Филателист И.Л. Шевченко продолжает цикл статей о «почтовых призраках» — неисследованного пласта филателии. Сегодня Игорь Леонидович рассказывает о тайне «марок мормонов».
* * *
В начале 1980-годов мне наконец-то посчастливилось достать книгу Оттона Гросса и Казимежа Грыжевского «Путешествия в мире марок». Помню, как в первый день с благоговением листал плотные страницы, вглядывался в иллюстрации и ощущал непередаваемое счастье от того, что стал обладателем редкого по тем временам издания!
На одной из страниц с иллюстрациями глаз вдруг зацепился за марку с портретом довольно молодого человека и надписью «Utah». Признаться, тогда я не сразу и понял, что за страна такая. Потом из подписи внизу узнал, что на вкладке – репродукции марок несуществующих государств. Срочно стал листать книгу до указанных там же страниц.
И вот что я прочитал (цитирую дословно, так как это важно для нашего дальнейшего повествования!): «До сих пор не выяснено появление в США в середине шестидесятых годов марки мормонов, членов религиозной секты «Святых последнего дня», основанной Джозефом Смитом около Нью-Йорка в 1830 году. Бурная история этой секты привела к «великому переселению» в 1846-1847 гг.: около 20 тысяч мормонов двинулись к Большому Солёному озеру в штате Юта. Именно там, проделав полное опасностей путешествие в 1700 километров, мормоны основали под руководством Брайгема Янга теократическое «государство» со столицей в Солт-Лейк-Сити. На выпущенной ими марке изображён мужчина, видимо Джозеф Смит. Может быть, эта марка использовалась для оплаты корреспонденции на территории, где жили мормоны».
Я тщательно перенёс всё это в свою рукопись, куда собирал сведения о марках, которые впоследствии получили обобщённое название «Почтовые призраки».
В то время о мормонах я смог найти скудную информацию в несколько строк только в «Атеистическом словаре» Политиздата и «Большом энциклопедическом словаре».
На тот момент моё любопытство было вполне удовлетворено, но я даже представить себе не мог, что через много лет непререкаемый авторитет мэтров филателии будет разрушен, и всё было совсем не так, как поведали нам знаменитые писатели!
Но, прежде чем перейти к истории происхождения «марок мормонов», давайте ненадолго погрузимся в историческую атмосферу Северной Америки XIX века, узнаем немного больше о религиозных воззрениях мормонов и становлении их конфессии.
Мормонизм – сугубо американская религия, родившаяся в начале XIX века. Католики и православные считают представителей Церкви Иисуса Христа Святых последних дней – как мормонов ещё называют – сектантами, а сами мормоны убеждены, что только они после смерти попадут в рай. Сейчас по всему миру мормонов около шестнадцати миллионов, половина из них живёт в Америке, и больше всего – в штате Юта, на западе США.
Национальный парк Брайс-Каньон в Юте на фото и марке США 2006 года
В 1840-е годы Юта служила транзитной территорией для многих экспедиций и переселенцев в Калифорнию, в том числе для печально известной экспедиции Доннера в 1846 году, которая, находясь высоко в горах, застряла там из-за раннего и сильного снегопада почти на четыре месяца. Выжили и достигли Калифорнии 48 из 87 членов группы. Многим из них, чтобы не погибнуть, пришлось прибегнуть к каннибализму. Историки описывают этот эпизод как одну из самых страшных и впечатляющих трагедий в истории освоения Калифорнии и переселения на запад США. Об этом ужасном путешествии писательница Алма Катсу написала книгу «Голод», сюжет которой дополнила мистикой. В 2009 году по её мотивам сняли одноименный фильм.
По этому же маршруту годом позже в Юту пришли первые мормоны из Иллинойса. Членам этой конфессии, скрывавшимся от преследований, выпало сыграть решающую роль в освоении региона…
Карта исхода мормонов в штат Юта
Ну а в конце 1820-х годов упомянутый выше Джозеф Смит (родился 23 декабря 1805 года), основатель новой церкви (секты?) имел ещё небольшое количество сторонников.
