Найти в Дзене
Авиационный уголок

Реактивная Комета

Авиаторы всегда желали летать быстрее. Сегодня кратко поговорим про очень интересный самолетик, который был создан, так сказать, для реализации такого желания :) Более подробно про первые ракетные и турбореактивные самолеты, такие как советский БИ-1, расскажу позже. А эта статья посвящена единственному серийному ракетному самолету, принявшему участие в боевых действиях в Великой отечественной войне. "Аэродинамику придумали те, кто не умеет строить мощные двигатели" - эта фраза весьма известна и не только в кругах авиаторов. А если к планеру с хорошей аэродинамикой прилепить аж ракетный двигатель? А вот и ответ на этот вопрос под названием Мессершмитт Me.163 "Комета": Выглядит, конечно, футуристично. Обычно самолеты-бесхвостки ассоциируются с современными стелс-истребителями, а тут машина времен ВОВ! Дабы не перегружать статью (я же написал в начале - кратко поговорим), не буду вдаваться в подробную историю его создания и перечислять модификации. А вот основные характеристики приведу:

Авиаторы всегда желали летать быстрее. Сегодня кратко поговорим про очень интересный самолетик, который был создан, так сказать, для реализации такого желания :)

Более подробно про первые ракетные и турбореактивные самолеты, такие как советский БИ-1, расскажу позже. А эта статья посвящена единственному серийному ракетному самолету, принявшему участие в боевых действиях в Великой отечественной войне.

"Аэродинамику придумали те, кто не умеет строить мощные двигатели" - эта фраза весьма известна и не только в кругах авиаторов. А если к планеру с хорошей аэродинамикой прилепить аж ракетный двигатель?

А вот и ответ на этот вопрос под названием Мессершмитт Me.163 "Комета":

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Выглядит, конечно, футуристично. Обычно самолеты-бесхвостки ассоциируются с современными стелс-истребителями, а тут машина времен ВОВ!

Дабы не перегружать статью (я же написал в начале - кратко поговорим), не буду вдаваться в подробную историю его создания и перечислять модификации. А вот основные характеристики приведу:

  • Первый полет совершил в 1941 году, а первый боевой вылет - в 1944;
  • Максимальная скорость - до 950 км/ч на высоте, у земли - чуть больше 800 км/ч;
  • Пепелац обладал чудовищной по тем меркам скоростью набора высоты - порядка 5 километров в минуту;
  • Характеристики скорости и скороподъемности обеспечивались ракетным двигателем с максимальной тягой в 17 кН (примерно 1700 килограмм-силы) со ступенчатой регулировкой тяги. Про топливо этой адской печки - ниже;
  • Взлетала эта хреновина бесхвостка с колесного шасси, которое после отрыва отстегивалось, а посадка производилась на выдвижную лыжу;
  • Весь полет длился порядка 8-10 минут из-за чудовищной прожорливости ракетного двигателя и относительно небольшого запаса топлива;
  • Вооружение этого... истребителя? было представлено двумя 30-миллиметровыми авиационными пушками со скромным боезапасом аж в 60 снарядов. Особо не постреляешь. Да и не получалось особо.

Сценарий использования был следующим - при обнаружении группы самолетов противника техники крепко хватали летчика (который по ряду определенных причин не очень хотел залезать в эту консервную банку с ракетным двигателем, но убедительные аргументы в виде "да не долбанет, не боись" помогали совладать со страхом), запихивали его в защитный костюм (!) и усаживали в кабину. Комета, движимая страшной огненно-дымовой струей двигателя с ревом и ором летчика взлетала и уходила свечкой вверх. Вот здесь кадры со взлетом, можете посмотреть :)

Взлет Кометы выглядит устрашающе. Фото из открытых источников.
Взлет Кометы выглядит устрашающе. Фото из открытых источников.

После набора высоты, двигатель переводился в режим крейсерской тяги. Затем происходил целый один (!) заход на группу самолетов противника, после чего топливо заканчивалось и Комета планировала на аэродром вылета. Иногда успешно.

Эффективность этой летаблы оказалась весьма сомнительна. За всю его боевую историю было выпущено больше 400 экземпляров, но сбить они успели... От 9 до 16 самолетов противника при 10-11 разбитых Кометах. То есть, практически размен 1 к 1. А еще эта штука была безумно опасной для летчиков:

Ракетный двигатель кушал (и не давился) смесь 80-процентной перекиси водорода и катализатора (смесь метанола, гидразин-гидрата и воды или раствор перманганата калия). Или смесь азотной кислоты с тем же пероксидом водорода. При перемешивании этих компонентов происходила химическая реакция разложения пероксида водорода, и раскаленная газовая смесь, расширяясь, вылетала в сопло (а тут можно прочитать про ракетные двигатели). Причем реакция эта происходит произвольно, поджигать топливную смесь не нужно.

Эксплуатация этого самолета, заправленного таким агрессивным топливом, была безумно опасна. Один из летчиков погиб, будучи попросту растворенным адской смесью, вытекшей из топливного бака в результате аварийной посадки. А еще при взлете тележка шасси могла попросту отскочить и ударить находящийся на малой высоте самолет. Кроме того, пилоты часто повреждали позвоночник при посадках на лыжу. Вариантов уйти на второй круг и повторить заход на посадку попросту не было - топливо то уже кончилось.

Зато его скоростным характеристикам могли позавидовать все самолеты того времени, а летчики хвалили хорошие характеристики управляемости данного самолета. Но на этом плюсы этого самолета кончаются.

По образцу и подобию Кометы, японцы сделали свою версию ракетоплана и назвали его Ki-200 (или J8M для флота).

Ki-200. Фото из открытых источников
Ki-200. Фото из открытых источников

Но сложилась его судьба еще хуже, чем у Кометы - первый и единственный полет закончился аварией. Всего почти сделали 7 штук. Вот и вся история.

Спасибо за внимание, подписывайтесь!

Еще почитать:

Авиационные двигатели, часть 1

Почему у самолета разные скорости полета