап развития, предвосхищая предстоящий переход в начальную школу.

6. "Hagugumi" (歯磨組) – Группа по чистке зубов:

Особое внимание уделяется заботе о здоровье даже в самых младших группах детских садов. "Hagugumi" – группа по чистке зубов – вводит детей в ритуалы личной гигиени, что формирует привычки заботы о себе с самого младшего возраста.

Этот период, с 0 до 5 лет, считается критически важным для формирования характера, социальных навыков и общественной идентичности японского ребенка. Роль семьи и окружающего общества в этом процессе подчеркивает значение каждого этапа этой фазы воспитания в Японии.

Если малыш случайно упал и почувствовал боль, его мать никогда не применит к нему наказание. Напротив, она утешит его, попросит прощения за то, что не смогла предотвратить происшествие. В следующий раз она нежно напомнит ему о возможных последствиях его действий и будет внимательно следить, чтобы он не причинил себе вреда.

До пяти лет дети окружаются атмосферой любви. В глазах родителей они являются идеальными, самыми прекрасными и умными. В этом возрасте формируется прочное чувство собственной ценности.

В одной из следующих статей мы расскажем об особенностях подходов к воспитанию детей в начальной школе, а также подростковом возрасте.

Благодарим, что дочитали! Не забудьте подписаться.