Для своих последователей он надиктовал «Книгу Мормона», которая, по его словам, была переводом текстов древних американских (?!) пророков, выбитых на множестве золотых пластин, якобы спрятанных в подземном тайнике недалеко от его дома в Нью-Йорке и переданных ему Ангелом Моронием на холме Кумора. Стоит напомнить, что образования у Смита по молодости лет не было, и потому остаётся лишь догадываться, каким образом он переводил тексты с «древних языков». Да и самих пластин никто никогда не видел.
6 апреля 1830 года в западной части Нью-Йорка Смит организовал свою первую официальную религиозную общину, Церковь Христа. Церковь быстро приобрела множество последователей, которые считали Смита своим пророком. Одним из постулатов новой церкви стало многожёнство!
Бóльшая часть церкви переехала в Киртланд, штат Огайо, в начале 1830-х годов, а затем в штат Миссури в 1838 году, где разразилась Мормонская война с другими поселенцами Миссури, кульминацией которой стал указ № 44 губернатора штата Миссури от 27 октября, известный как приказ об истреблении мормонов, в котором говорилось, что мормоны должны рассматриваться как враги остальных американцев и их следует либо изгнать из штата, либо истребить.
После изгнания из Миссури, Смит со своими последователями построил город Наву (Nauvoo), в штате Иллинойс, в округе Хэнкок на Миссисипи, на окраине Айовы, где продолжил свою религиозную деятельность.
По разным подсчётам у Джозефа Смита было до 80 жён! По мере того, как мормонство крепло и распространялось, в Наву росла и неприязнь к Смиту — за агрессивные методы распространения секты и, главным образом, за насаждение многожёнства. В конечном итоге 27 июня 1844 в возрасте 38 лет он был убит в тюрьме города Картидж штата Иллинойс ворвавшимися туда линчевателями.
После смерти Смита последовал кризис преемника, и большинство в общине проголосовало создать Кворум Двенадцати как руководящий орган церкви, главой которого стал Бригам Янг (Brigham Young).
Бригам Янг между 1855 и 1865 годами
После непрекращающихся трудностей и гонений в штате Иллинойс, Янг покинул Наву в 1846 году и повёл своих последователей в район долины Большого Солёного озера.
24 июля 1847 года мормоны во главе с Бригамом Янгом вошли в Долину Большого Солёного озера (Salt Lake Valley). Эта дата стала официальной датой создания первых постоянных поселений в долине. Прибыв сюда, глава церкви Бригам Янг произнёс историческую фразу: «Вот это место». Янг утверждал, что видел эту долину в своём видении незадолго до прибытия.
«Вот это место». Марка США 1947 года
Оказалось, что просторная долина не была населена людьми. Через четыре дня после прибытия в Долину Большого Солёного озера, Бригам Янг указал место для строительства Храма Солт-Лейк, который впоследствии станет самой известной достопримечательностью Солт-Лейк-Сити и «визитной карточкой» мормонов.
Со временем поселение превратилось в город Солт-Лейк-Сити (Salt Lake City — «Город у Солёного озера»). Первоначально он назывался Great Salt Lake City («Город Большого Солёного озера»). Сейчас название часто сокращается до Солт-Лейк (Salt Lake) или даже SLC (произносится Эс-Эл-Си).
Солт-Лейк-Сити в 1850 году
Через год, после окончания американо-мексиканской войны, территория современной Юты отошла к США. Группы мормонских пионеров в конечном итоге создали колонии от Канады до современной Мексики.
Янг зарегистрировал Церковь Иисуса Христа Святых последних дней в качестве юридического лица, и руководил своими последователями как теократический лидер. Он также официально обнародовал ранее широко не афишируемую мормонскую практику многожёнства!
В 1849 году мормоны создали штат Дезерет, простиравшийся от Орегона до Мексики и на запад вплоть до хребта Сьерра-Невада, и обратились в Конгресс с просьбой о приёме в состав США. Конгресс отказался признать штат в таких границах, но в 1850 году принял решение о создании меньшей по площади Территории Юта, губернатором которой стал Бригам Янг. (Претензии мормонов на создание штата Дезерет, тем не менее, продолжались до 1870-х годов).
