Парк «Красная Пресня» в проектах 1930-х
Все советские парки культуры и отдыха были похожи друг на друга. Фонтаны, скульптуры пионеров, кургузые аттракционы, деревья и лавочки. И обязательная эстрада для духового оркестра. Про эту однотипность понимали ещё в 1930-е годы и пытались с ней бороться. Так появился проект Гидротехнопарка на Пресне.
Важное наследие Генерального плана реконструкции Москвы 1935 года — кольцо из 16 парков культуры и отдыха “общемосковского и культурного значения”.
По нему Москва, с одной стороны, превращалась в современный мегаполис, с другой — в цветущий сад с устройством идеального парка (Парка Горького) на месте бывшей свалки и превращением центральных кладбищ (Ваганьковского, Дорогомиловского, Миусского и других) в скверы.
В это же кольцо попал Краснопресненский парк. До революции это была живописная усадьба Студенец с выгодным расположением: на берегу Москвы-реки, у впадения в нее ручья Студенец. Такое обилие воды позволило владельцам усадьбы создать систему каналов, которая существует и сейчас.
Сеть каналов, мощные грунтовые и проточные воды, большое количество прудов в окрестностях и выход к Москве-реке привели проектировщиков 30-х к оригинальной идее: создать Гидротехнопарк на территории бывшей усадьбы Студенец.
Что представлял из себя этот амбициозный проект видно из статьи автора проекта, архитектора М. Черкасова (далее цитаты из его статьи выделены курсивом).
В парке будет устроен ряд каналов и прудов, которые должны соединяться между собой. Так как каналы и пруды будут в разных уровнях вследствие рельефа местности (разность уровней до 6 м), то соединяться они будут плотинами, шлюзами и др. препятствиями. Эти сооружения также будут служить местом изучения техники.
По каналам будет двигаться парковый транспорт, перевозящий посетителей из одной части территории в другую. В качестве перевозочных средств будут … суда, которые бы отличались известной новизной конструкции и формы, например, водяной велосипед…
В прудах и каналах можно будет увидеть и пирогу папуасов, и водяные лыжи, и байдарку, и рыбацкий челнок, и глиссер, и надутую резиновую лодку, … и все судна от самого примитивного до совершеннейших вездеходов.
Под парк предлагалось отвести всю территорию между Москвой-рекой, Окружной железной дорогой и рабочим посёлком Нижняя Пресня.
На другой стороне Москвы-реки высокий красивый берег, занятый кладбищами, подлежащими закрытию. Они в дальнейшем смогут войти в систему гидротехнопарка, распространяя влияние его на Дорогомилово, где не имеется в настоящее время ни одного культурного пункта.
Архитектор Черкасов в своей статье прямо указывал источник вдохновения — слова Сталина: “Техника в период реконструкции решает все”. Идея Гидротехнического парка была в том, чтобы “отдыхать и завоевывать технику на воде”.
Параллельно решались другие задачи, традиционные для парков культуры и отдыха.
Нигде, ни в лесу, ни в деревне, ни в обычном парке нельзя будет так эффективно организовать отдых, как это будет сделано здесь. Рыбная ловля и катание на лодке среди водорослей и нависших ив, — эта обстановка в сто крат эффективней восстановливает производственную энергию, чем что бы то ни было. К тому же, над водой обычно не скапливается пыль.
Москву 1930-х строили как курорт с вечным летом и солнечной погодой. Несмотря на континентальный климат с коротким летом, архитекторы проектировали жилые дома так, будто они находились на средиземноморских широтах, с лоджиями и террасами.
Обводнение Москвы-реки и Яузы должно было превратить город в “цветущий оазис”. Как писал Владимир Паперный, “вода должна прийти в город, чтобы украсить его архитектуру, а архитектура должна украсить эту пришедшую в город воду”. Так взаимно дополняли друг друга проект канала Москва-Волга и Генеральный план реконструкции Москвы.
В будущей Москве — городе счастливых людей, о котором раньше можно было мечтать лишь в утопических романах, — огромное пространство займут сады, парки, бульвары, водные бассейны и фонтаны.
Это цитата архитектора Власова, который проектировал Парк Горького. Он еще предлагал затопить пойму Лужников и превратить излучину Москвы-реки в огромное озеро в 75 гектаров. Там тоже планировалось создать гидропарк.
Идея гидропарка на Пресне сошла на нет уже в 30-х. В 1935 г. Студенец рассматривался как одно из возможных мест для строительства Всесоюзной сельскохозяйственной выставки (ВСХВ, будущая ВДНХ). Но по предложению архитектора Бархина для ВСХВ был выбран участок, примыкавший к Останкинскому парку. Там же был построен павильон “Водное хозяйство” с применением некоторых идей Гидропарка.
Краснопресненский парк остался рядовым ПКиО, правда, ему удалось сыграть свою роль в советской массовой культуре. На Красной Пресне начинается действие важнейшего фильма 1950-х, “Старик Хоттабыч”. Пионеры находят советского джинна в Москве-реке, как раз в районе непостроенного Гидротехнопарка.
В фильме замечательно показана Москва-река до строительства набережных. Даже у незаконченной гостиницы “Украина” берега еще никак не оформлены. Такой эта территория и была всё сталинское время.
Главные ансамбли Краснопресненской набережной строились уже при Брежневе — “Экспоцентр” на западе и Совинцентр (Центр международной торговли) у Трехгорной мануфактуры. Между этими буржуазными элементами впоследствии и оказался Краснопресненский парк.
В 1990–2000-е Центр международной торговли расширился и оброс небоскребами. За “Экспоцентром” вырос ансамбль Сити. Получилась уменьшенная копия Манхэттена в Москве. В таком случае можно сказать, что Краснопресненский парк — это уменьшенная копия нью-йоркского Центрального парка.
Почитать еще:
Черкасов М. Гидротехнопарк // Строительство Москвы. 1932. № 2
Яковлева Г.Н. Парки в структуре Москвы 1930-х гг. // Советское градостроительство 1920–1930-х гг. М., 2009
Власов А.В. Центральный парк столицы // Архитектура СССР. 1935. №10
Паперный В.З. Культура Два. М., 2006