Для начала - небольшой семейный "детектив" от искусства. Сколько себя помню, столько в дедовом доме висела картина. Может помните такие: деревянный подрамник и напечатанная на чем-то вроде клеенки репродукция.
Наша была такая: весенний воздух, стволы берез и деревенька.
Постарше мы много раз пытались установить автора, но не удавалось: технологии были не те.
Наконец несколько лет назад выяснили: автор нашей картины Юрий Станиславович Подляский. О том, как можно определить авторство картины (с условием если кто-то уже публиковал ее атрибутированное изображение в сети) писала здесь.
На днях в паблике увидела его зимние картины, залюбовалась и вспомнила, что так и не написала о нем статью. Исправляюсь.
Биография вполне стандартная для довоенного мальчишки, любящего рисовать. Родился в 1923 году в Хабаровске, потом семья переехала в Вышний Волочек. Там – кружок рисования в Доме пионеров. В пятнадцать лет поступил в школу при Академии художеств. В военный 1942 стал студентом Ленинградского института имени Репина в мастерской Б. Иогансона.
После окончания в 1949 – большая творческая жизнь. Поездки по стране и миру, участие в выставках. Пробует силы в разных жанрах и техниках. Пишет натюрморты, городские виды, портреты, пейзажи. Много жанровых соцреалистических работ о людях труда. Наверное, искусствовед скажет так: крепкий художник из второго эшелона Ленинградской школы.
Меня в его работах привлекли мастерская передача цвета, света и настроения. В каждой - интересное и выразительное художественное решение.
Давайте посмотрим на несколько картин.
Суровое ленинградское небо, холодные воды реки, набережная где-то у Троицкого моста. Будто бы на мгновение хочет показаться солнце.
И такая нежная фигурка девочки, наблюдающей за этой природной мощью. Меня особенно трогают эти чуть-чуть приподнятые ладошки в синих варежках: будто ребенок на мгновение замер от восторга.
Сумерки зимнего, видимо солнечного дня. Как там у Александра Сергеевича: "Мальчишек радостный народ коньками звучно режет лед..."
Сын художника, Александр Подляский, пошел по стопам отца. Учился в Академии в мастерской знаменитого Мыльникова.
(Спасибо моей читательнице Ирине, которая заметила ошибку. Я не перепроверила авторство работы по нескольким источникам. И в первом варианте статьи «присвоила" работу сына отцу. Буду внимательнее к фактчекингу.)
"Наш каток" Александра Подляского. Все - в движении, в стремлении к жизни. Новый район города, бегущие облака, их словно подгоняет крона дерева. И радостная толпа. Каждого можно разглядеть, каждый нарративен: вот робкий фигурист, только встал на коньки, вот модник в современном танце, вон очередь к телефону-автомату. И все - радостный хоровод повседневности.
Тут мне вспомнился такой сюжет, но эпохи позднего Средневековья. Голландец Хендрик Аверкамп, глухонемой от рождения художник, писавший только зимние пейзажи, среди которых очень много с людьми, катающимися на коньках по замерзшей реке.
Но мы вернемся к Юрию Станиславовичу. В галерее - еще несколько зимних работ. Кто-то скажет: "очень просто, без затей". Но мне кажется - просто и хорошо, помните: "Где просто, там ангелов со сто..."
Мое внимание привлекли этюды художника, которые я нашла в сети. Я вообще любитель порассматривать этюды: последить за мыслью и кистью художника. А у Юрия Станиславовича можно поучиться и цвету, и обобщению, и композиции.
Улочка зимнего города. Судя по подписи где-то 70-е годы, формализм не поощряется но здесь почти абстрактный, импрессионистский пейзаж.
Сосны в вечернем солнце. Чувствуем хвойный запах, тактильно ощущаем кору деревьев.
Весенний разлив. Яркости в природе еще нет, но зацвела желтыми котиками верба. Выползли рыбачки посидеть у реки с удочкой.
Осенняя яблоня где-то в горах. Как яркие фонарики горят на фиолетовом фоне несобранные оранжевые плоды. Так здорово выстроено пространство этой простой сцены: дорожки, домик, деревья на дальнем плане, шагающая по своим делам курица.
А тут какие-то люди в кафешке. И опять почти абстрактная вещь, но как красиво по цвету и как интересно решена толпа: чувствуется движение людей.
Среди этюдов нашлась и одна акварель. Просыпающийся парк. Как здорово сделано небо: экспрессивные мазки для весеннего убегающего воздуха. Еще темные от зимней влаги стволы деревьев. И вот этот "клубочек" ветвей, почти детский мазок, но ему веришь.
Оставлю тут в галерее еще несколько картин Юрия Станиславовича Подляского, которого привлекли меня цветом, композицией. Поразглядывайте - вдруг и вам понравятся. Все просто, не надуманно, но так здорово.
Все изображения картин Ю.С. Подляского взяты из открытых источников в сети интернет с ознакомительными целями.