В 1857 году вновь обострились отношения между мормонами и другими американцами, в основном из-за церковных учений о многожёнстве и теократии. После того как Бригам Янг отказался оставить пост губернатора, президент Джеймс Бьюкенен провозгласил регион взбунтовавшимся и началась так называемая Война в Юте (1857-1858).
Дивизия Армии США во главе с полковником Альбертом Сидни Джонстоном, позднее ставшим генералом в армии Конфедератов, вступила в город и обнаружила, что он совершенно пуст. Дивизия обосновалась на расстоянии около 65 километров на юго-запад от города в лагере Кэмп Флойд. Бригам Янг позже всё-таки решил отказаться от политической власти и был заменён немормонским губернатором, Альфредом Каммингом.
Войска Джонстона маршируют по пустым улицам Солт-Лейк-Сити 26 июня 1858 года
После смерти Янга в 1877 году, другие влиятельные члены церкви продолжали практику полигамии (многожёнства), несмотря на оппозицию в конгрессе Соединённых Штатов. В 1880-х годах многие местные лидеры были заключены в территориальную тюрьму в районе Шугар Хауса (Sugar House) за нарушение законов, запрещающих полигамные браки.
В 1890 году церковь мормонов запретила многобрачие, издав «Манифест» («The Manifesto»), в котором официально указывалось, что члены церкви подчиняются закону страны. Это подготовило почву к тому, что штат Юта получил официальное признание в 1896 году и город Солт-Лейк-Сити стал его столицей.
Но давайте вернёмся немного назад, во времена правления Бригама Янга, и попытаемся пролить свет на тайну появления «марок мормонов».
В 1863 году в «Журнале коллекционера марок» («The Stamp Collector's Magazine») появилась статья, описывающая марку, якобы выпущенную в 1852 году мормонским лидером Бригамом Янгом для предварительной оплаты почтовых расходов в Солт-Лейк-Сити и в остальную часть Территории Юта и обратно. На марке был довольно примитивно изображён портрет Джозефа Смита, основателя Церкви Святых последних дней. Согласно статье, «эта и некоторые другие попытки независимого правительства со стороны Бригама Янга и его последователей привели к тому, что власти Вашингтона направили военные силы на Большое Солёное озеро с целью восстановления порядка и преданности. Однако она не увенчалась успехом».
О первоисточнике информации, которая послужила основой для статьи 1863 года, и которая приписывала маркам некоторую легитимность и историческое значение, ничего не говорилось. Одно это уже должно было насторожить коллекционеров.
Но в 1864 году второй выпуск «Стандартного руководства по коллекционированию почтовых марок» Генри Джона Белларса и Джона Хантера Дэви (Henry John Bellars and John Hunter Davie), изданный в Лондоне, уже представил коллекционерам марок новый раритет (!), который быстро стал известен как «мормонская марка». Первоначальную информацию о марке они явно почерпнули из «Журнала коллекционера марок» и отдельные места цитируют почти дословно. В их версии описание выпуска звучит следующим образом:
«Юта Территория мормонов. 1852
8. Голова Бригама Янга (на самом деле – Джозефа Смита!) влево в круге, грубый орнамент по бокам. Надписи, «Юта»; «Почта» внизу.
5 центов, тускло-синяя.
В 1852 году Бригам Янг выпустил восьмиугольную золотую монету, а вскоре после этого почтовую марку такой же формы. На ней не было указано номинала, но её цена составляла 5 центов. Исполнение очень грубое, оттиск, по-видимому, сделан с деревянного бруска. Похоже, что он был вырезан или выбит восьмиугольным штампом. Эта марка предназначалась для предоплаты писем из одной части долины Грейт-Солт-Лейк в другую или в столицу Солт-Лейк-Сити, или из неё, однако некоторые письма с этими марками попали в Соединённые Штаты и были немедленно отклонены почтмейстером в Вашингтоне. Они когда-то вышли из употребления, но в настоящее время все ещё используется система отправки из одной части мормонской колонии в другую, эта и некоторые другие попытки независимого правления со стороны Бригама Янга и его последователей заставили вашингтонские власти направить военный контингент. Переброска войск к Большому Солёному озеру с целью восстановления порядка и лояльности, однако, не увенчалась успехом.».
