Найти тему
Филателия.Ру

Бесконечность в бесконечно малом. Искусство самоподобия

Всем, кто соскучился по красивой математике, Александр Платонов предлагает свою новую статью о том, как можно рисовать картины с помощью формул. Это очень красиво. Особенно в динамике.

*  *  *

«Под микроскопом он открыл, что на блохе
Живет блоху кусающая блошка;
На блошке той блошинка-крошка,
В блошинку же вонзает зуб сердито
Блошиночка, и так ad infinitum». Джонатан Свифт

Если вы отломите одно из соцветий цветной капусты, то в руках окажется та же капуста, только меньшего размера. Можно продолжать те же действия снова и снова, и каждый раз будут получаться еще более уменьшенные копии той же капусты.

-2

Открывая одну матрешку за другой, мы попадаем в мир простых иерархических самоподобных множеств. Для описания таких систем в математике применяют термин «фрактал». Фракталы – это самоподобные фигуры, которые повторяют свою структуру при увеличении или уменьшении масштаба. Малая часть фрактала выглядит также как и целый фрактал.

-3

Чем так привлекательны изображения? У фракталов дробная размерность! Линия – одномерна, плоскость – двухмерна, объем мы воспринимаем трехмерным. Фракталы принимают, как правило, дробное значение от 1 до 2 или от 2 до 3. Это не линия, не плоскость и не объем, а нечто среднее между ними.

-4

Множество Кантора

Старейшим фракталом считается множество Кантора, одного из основателей теории числового множества. Этот фрактал представляет множество, равное двум копиям самого себя.

-5

Отрезок любой длины делится на три части. Далее вынимается средний участок. На втором шаге подобной процедуры деления на три части с последующим удалением середины подвергаются оба оставшихся отрезка.

-6

Процесс может продолжаться до бесконечности, пока не получится Канторова пыль – множество точек, которые не были удалены.

-7

Древовидный фрактал

Строится на линиях путем прибавления на каждом шаге итерации уменьшенной копии предыдущего звена в виде разветвленной ветки. Так растет крона деревьев.

-8

Подобную форму имеет дыхательная, кровеносная и нервная системы.

-9

К природным относятся и фракталы Георга Лихтенберга, немецкого физика, изучавшего природу разрядов молний.

-10

Такие следы оставляют потоки электронов при высоковольтном разряде.

-11

Древовидный фрактал можно построить и на простых геометрических фигурах, например, на единичном квадрате в виде дерева Пифагора. Уменьшение длины стороны квадрата происходит с коэффициентом 0,707.

-12

Если заменить квадраты на прямоугольники, то дерево будет больше похоже на настоящее.

-13

Кривая Коха

Еще один классический фрактал, который строится на линиях, но результат получается в виде кривой. Для этого нужно отрезок условно разделить на 4 равные части и сложить в виде ребра треугольной формы (итерация №1). Далее каждый из полученных четырех отрезков снова сложить в виде ребра (итерация №2) и т.д. Уже на третьей итерации начинается прорисовываться еще не фигура, но уже и не отрезок. Один из лучших примеров проявления кривой Коха в природе – структура береговых линий. На километровом отрезке побережье выглядит столько же изрезанным, как и на стокилометровом.

-14

Кривую Коха можно замкнуть в форме снежинки. Для этого нужно сложить три отрезка в виде равностороннего треугольника и на каждой стороне получить кривую Коха как в предыдущем примере. При бесконечном делении снежинка (или остров) Коха будет иметь бесконечный по длине периметр, который ограничивает конечную площадь.

-15

Кривая Гильберта

Классическая фрактальная кривая, носящая имя немецкого математика Давида Гильберта.

-16

Условно бесконечная нить заполняет площадь квадрата, проходя через каждую точку этой площади.

-17

А этот кубик можно просто расправить в линию и мы не пропустим ни одной точки с необходимым нам разрешением.

Кубик Гильберта

-18

Главное свойство, благодаря которому используется кривая Гильберта, - расстояние между двумя любыми соседними точками на кривой равно единице. Это позволяет управлять цветовой палитрой на экране монитора. Конкретнее, позволяет создавать наборы цветов для графических редакторов с отсутствием пропусков оттенков, но с шагом, достаточным для различения.