(Вся эта история впоследствии была признана мифом, выдумкой от начала и до конца. Но тогда была воспринята коллекционерами с энтузиазмом и большим интересом!) «История» марки была повторена слово в слово в выпуске журнала «The Stamp Collector's Magazine» от 1 февраля 1864 года уже со ссылкой на Белларса и Дэви в качестве источника. Однако такое описание вызвало удивление по крайней мере у одного коллекционера, Х. Сэма Найта из Монпелье, штат Вермонт, который отправил Бригаму Янгу, главе Церкви Святых последних дней, запрос по этому поводу.
В письме от 18 июня 1864 года Янг дал ему ответ: «Сэр, предполагая, что каждый американский гражданин был осведомлён о том, что правительство контролировало все почтовые дела и единолично выпускало почтовые марки, я мог только удивляться вашей просьбе и поэтому написал разъяснения. На ваш запрос от 30 мая я должен ответить, что я никогда не выпускал и даже не думал о выпуске почтовой марки. С уважением, Бригам Янг».
Письмо Янга было перепечатано в выпуске журнала «The Stamp Collector's Magazine» от 1 сентября 1864 года и, естественно, послужило толчком к поиску настоящего автора марки. Охота приняла серьёзный оборот, когда почтовые власти конфисковали конверты с этими марками, предназначенные для пересылки в Англию. Одно дело — создать марку, чтобы обмануть коллекционеров, и совсем другое — обмануть правительство!
Предпринятые усилия по поиску злоумышленников привели к Сэмюэлю Аллану Тейлору, издателю самого первого североамериканского журнала о марках «The Stamp Collector's Record» («Записки коллекционера марок»).
Сэмюэль Аллан Тейлор, ок. 1881 года, Бостон
Не довольствуясь в своём издании отчётами о подлинных раритетах, он сам в 1862 году начал выпускать марки! Сначала это были якобы марки для местных служб доставки, которых на самом деле никогда не существовало, а затем он стал подделывать настоящие марки США и многих зарубежных стран. Тейлор сам называл себя «человеком гибкой совести и склонности к спекуляциям». 15 декабря 1864 года Тейлор опубликовал статью в своём журнале, в которой признал, что это были «факсимиле» «марок мормонов», и включил иллюстрации своих творений с изображением Смита.
Напомню, что «факсимиле» — воспроизведение любого графического оригинала (рукописи, рисунка, чертежа, гравюры, подписи, монограммы), передающее его вполне точно, со всеми подробностями. Другими словами, Тэйлор пытался переложить ответственность по выпуску нелигитимных марок на какого-то мифического издателя и выступить в качестве создателя всего лишь копии уже имеющейся марки. К такой форме оправдания Тейлор прибегнул из-за страха быть отправленным за решётку. А так вроде бы он был и ни при чём. Кто там издал подлинник, кто наклеил отпечатанные марки на конверты? – ищите ветра в поле! Независимо от того, была ли это «пустячная вещь» («факсимиле») или нет, «мормонская марка» стала известна как «одно из классических мошенничеств самого раннего периода коллекционирования марок».
Ни один из исследователей как в XIX веке, так и в наши дни не называет напрямую Тейлора автором «мормонских марок», но есть несколько существенных «НО»! Многие косвенные признаки указывают именное на его авторство этих «раритетов». По времени появление этих «марок» пришлось как раз на период пика активности Тейлора и его преступной группы (да-да, была и такая) по созданию как фантастических, так и фальшивых знаков почтовой оплаты. Группа Тейлора действовала в Соединённых Штатах. Европейским фальсификаторам вряд ли бы пришла в голову идея выпустить марки от имени малоизвестных (или вовсе неизвестных!) в Старом Свете мормонов и заштатного (простите за тавтологию) американского штата, тем более – с узнаваемым (!) портретом Джозефа Смита. Обратите внимание, что лондонские авторы «Стандартного руководства…» человека на портрете назвали Бригамом Янгом, а не Смитом. Вот то-то и оно!