Треугольник Серпинского

Это простейший фрактал канторова множества, равное трем копиям самого себя, где каждая копия делается в два раза меньше.

-19
-20

Классический дырявый квадрат (ковер, салфетку) Вацлава Серпинского можно получить, к примеру, делением квадрата на 9 частей и выбрасыванием центральной части. Затем то же повторяется для оставшихся 8 квадратов, и т. д.

-21

Обобщение ковра Серпинского в трехмерное пространство создает губку Менгера. Каждый из кубиков, из которых состоит итерация, делится на 27 втрое меньших кубиков, из которых выбрасывают центральный и его 6 соседей. То есть каждый кубик порождает 20 новых, в три раза меньших.

-22

Дракон Хартера

Это фрактал, для получения которого достаточно иметь листочек бумаги в клетку и карандаш. Для его построения берется отрезок. Повернув его на 90 градусов вокруг одной из вершин и добавив полученный отрезок к исходному, получим уголок из двух отрезков. Повторим описанную процедуру. Повернем уголок на 90 градусов вокруг вершины и добавим полученную ломаную к исходной и т.д.

-23

При достаточно большом повторении получается кривая в виде дракона.

-24

Множества Жюлиа и Мандельброта

Дракончиков можно получить иным способом.

-25

Все выше описанные фракталы представляют множества действительных чисел. Когда на числовой оси становится «тесно», числа выходят на комплексную плоскость. В этом случае итерацию приходится проводить для уравнений в виде полиномов, например, второго порядка:

-26

Многоликость множество Жюлиа зависит от комплексной переменной «с».

-27

Приведенная последовательность может уходить в бесконечность либо стремиться к некоторой конечной точке комплексной плоскости, называемой аттрактором – к пределу последовательности полинома. Множество всех точек плоскости с конечными аттракторами и называется множеством Жюлиа. Так при значении «с», равному мнимой единице i, получается вот такой красочный ковер:

-28

При некоторых значениях «с» множество Жюлиа теряет связность и рассыпается на мелкие осколки – пыль Фату. Если множество свя́зно, то оно превращается в множество Мандельброта – в один из самых известных фракталов. В центре находится кардиоида или сердце фрактала, которое облеплено почками, наростами и причудливыми усами. Эти почки и наросты в свою очередь облеплены более мелкими почками и так далее.

-29

Показанный на полях почтового блока жук Бенуа Мандельброта самоподобен. Строго математически изображения множеств Мандельброта и Жюлиа должны быть черно-белыми – точка либо принадлежит множеству (черный цвет), либо нет. Но были предложены варианты сделать изображения цветными. Самым распространенным способом является окрашивание точек около внешней границы множества в зависимости от количества итераций. Но Бенуа интересовала именно черная зона! Не окрестность с красивыми цветными протуберанцами, а именно скучная черная часть.

Существует такой простой шуточный тест. Глядя на эту визитку мира фракталов, нужно ответить на простой вопрос: «Что здесь самое важное – черное или цветное?».

-30

Если ответ будет «цветное», то вы, скорее всего, в душе дизайнер. А если «черное», то вы самый настоящий и занудный математик.

Материал подготовлен по серии почтовых марок Макао 2005 года, приуроченной к Году науки и технологий.

Александр Платонов

Другие статьи автора:

С радиацией по жизни

Коллекция без претензий

Что в имени моем тебе…

Из историии мореплавания

Все гениальное просто. Или нет?

Едут-едут по Пекину наши казаки

Созвездие кактусов

Исаак Ньютон и его яблоко

Певец русской природы

А рельсы-то, как водится, у горизонта сходятся

Мятежный «Баунти». По следам золотоносного «Оскара»

Красота и привлекательность Фибоначчи

Из истории изобретения автомобиля

Отсюдова и дотудова. Почему мы так измеряем

Первая энциклопедия математических знаний России

Вильгельм Рентген и его всепроникающие Х-лучи

Самое непростое простое солнечное вещество

От Ламарка до… Ламарка

Электричество, которое сначала открыли, а затем изобрели

Гении великого вращения