Надо отдать Тейлору должное, он быстро понял, что с властями бодаться – себе дороже и открестился от «марок мормонов» таким оригинальным образом, назвав их «факсимиле». Как бы там ни было, официально властями автор «раритетов» так и не был назван!
Зато надо отдать должное Тейлору, если это было его рук дело. Вся афера с «мормонскими марками» была проведена просто блестяще! Посудите сами.
В 1863 году для журнала «The Stamp Collector's Magazine» Тейлор делает вброс о «марках мормонов».
В то время мир филателии ещё не до такой степени погряз в фальшивках и марочных фантазиях, чтобы не поверить издателю на слово.
В 1864 году Белларс и Дэви, не перепроверив информацию, представили коллекционерам «марки» как новый раритет! (Тейлор: «Легитимность подтверждена!»). «The Stamp Collector's Magazine» тут же перепечатывает слово в слово информацию из «Стандартного руководства по коллекционированию почтовых марок» Белларса и Дэви. (Тейлор: «Вот видите, я же говорил! Это мормоны!»).
1 сентября 1864 года в выпуске журнала «The Stamp Collector's Magazine» опубликовано письмо Янга, отказывающегося от авторства «марок». (Тейлор: «Смотрите, вот информация из первоисточника! Это не мормоны, это кто-то неизвестный!»).
15 декабря 1864 года Тейлор публикует статью в своём журнале, в которой признаёт, что «марки мормонов» якобы были «факсимиле». («Ничего не знаю, я только сделал их точную копию. Да, копии – мои, а кто создал выдуманные – понятия не имею! Как, не нашли автора? Не мои проблемы!»).
Финита! Расследование пущено по ложному следу! Тейлор вышел сухим из воды!
В 1875 году один английский филателистический журнал ещё раз запросил информацию об этой марке у руководителей мормонской церкви и получил ответ от секретаря Бригама Янга, датированный 21 января 1876 года, в котором говорилось, что «Президент Бригам Янг поручил мне сказать Вам, что в «The Stamp Collector's Magazine» ошибочно указано, что он выпустил несколько пятицентовых марок в 1852 году, и, кроме того, он никогда не создавал никаких пятицентовых почтовых отправлений».
По иронии судьбы, интерес к «мормонской марке» стимулировал ещё и имитацию поделки (!) в различных цветах (красном, зелёном, лиловом, жёлтом, синем) и номиналах (2, 5, 8 и 12 центов).
По этому поводу всё тот же «The Stamp Collector's Magazine» (от 1 февраля 1867 г.) сообщал: «Ещё один самозванец... Это была марка штата Юта, которая нашла сторонников во многих странах. Однако после того, как брачный пророк [Бригам Янг] опроверг её подлинность, её время прошло, и теперь образцы мормонских марок редко можно увидеть, разве что в коллекциях очень маленьких мальчиков».
Считается, что в настоящее время «марок мормонов» осталось не более нескольких сотен и они представляют собой довольно интересный исторический и филателистический объект для коллекционирования и даже могут быть использованы в качестве долгосрочных инвестиций.
И, завершая наш рассказ, отметим, что задолго до выхода в свет книги Оттона Гросса и Казимежа Грыжевского «Путешествия в мире марок» было известно о том, что сами мормоны никакого отношения к так называемым «маркам мормонов» не имеют! Авторы книги воспользовались каким-то источником с неверной информацией (не исключено, что это было «Стандартное руководство по коллекционированию почтовых марок» Белларса и Дэви), не удосужились её перепроверить и тем самым ввели в заблуждение о их происхождении несколько поколений филателистов. Не буду говорить, что всего мира, а вот советских – вне всяких сомнений!
И.Л. Шевченко
Другие статьи автора
Зазеркалье политической карты мира Мира Филателии
Зазеркалье политической карты мира Мира Филателии. Окончание